Будаева Б.Н. Вокал Звездочки с тит 2025

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «27» августа 2025 г.

Принято на Педагогичееком
"Утверждено:
приказом № 197
совете Протокол № 0^
от «27» августа 20Ж?Й/# творчеств рт «05» сентября 2025 г
СК / V
МБУ ДО «ДТОР»
район а
.
Н. Ю. Антипова
J

Г О р°А а

Г*

Дополнительная общеобразовательная программа
«Вокал»
Для обучающихся 7-16 лет
Срок реализации 1 год

Разработчик программы
Будаева Байгалма Николаевна
Педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ, 2025 год.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» -

модифицированная

программа

художественной

направленности.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» разработана на основе
нормативных документов:
-

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
-

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

-

Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
-

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №

ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных

дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-

психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
-

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об

утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
-

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и

Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ».
-

Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

Концепция развития дополнительного образования детей в Республике

Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;

-

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января

2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности

для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству,
содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи);
-

Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных

общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ№ 143 от «05» 06
2024 г.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать

творческий потенциал ребенка. Способствует развитию целого комплекса умений,

совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей

профессиональным творческим навыкам, но и развитии их творческих способностей,
возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Актуальность

Актуальность программы
предлагаемой образовательной программы

заключается

в

художественно-эстетическом развитии обучающихся. В школе традиционно обучаются
дети, не все наделенные музыкальными способностями, но которые любят музыку и желают

учиться петь. Не все дети могут заниматься в музыкальных школах. Актуальность
предполагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на

программы художественно-эстетического развития школьников, материально-технические
условия для реализации которого имеются на базе МАОУ «СОШ №55 г. Улан-Удэ».

Создание программы «Вокал» позволит детям реализовать желание - научиться

правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить возможность для
творческого самовыражения.

Направленность данной программы художественная.

Новизна программы заключается в расширении условий для комплексного

музыкально-образовательного развития творческой и познавательной деятельности детского
объединения через приобщение к музыкальной культуре и искусству.
Педагогическая целесообразность программы.

Занятие любым видом творческой деятельности заметно обогащает внутренний

мир человека, выводит его на совершенно иную орбиту общения с окружающим миром.
Занятие вокалом не является в данном случае исключением.
является

Программа «Вокал» является здоровьесберегающей. Основой хорошего пения
правильный

певческое

дыхание.

обязательной частью занятий вокалом, улучшает

Упражнения

на

дыхание,

являющееся

деятельность мозга, обменные процессы, кровообращения, т.е. является хорошим

жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает
проблему гиподинамию современных людей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом

помогает решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у детей культуру речи.
Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки, облегчающие
процесс адаптации в обществе. Публичные выступления формируют у учащихся

психологическую стойкость, а социально-значимая деятельность воспитанников коллектива
помогает сформироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства

ответственности за личные и коллективные результаты. Со временем пение становится для
ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В

процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству,

развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального

искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать внутреннее
эмоциональное состояние.

Программа отличается тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное

образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных

способностей школьников разных возрастных соразмерно личной индивидуальности;

- способствует выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся, а также

лиц, проявивших выдающиеся способности;

- содержание программы «Вокал» может быть основой для организации учебно-

воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и
навыков отдельно взятых учеников;

- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру

на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а
не общепринятое описание системы работы;

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края,

песенным репертуаром;
-

для

учащихся

с

яркими

вокальными

способностями

предусмотрена

профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству
в колледже искусств и т.д.

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических

праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности
общеобразовательной школы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать

творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Адресат программы.

развитие

Программа «Вокал» предназначена для детей 7-16 лет, направленная на духовное
школьников.

При

организации

занятий

учитываются

возрастные

психологические особенности школьников, степень их музыкальной подготовки.

и

Условия реализации программы.

