Начальное обучение игры на гитаре c титульным 2025

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В каждом человеке природой заложено творческое начало, и рано или поздно появляется

желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом
искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером

по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Гитара-струнный
музыкальный инструмент, один из самых распространенных в мире. Без её участия трудно
представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы.

Решение задач музыкального образования учащихся требует от педагога дополнительного

образования тщательного планирования работы и разработки программы, опираясь на

педагогический опыт и творческое воображение. Только тогда можно последовательно и

систематически развивать интересы и вкусы учащихся, их музыкальные, творческие
способности, формировать взгляды, убеждения, навыки и умения.

Направленность программы «Начальное обучение игре на гитаре» - художественная.

Программа направлена на ознакомление учащихся с миром музыки, чувств и настроений. Через
музыку и, непосредственно через игру на гитаре, ребенок может раскрывать свой внутренний
мир, самовыражаться и духовно обогащаться. При обучении игре на гитаре ребенок

приобщается к музыкальной культуре, учится ориентироваться в современном музыкальном
мире.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное

обучение игре на гитаре» разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
-

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный

-

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение

-

Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении

закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
-

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России
ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных

дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей

с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом

их особых образовательных потребностей»;
-

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об

утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
-

Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от

24.08.2015 № 512-р;
-

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.4.3648 – 20);
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N

2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
-

Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных

общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ
09 2025 г.

№ 197 от «05»

Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует популяризации игры

на гитаре среди подростков, методика преподавания имеет дифференцированный подход.

Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются учащимся в образовательной
деятельности в ходе работы над произведениями.

Педагогическая целесообразность программы заключается в учете индивидуальных

особенностей подростков, в разнообразии видов деятельности в условиях дополнительного
образования, возможности самоутверждения и самореализации.
Цель

программы:

развитие

личности

подростка,

самовыражению через овладение основами игры на гитаре.
Задачи:

2

способного

к

творческому

Образовательные (программные):

 знакомство со строением и происхождением гитары;
 обучение основным приемам игры на гитаре;

 обучение буквенным обозначениям аккордов и аккордовым последовательностям;
 овладение музыкально - теоретическими знаниями.
Метапредметные:
 формирование

мотивации

к

художественному

настойчивости в достижении цели;

творчеству,

целеустремлённости

и

 приобщение учащихся к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах,
концертах и фестивалях детского творчества;

 осуществление самоконтроля выполняемых практических действий, корректировку хода
практической работы.

Личностные:

 формирование представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и


эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях.

Планируемые результаты реализации программы

Программные результаты первого года обучения:

- знают и понимают: историю создания гитары, нотную грамоту

- умеют: правильно сидеть за инструментом, настраивать гитару, исполнять элементарные
аккорды, играть в унисон

Программные результаты второго года обучения:
- знают и понимают теорию музыки;

- умеют: исполнять усложненные аккорды, 3 боя на гитаре, играть соло на гитаре с правильной
постановкой пальцев, гамму ля- минор, играть медиатором и пальцами сложные аккорды
- владеют навыками самостоятельного выполнения упражнений для аккордов,
транспортировать.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения поставленных задач;

- умение осознанно использовать музыкально-выразительные средства для решения творческой
задачи; стремление к творческой самореализации средствами музыкальной деятельности;
- участие в общественной жизни Центра;

3

-

развитие

деятельности.

положительных

чувств

от

результатов

индивидуальной

и

коллективной

Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, творческой и других видах деятельности.

Отличительной особенностью программы является то, что подростки получают

реальную возможность через знакомство с широким и разнообразным репертуаром овладеть
инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе.

Адресат программы: программа адресована учащимся среднего и старшего школьного

возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, общее

количество учебных часов по программе – 72 часа. Условия набора в учебное объединение:
принимаются все желающие.

Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных образовательных

технологий.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации

учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий -групповая.
Продолжительность

занятий

устанавливается

в

зависимости

от

возрастных

и

психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет
40 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является

контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения

УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по
завершении реализации программы.

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков

(УиН) и качества освоения УиН:

4



начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих



промежуточная аттестация – с 15 января;

годах обучения 15 сентября;


мая.

аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, 15

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода

обучения по программе.
Контроль

программных

УиН

осуществляется

по

следующим

критериям:

владение

практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения
практических заданий, владение коммуникативной культурой.

Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме:
 практическое занятие;

 музыкальный диктант;



Используемые методы:

исполнение музыкальных композиций;
прослушивание.

Промежуточная аттестация - в форме:

 контрольное занятие (возможно в тестовой форме);
 практическое занятие;

 концертное выступление.
Используемые методы:



исполнение музыкальных композиций;



практическая работа;




зачет;

прослушивание.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме:
 контрольное занятие (возможно в тестовой форме);
 творческий отчет;

 отчетный концерт.

Используемые методы:





исполнение музыкальных композиций;
зачет.

Результаты аттестации по завершении реализации программы и промежуточной аттестации

фиксируются в протоколах. Выпускникам учебных групп по результатам аттестации по
5

завершении реализации программы выдаются свидетельства о прохождении полного курса
обучения по образовательной программе.

Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится

2 раза в год: в начале года – с 15 сентября и в конце года - с 15мая.

Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по

следующим

критериям:

организационные,

интеллектуальные умения и навыки.

информационные,

коммуникативные,

Критерии оценки результатов освоения программы:

Исполнительские:
 качественное воспроизведение нотного текста;
 приемы звукоизвлечения;
 постановка игрового аппарата, беглость.
Совместное исполнительство:
 совместное исполнение окончания, ритм и вступление;
 синхронизация своей партии с другими (аккомпанемент с мелодией);
 соподчинение динамики, темпа, ритма, особенностей общему замыслу произведения.
Музыкально-теоретические
 качество звука, выразительность;
 теоретические знания (в рамках программы)
 познавательная активность.
Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее
обеспечения:
Учебное

помещение,

установленных

СанПиН

соответствующее
2.4.4.3172-14

требованиям

санитарных

норм

«Санитарно-эпидемиологические

и

правил,

требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного

образования

детей»,

утвержденных

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При
организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и
видов работ для ведения образовательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

 музыкальные инструменты – гитары;
 пюпитры для нот;
 стулья;

 подставки для ног;

 подставки для гитары;
 стол письменный;
 колонка

6

 микрофоны на стойке.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

 Обучающие схемы, таблицы аккордов;

 Сборники авторских и эстрадных песен.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение:

творческих конкурсов, концертов, посещение библиотеки, выставок и концертов и т.д.). Для
воспитательного пространства характерно:

 наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;

 построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками
педагогического процесса.
Эффективно

решать

учебно-воспитательные

задачи

можно

только

в

тесном

сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно

обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при
организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является
сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным
способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:





родительские собрания;

индивидуальные беседы и консультации;

анкетирование, социологический опрос родителей;
совместные воспитательные мероприятия.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебный план
№ Название раздела, темы
Количество часов
п/
Все Теория Практика
п
го
1
Вводное занятие
2
1
1
1.1 .Тема 1.1. Цели и задачи занятий. 2
1
1

2

Теория

музыки

4

2

2

2.1

Историческая справка о гитаре
(части и устройство
инструмента,техника
безопасности).

2

1

1

7

Формы аттестации/
контроля
беседа,
опрос,
индивидуальная
работа, контрольное
занятие.
контрольное занятие,
опрос

2.2

Буквенное обозначение аккордов 2
(До – С; Ре – Д, Ми – Е, Фа – F и
т.д.)

1

1

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

10

3

7

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

10

3

7

2

1

1

Основные аккорды (на I, IV, V 2
ступенях – Т35, S35, D35.
Функции- Т, S, Д.

1

1

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

ТеИТТемпоритмическая
2.3
система
(знак
3

Освоение аккордов и приемов
игры (игра аккордов разным
боем и перебором)

3.1 Постановка рук .посадка ,
положение корпуса
3.1

3.2 Баррэ.

2

1

1

3.3 Приемы игры для правой руки.

4

1

3

4
4

6
6

4. Репертуар гитариста.
10
4.1 Знакомство с творчеством авторов 10
песен.

5
Исполнительское мастерство.
30 6
5.1 Работа над техникой исполнения 10 2
на инструменте.

24
8

5.2 Работа
над
мастерством

5.3 .
Работа
над
репертуаром.

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.
контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

вокальным 10

2

8

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

концертным 10

2

8

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического задания

8

6
Индивидуальная работа
6.1 . Работа с детьми,
усваивающими программу

12
слабо 12

ИТОГО

72

3
3

9
9

22

50

контрольное занятие;
опрос,
выполнение
практического
задания.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание программы .