Набор учащихся осуществляется на основании музыкальных и певческих

способностей (прослушивание) и предварительного индивидуального собеседования с

целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и
характера заинтересованности в занятиях.
Форма и режим занятий

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа в 4 разновозрастных группах.
Продолжительность занятия -45 минут.
Формы занятий:



коллективная, в которой учащиеся рассматриваются как целостный коллектив;

групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников,

имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
Типы занятий:



вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного



практико-теоретические занятия, на которых излагаются теоретические



практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают музыкальную



комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения

периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;
сведения и отрабатываются приемы вокально-сценического мастерства;

грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством сценической пластики.
иллюстрируются музыкальными примерами, видеоматериалами, показом педагога.
Формы организации обучения

По особенностям коммуникативного взаимодействия, по дидактической цели:


занятие «Презентация вокального кружка»;



занятие-постановка,



занятие – концерт;

репетиция

развиваются актерские способности детей;


творческие отчеты;



общественные акции;








-

отрабатываются

концертные

номера,

тематические вечера, концерты
проекты;

конкурсы;

драматизация и ролевые игры;
«Концерт по заявкам»;

музыкальные игры (кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный

композитор", игры-импровизации);


творческие мастерские;



выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,



семейные гостиные;

конкурсов, фестивалей.

ЦЕЛЬ программы – развитие музыкально-творческих способностей у детей с любым

уровнем вокальных данных через жанр эстрадного вокала.
ЗАДАЧИ программы:

Обучающие – формировать основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, ее

языке, средствах выразительности, жанрах; певческие навыки; навыки сольного и

ансамблевого пения; умение работать с фонограммой, микрофоном; навыки выразительного
исполнения эстрадных произведений; навыки сценической культуры.

Развивающие – развивать голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и

регистровые возможности; вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство
ансамбля; творческую фантазию, воображение; оценочное музыкальное мышление;
артистическую смелость, умение держаться на сцене.

Воспитательные –воспитывать интерес к певческой деятельности; художественный и
музыкальный

вкус;

творческую,

духовную

и

культурно

–

развитую

личность;

коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение,
доверие,

ответственность;

трудолюбие,

целеустремленность;

самоорганизацию,

самоконтроль; нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
концертной деятельности; способность к самореализации в пространстве культуры.
Учебный план по предмету «Вокал»
Срок реализации 1 год. 18 часов в неделю .
№
п\п
1.

2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1

Наименование разделов/тем
программы
Инструктаж по технике
безопасности.
Прослушивание голосов,
диагностика
Теоретическая подготовка
Строение голосового аппарата
Голос и его свойства, гигиена
голоса
Положение корпуса во время
пения
Вокальная работа:
Работа над музыкальными
произведениями
Работа над музыкальными
произведениями

Количество часов
всего
теори практи
я
ка
2
1
1

Формы аттестации
Опрос,
входной контроль

3
1
1

3
1
1

-

опрос
опрос

1

1

-

опрос

102

23

79

78

21

57

3.2

Работа над песней

12

2

10

3.3

Работа над музыкальными
произведениями, посвященными
Дню матери

6

-

6

Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений

3.4

6

-

6

4.
4.1

Работа над музыкальными
произведениями новогодней
тематики
Распевки
Вокальные произведения распевки

14
2

-

14
2

4.2

Интонационные распевки

2

-

2

Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений
Выполнение
практических
упражнений

4.3

Упражнение
практических занятий

2

-

2

4.4

Распевки скороговорки

2

-

2

4.5

Вокал

1

-

1

4.6

Распевание гласных звуков

2

-

2

4.7

Упражнение на одной ноте

1

-

1

4.8

2

-

2

5.
5.1

Упражнение поступенным
расположением звуков
Дыхание
Виды дыхания

8
1

2
1

6
-

5.2

Дыхательная гимнастика

2

-

2

5.3

Пение на опоре

3

1

2

5.4

Цепное дыхание

2

-

2

6.
6.1

Дикция и артикуляция
Дикция

13
3

2
1

11
2

6.2

Вокальные упражнения:
работанад гласными

2

-

2

6.3

Артикуляция

3

-

3

6.4

Логические ударения.
Главныеслова. Паузы

2

1

1

6.5

Пословицы и поговорки для
тренировки ударных и
безударныхгласных
Пение в унисон

3

-

3

3

-

3

7.

8

упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
наблюдение
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практически
х
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений

7.1

Унисон на долгом звуке

3

-

3

8.
8.1

Вокальные
Тембр голоса

10
1

3
-

7
1

8.2

Нижний регистр голоса

3

1

2

8.3

Средний регистр голоса

3

1

2

8.4

Верхний регистр голоса

3

1

2

1
12
3

-

1
12
3

Промежуточная диагоностика
9.
Звуковедение
9.1
Фразировка в песне. Направление
мелодии по высоте.
9.2

Плавное пение: legato

2

-

2

9.3

Раздельное пение: nonlegato

2

-

2

9.4

Отрывистое пение: staccato

2

-

2

9.5

Связное пение

3

-

3

10.
10.1

Ритм
Ритм .Ритмические упражнения

5
3

1
-

4
3

10.2

Темпоритм

2

1

1

11.
11.1

Вокальная позиция
Выведение звука вперед

13
2

-

13
2

11.2

Пение на зевке

2

-

2

9

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
концерт
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практически
х

упражнений
11.3

Певческая позиция для нижнего
регистра

2

-

2

11.4

Певческая позиция для среднего
регистра

2

-

2

11.5

Певческая позиция для высокого
регистра

2

-

2

11.6

Позиция при пении звуков разной
высоты

3

-

3

12.
12.1

Атака звука
Атака звука

16
4

4
2

12
2

12.2

Ударение в сове. Акцент

4

-

4

12.3

Активная подача звука

4

-

4

12.4

Мягкая атака звука

4

2

2

13.

Образно-художественное
исполнение
Обьект внимания зритель

12

3

9

2

1

1

13.2

Эмоциональность и характер
музыки

3

1

2

13.3

Художественный образ

4

1

3

13.4

Сценическое движение

3

-

3

14.

Итоговое занятие
Итого:

2
216

42

2
174

13.1

10

выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
выполнение
практических
упражнений
Отчетный концерт

Содержание программы
Главная задача учебной программы «Вокал» состоит в выработке вокальной техники не по
частям, а целостно: дыхание, дикция, фразировка, формирование гласных, плавность
звуковедения, агогика звука – все это должно развиваться одновременно и постепенно
совершенствоваться в ходе целесообразных упражнений. Отсюда следует, что основной
принцип построения содержания программы – целостный и системный подход к процессу
формирования вокальных навыков.
Раздел 1. Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Прослушивание голосов,
диагностика (2 ч)
Раздел 2. Теоретическая подготовка (3 ч)
Теория: Строение голосового аппарата. Голос и его свойства, гигиена голоса.Положение
корпуса во время пения
Раздел 3. Вокальная работа: работа над музыкальными произведениями (102 ч)
Теория: Работа над музыкальными произведениями. Работа над патриотической песней.
Практика: Работа над музыкальными произведениями. Работа над патриотической
песней. Работа над музыкальными произведениями, посвященными дню матери.
Работа над музыкальными произведениями новогодней тематики.
Раздел 4. Распевки(14 ч)
Практика: Вокальные упражнения: распевки. Интонационные распевки. Упражнения на
различные интервалы. Распевки-скороговорки. Вокализация. Распевание гласных звуков.
Упражнения на одной ноте. Упражнения с поступенным расположением звуков.
Раздел 5. Дыхание (8 ч)
Теория: Виды дыхания. Пение на опоре.
Практика: Виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Пение на опоре. Цепное дыхание.
Раздел 6. Дикция и артикуляция (13 ч)
Теория: Дикция. Артикуляция.
Практика: Дикция. Вокальные упражнения: работа над гласными. Артикуляция.
Логические ударения. Главные слова. Паузы. Пословицы и поговорки для тренировки
ударных и безударных гласных.
Раздел 7. Пение в унисон (3 ч) Практика:
Унисон на долгом звуке Раздел 8. Вокальные
регистры (10 ч)
Теория: Нижний регистр голоса. Средний регистр голоса. Верхний регистр голоса.
11