Раздел I. Введение в программу.

Тема 1. Раздел 1. Вводное занятие.
Тема 1.1. Цели и задачи занятий.

Теория: Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой; краткое ознакомление с учебной

программой. Правила поведения на занятиях. Режим работы. Инструктаж по технике
безопасности.

Практика: опрос учащихся по теме.
Тема 2.. Теория музыки.
Тема 2.1. Историческая справка о гитаре (части и устройство инструмента,
техника безопасности).
Теория: История появления и развития инструмента, родственные инструменты.
Устройство гитары, принципы звукоизвлечения, физические свойства струны.
Практика: Показ педагогом игры на музыкальном инструменте. Опрос учащихся.
Тема: 2.2. Буквенное обозначение аккордов (До – С; Ре – Д, Ми – Е, Фа – F и т.д.)
Теория: Беседа об аккордах (обозначение аккордов, правильное написание аккордов и их
исполнение на музыкальном инструменте).

Практика: запись в нотной тетради, игра аккордов на музыкальном инструменте.
Тема: 2.3. Темпоритмическая система (знакомство с темпом, ритмом, длительностью).
Теория: Знакомство с музыкальными терминами: темп, ритм, длительность.
Практика: запись в нотной тетради (какие темпы, ритмы, длительности существуют в музыке)
9

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практический

Формы и методы подведения итогов: контрольное занятие; опрос, выполнение практического
задания.

Раздел 3. Освоение аккордов и приемов игры (игра аккордов разным боем и перебором).
Тема: 3.1. Посадка, постановка рук.
Теория: Правильная посадка и постановка правой и левой руки.
Практика: Упражнения на открытых струнах. Упражнения для левой руки. Упражнения для
правой руки. Упражнения на координацию обеих рук. Упражнения на всех струнах.

Тема: 3.2. Основные аккорды (на I, IV, V ступенях – Т35, S35, D35. Функции- Т, S, Д.
Теория: Понятие – основные аккорды на главных ступенях лада. Понятие – устойчивый,
неустойчивый аккорд.

Практика: Игра основных аккордов.
Тема: 3.3. Освоение аккордов на приеме баррэ.
Теория: Понятие – баррэ.
Практика: Подготовительные упражнения - баррэ – зажатие 2-х, 3-х струн, 4 – 5 струн, 6
струн на всех ладах). Игра аккордов с баррэ.
Тема: 4.4. Приемы игры для правой руки.
Теория: Ознакомление с разными приемами игры (щепок, щелчок, перебор, бой).
Практика: игра разных приемов игры.
Раздел 4. Репертуар гитариста.
Тема 4.1: Знакомство с творчеством авторов песен.
Теория: Короткая биография, знакомство с популярными песнями:
1) В. Высоцкий (биография, популярные песни).
2) Б. Окуджава (популярные песни).

10

3) В. Цой (биография, популярные песни).
4) И. Тальков (популярные песни).
5) Ю. Визбор (популярные пе
6). Бутусов (популярные песни).
7) .Знакомство с творчеством ВИА :«ДДТ», «Наутилус
Помпилиус», «Любэ» и т.д.
8) Знакомство с песнями времен В.О. войны, современными
патриотическими песнями.
9) Знакомство с бардовскими песнями.
Практика:

разучивание и исполнение популярных песен.

Раздел 5. Исполнительское мастерство.
Тема: 5.1. Работа над техникой исполнения на инструменте.
Теория: Работа правой руки при игре гаммообразных пассажей и гамм. Работа левой руки при
игре мелодической линии, гамм. Аппликатура. Развитие беглости пальцев. Аккордовая

техника. Перемещение левой руки при игре аккордами. Игра аккордовых последовательностей.
Приёмы малое, большое баррэ. Позиция. Смена позиции. Мелизмы.

Практика: Игра упражнений для выработки техники. Игра аккордовых последовательностей,
украшений.