Практика: Тембр голоса. Нижний регистр голоса. Средний регистр голоса.
Верхний регистр голоса.
Промежуточная диагностика (1 ч)
Раздел 9. Звуковедение (12 ч)
Практика: Фразировка в песне. Направление мелодии по высоте. Плавное пение:legato.
Раздельное пение: nonlegato. Отрывистое пение: staccato. Связное пение.
Раздел 10. Ритм (5 ч)
Теория: Темпоритм
Практика: Ритм. Ритмические упражнения. Темпоритм
Раздел 11. Вокальная позиция (13 ч)
Практика: Выведение звука вперед. Пение на зевке. Певческая позиция для нижнего
регистра. Певческая позиция для среднего регистра. Певческая позиция для верхнего
регистра. Позиция при пении звуков разной высоты.
Раздел 12. Атака звука (16 ч)
Теория: Атака звука. Мягкая атака звука.
Практика: Атака звука. Ударение в слове. Акцент. Активная подача звука. Мягкая атака
звука.
Раздел 13. Образно-художественное исполнение (12 ч)
Теория: Объект внимания – зритель. Эмоциональность и характер музыки.
Художественный образ.
Практика: Объект внимания – зритель. Эмоциональность и характер музыки.
Художественный образ. Сценическое движение.
Итоговое занятие (2 ч) Отчетный концерт
Планируемые результаты:
Личностные:
 формировать устойчивый интерес к пению, эмоционально-ценностное отношение
к музыкальному искусству;
 формировать устойчивые предпочтения в области эстетически ценных
произведений искусства;
 развить образное и ассоциативное мышления, творческое воображение;
 приобрести первичные навыки самостоятельной музыкальной деятельности.
Метапредметные:
 умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
12



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
 умение организовывать учебное соотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
 приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной вокально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные
технологии,
стремление
к
художественному
самообразованию;
 формировать
умения
анализировать
собственную
вокально-певческую
деятельности;
 овладеть основами самоконтроля, самооценки.
Предметные:
 сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой
части общей духовной культуры;
 овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально
воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое образное
искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми
понятиями эстрадного вокального искусства;
 знание характерных особенностей вокальных жанров и основных стилистических
направлений, владение навыками эстрадного пения;
 умение творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
пении;
 приобретение
умений
и
навыков
ансамблевого
исполнительства,
сформированность навыков сценической культуры исполнения вокальных
произведений;
 использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни.
Форма аттестации.
График проведения аттестация обучающихся регламентируется локальными актами ОУ:

- положением,

- годовым учебным графиком для творческих объединений МБУ ДО «Дом творчества

Октябрьского района г. Улан-Удэ».

По окончании освоения содержания программы предусмотрена итоговая аттестация.
Итоговая аттестация проводится в форме концертное выступление.
Также

результативность

образовательного

первичного, текущего промежуточного контроля.

13

процесса

отслеживаются

в

рамках

Виды контроля

Основные параметры

Период

Первичный

Определение степени интересов и сентябрь
уровеня подготовленности детей к октябрь
занятиям. Природные физические
данные каждого ребенка. Уровень
развития общей культуры ребенка

наблюдение,
беседа

Текущий

Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности обучающихся
в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных
методов и средств обучения.

Педагогическое
наблюдение,
опрос, беседа,
Анализ
концертных
выступлений,
прослушиваний.

Промежуточная

Определение степени усвоения По окончании
учащимися учебного материала. полугодий и 1
Определение
результатов
года обучения
обучения

Итоговая
аттестация

Определение изменения уровня
развития обучающихся.
Определение результатов обучения.
Получение сведений для
совершенствования
образовательной программы и
методов обучения

В течение
учебного

По окончании
освоения
программы (в
конце 3 года
обучения).

Способ

Педагогическое
наблюдение,
опрос, беседа,
Анализ
концертных
выступлений,
прослушиваний
Анализ
результатов
деятельности
обучающихся

Оценочные материалы. Основные принципы оценивания:

В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных

оценок:

-

доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;

-

конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;

-

Диагностика

положительное отношение к усилиям обучающегося;

конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

результативности

освоения

обучающимися

содержания

дополнительной

общеобразовательной программы «Вокал» осуществляется по показателям: теоретическая
подготовка, практические умения и навыки.

14

Критерии и показатели результативности освоения обучающимися учебного материала
показатели
критерии
баллы
Степень выраженности
оцениваемого критерия
1.
Теоретическая подготовка обучающегося.
1
Теоретические знания Соответствие
Минимальный уровень (ребенок
теоретических знаний
овладел менее чем ½ объема
ребенка программным
знаний, предусмотренных
требованиям.
программой);
1 Год обучения
Особенности и
Средний уровень (объем
5
возможности
усвоенных знаний составляет
певческого голоса.
более ½);
Элементы эстрадного
Максимальный уровень
10
вокала. Его
(ребенок освоил практически
отличительные
весь объем знаний,
признаки.
предусмотренный программой
Певческое дыхание.
за конкретный период)
Типы дыхания

Владение
специальной
терминологией

ВЫВОД:

2.

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

Уровень теоретической
подготовки

Минимальный уровень
(ребенок, как правило, избегает
употреблять специальные
термины);
Средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно в полном
Соответствии с их содержанием)
Низкий
Средний
Высокий

1

5
10

2 -6
7 – 14
15 - 20

Практическая подготовка ребенка

Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой.

Соответствие
практических умений и
навыков программным
требованиям

1 Год обучения.

Правильность дыхания
при пении.
Правильность
артикуляции и дикции
при исполнении
произведения.
15

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем
½, предусмотренных
программой умений и
навыков);
Средний уровень (объем
освоенных умений и навыков
составляет более ½);
Максимальный уровень
(ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренные программой
за конкретный период)

1

5

10

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением.

Творческие
навыки

ВЫВОД:

Работа с микрофоном,
звукоусиливающей
аппаратурой.

Креативность в
выполнении
практических заданий

Уровень практической
подготовки

Методические

процесса – очно.

материалы

Минимальный уровень умений
(ребенок испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием);
Средний уровень (объем
освоенных умений и навыков
составляет более ½);
Максимальный уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
Начальный (элементарный)
уровень развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога);
Репродуктивный уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца)
Творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
Низкий
Средний
Высокий

Особенности

организации

1

5
10

1

5
10

3 – 10
11- 22
23 - 30

образовательного

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются

следующие методы обучения в основе которых лежит уровень деятельности детей:
практические:

 игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и

закрепление определенных навыков;

 творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки),
наглядные:

 просмотр видеозаписей и презентаций по конкретным темам;

 посещение концертов с обязательным обсуждением увиденного;

 просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности;
репродуктивные:

 участие в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня;
16





частично-поисковые:
совместный с преподавателем выбор репертуара,
проблемные:



создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.
Дидактические материалы (оборудование)

- методические рекомендации;
- журналы
- энциклопедия;
- аудиозаписи, видео и фотоархив;
- сборники песен;
- сценарии мероприятий;
- костюмы

Форма подведения итогов по разделу
(теме)
- открытое занятие;
- тестирование;
- папка с результатами творческой
деятельности обучающегося
(портфолио);
- участие в конкурсах районного,
городского, областного, регионального и
российского уровней;
- участие в праздниках, викторинах,
конкурсах;
- анкетирование;
- тестирование (по запросу родителей);
- опрос

Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение.

Успешная реализация программы зависит от наличия определенной материально -

технической базы.

Дидактические материалы
1. Таблицы:
диафрагма;
связки;

типы певческих голосов.

дыхательная гимнастика.

портреты композиторов, фотографии исполнителей разных эпох.
2. Методические материалы:
нотный материал;

фоно- и видеотеки;

материал для бесед.
Для учебных занятий необходимо наличие:


специального кабинета (оформление, стол педагога, посадочные места и парты



синтезатора;

для детей, т.к. программа предусматривает изучения теории и чередование пения стоя и сидя);
17



ученической доски;



микрофонов и стоек для них;



аудиоаппаратуры (музыкальный центр);



компьютера;



мультимедийной доски;



большого зеркала;



нотных изданий;



записей аудио, видео в формате МР-З для слушания и анализа музыки, записи

фонограмм в режиме + и - ;


сценических костюмов, декораций;



звукозаписывающей аппаратуры для создания минусовых фонограмм.

Требования к уровню подготовки педагога.
Для того, чтобы преподавать пение и определять возможности обучающихся в этом

направлении деятельности, необходимо:


Изучение сущности вокального искусства, его основных техник, особенностей, а



Знать исторические предпосылки возникновения пения, его развития как



Изучить жанры, их особенности и требования к исполнителям;

также методик преподавания.

творческого вида деятельности;


мастерства;

Рассмотреть методики преподавания вокала и техническое развитие вокального



Изучить особенности воздействия на слушателя.



Проводить теоретические и практические занятия;






Активно участвовать в реализации образовательных программ;
Организовывать репетиционный процесс по классу вокала;

Воспитывать у обучающихся музыкальный вкус и музыкальный такт;

Совершенствовать их дисциплинарные навыки, прямо связанные с повышением

качества вокального мастерства.

Руководителю вокального ансамбля следует учитывать то, что детский голосовой

аппарат находится в постоянном росте и развитии. Поэтому в вокальной работе с детьми
педагогу необходимо:

18



учитывать психофизиологические особенности детей разных возрастных групп;



не допускать форсированное и продолжительное пение;




следить за изменениями тембра и диапазона голоса;

воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.

Форма реализации программы – очная.

Для детей, особо выделяющихся своим музыкальным развитием, красивым тембром

голоса и одаренностью, предусмотрена возможность индивидуальных образовательных
маршрутов освоения программы.

Список информационных ресурсов
Информационное обеспечение: записи выступлений с концертов, конкурсов, праздничных
мероприятий, открытых занятий;
Интернет источники:

http://notes.tarakanov.net – нотная библиотека Б. Тараканова;
http://notonly.ru – нотный архив;

http://propianino.ru/katalog-not - каталог нот;
http://www.notomania.ru – нотный архив;

http://www.melodyforever.ru – ноты современных песен для фортепиано;
http://sheets-piano.ru – нотный архив;

http://x-minus.org – сайт минусовых аранжировок песен;

http://vkmonline.com/minusovki - сайт минусовых аранжировок песен;

http://minusovki.mytracklist.com - сайт минусовых аранжировок песен;
http://mp3ostrov.me – сайт минусовых аранжировок песен;

http://tourkids.ru – информация о фестивалях детской эстрадной песни;
http://www.det-fond.ru – сайт о фестивалях детского творчества;
http://xn--80adimcr2bip.xn--p1ai – Фестивали РФ;

http://rus-festival.ru – фонд развития творчества детей и молодёжи «Улыбка»

Дидактический материал.

19

1. Освоение скороговорок улучшает речь, повышает концентрацию внимания, тренирует
нервные связи между мозгом и органами речи. Музыкальные скороговорки для упражнений на
дикцию и развитие примарного диапазона можно найти в сборнике:

Погребинская М.М. Музыкальные скороговорки. В 2-х т. – СПб: Композитор -Санкт Петербург,
2007.

2. Начальное развитие ритмической системы ребенка имеет очень важное значение, так как

является основополагающим для его нервно-психической деятельности. В работе можно
использовать разработки Т.Г.Вогралик:

Метроритмический букварь: Учебное пособие для…?/ Т.Г.Вогралик… и др. – СПб:
Издательство «Композитор – Санкт Петербург», 2008 и 2010гг.

3. Распевание – один из важнейших видов деятельности на занятии. оно готовит голосовой и
мышечный аппараты к дальнейшему пению, помогает развивать музыкальные способности в

целом. Вокально-тренировочные упражнения можно найти в сборнике «Методика музыкальнопевческого воспитания»Д.Огородного:

Огороднов Д.Е.Методика музыкально-певческого воспитания. – СПб: Издательство «Планета
музыки», 2014г.

4. Также много полезных и практичных распеваний и комментариев к ним собрано в сборнике
«Школа хорового пения» В.Соколова и В. Попова:

Соколов В., Попов В, Абелян Л. Школа хорового пения. Вып.2.- М.: Музыка, 1987г.

5. Много полезной информации о музыке для бесед с детьми и развития их кругозора можно
найти в издании «Музыка от А до Я» Эмиля Финкельштейна.

Финкельштейн Э. Музыка от А до Я . – СПб: Композитор – Санкт-Петербург, 2010.
Список литературы для педагогов
1.

Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.

3.

Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991

2.
4.

Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.

«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния

исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие
диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
5.

Далецкий О. Н. «О пении»

7.

Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.

6.
8.
9.

10.

Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»

Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983

20

Современные нотные пособия
1.

«Жили – были Трали - Вали» М.Е.Полякова Челябинск «Урал LTD» 1997г.

3.

«Необычные песенки для дошкольного и младшего школьного возраста»

2.

«Песни для дошкольников и млад. школьников! Москва «Айрис Пресс» 2007г.

Шушарина Ростов - на -Дону «Феникс» 2006г.
4.

«Музыкально-игровой

материал

для

дошкольников

5.

«Мы играли в паповоз» Ярославль Академия развития «Холдинг» 2003г.

Н.Н.Алпарова В.А.Николаев Ростов – на – Дону «Феликс» 2009г.
6.

и

младших

С.В.Крупа-

школьников»

«Ладушки». Программа музыкального воспитания для дошк. мл. школьного возраста

изд. «Композитор» Санкт-Петербург. 2012г.
7.

«Зимушка-Зима» Песни, пьесы и танцы для дошк. мл .школ. изд. «Композитор» Санкт-

8.

«Три мюзикла для детей» Муз. В.Бровко. изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2012г.

Петербург 2012г.
9.

«Крошка Ру.» Мюзиклы для детей. Учебно- методическое пособие. Изд. «Композитор»

Санкт –Петербург 2009г.
10.

«Музыкальные праздники для дош . мл. шк.»

Учебно –методическое пособие»

11.

Миловская «Распевание на уроках пения» изд. «Музыка»1977г.

13.

«Танцы ,игры, упр. для красивого движения» Ярославль 2004г.

И.А.Кутузова А.А.Кудрявцева изд. «Просвещение» Москва 2005г.
12.
14.
15.

2007г.

«На родимой стороне» популярные народные песни Ярославль2004г.
« Музыкальная грамота в картинках» Г.П.Шалаева изд. «Эксмо» Москва 2006г.

«Лучшие попевки и песенки для муз. развития малышей» Е.В.Горбина Ярославль

16.

«Как у наших у ворот» И.Каплунова И.Новоскольцова пособие для муз. руководителей

17.

«Развивающие музыкальные игры» И.Асамова М.Давыдова Москва 2007г.

19.

«В лунном сиянье». Романсы изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2011г.

изд. «Композитор» Санкт –Петербург 2003г.
18.
20.
21.
22.

«Эстрадное пение» Экспресс курс Москва 2006г.

«Песни, игры, танцы, шутки для моей малютки» изд. «Современный композитор» 1990г
«Музыкальный букварь» Ветлугина изд. «Музыка» Москва 1986г.
«Забавное сольфеджио! Л. Абелян. Москва 1985г

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».