Тема: 5.2. Работа над вокальным мастерством. (развитие голоса, интонации, дикции, дыхания).
Теория: Знакомство с понятием, что такое интонация, дикция, дыхание.
Практика: работа над голосом (распевания, упражнения, исполнение песен).
Тема: 5.3. Работа над концертным репертуаром.
Теория: знакомство с понятием - сцена, сценическая речь.
Практика: индивидуальные занятия, репетиции.
Раздел 6. Индивидуальная работа (подготовка концертных выступлений, репетиции).
11

Тема: 6.1. Работа с детьми, слабо усваивающими программу.
Теория: Повторение пройденного материала.
Практика:

Повторение

произведениями.

упражнений,

приемов

игры

на

инструменте.

Работа

над

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания
учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее

благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого
учащегося.

Принцип демократизации - проявляется в предоставлении учащимся свободы для
саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной
направленности и стиля.

Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных задач необходимо

добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором учащиеся не только знают, но и
умеют применять свои знания на практике, при игре на музыкальном инструменте. В свою
очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и
совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.

Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма занятий способствует
достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию

индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно
- значимых ценностей.

Принцип последовательности - содержательные задачи решаются методом изложения учебного
материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными
возможностями ребенка и направлен на достижение целостности и единства всех

составляющих компонентов программы – тематики и занятий, нотного исполнительского
материала, различных видов концертной деятельности.

-методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядно-слуховой,

практический, словесный, наглядно-зрительный, исполнительский и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.).

-формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуальная

-формы организации учебного занятия – урок, урок-концерт, музыкальные викторины,
беседы, музыкальные композиции

12

-педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология
дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология

развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения.

- алгоритм учебного занятия:

Занятие состоит из трех частей: вводная (20 мин.), основная (20 мин.), перерыв (10
мин) ,основная (30 мин )заключительная (10 мин.)

Вводная часть – состоит из настройки инструмента, разминки :. проигрывание упражнений .
Игра боя по обозначению, игра медиатором переменными штрихами.
Основная часть – работа над музыкальными произведениями.

Заключительная часть – закрепление пройденного материала, подведение итогов, домашнее

задание

Методические указания

Обучение игре на гитаре начинается с подготовки учащихся. Закладываются основы

музыкальной грамоты, посадки, постановки рук, звукоизвлечения. Разучивая и проигрывая

несложные произведения, учащиеся учатся правильно распределять звучность инструмента,
чисто интонировать, понимать содержание и стиль исполняемого произведения.

В процессе освоения программы педагог прививает учащимся навыки грамотной,

осмысленной аппликатуры, раскрывающей художественное содержание произведения, дает

представление о ритмических схемах различных эстрадных жанров и стилей, о музыкальной
форме песен. На конкретных примерах рассматриваются закономерности построения
аккомпанемента.

В работе над репертуаром педагогу необходимо добиваться различной степени завершенности

исполняемого музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть
подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи в порядке
ознакомления.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.М. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ростов-на Дону. «Феникс»,
2010 г.-127 с.

2. В. Манилов. Учись аплодировать на гитаре. Киев:Com Coh Press, 2008 г. -320 с.
3. В. Шумидуб. Школа-самоучитель части 1,2. М.: Шумидуб, 2006 г.
4. Д. Сагрерас. Школа игры на гитаре. М.: «Торопов»,2001 г.-32 с.

5. Е. Сенюрин. Ритм-гитара и лучшие ритмы планеты. «Композитор». С.-П: 2002 г.-92 с.
13

6. П. Вещицкий. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор» М.:
1989 г.-112 с.

7. Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Советский композитор», 1989 г.
Литература для детей и родителей:

1. А. Баработкина. Сольфеджио. М.: Музыка, 1986 г.

2. А.Ф. Гайман. Донотный период обучения гитаристов. М. Престо: 2003 г.
3. Г.Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. М.: Калинина, 2012 г
4. Л.В. Соколова. Чтение нот. Композитор. С.-П.,: 1996 г.

6

ГЛОССАРИЙ

Атемпо — возвращение к предыдущему темпу.

Акцент — выделение определенной ноты для изменения или подчеркивания ритмического
значения такта.

Аккорд — комбинация трех или более нот, играемых одновременно; также используется для
обозначения «подготовленного» положения на струнах пальцев правой руки.

Арпеджио — разорванный аккорд, при котором ноты играются последовательно, а не
одновременно.

Аранжировка — переложение музыкального произведения, написанного для другого
инструмента, для исполнения его на гитаре.

Альтерация — alteratio - изменение, повышение или понижение какого либо звука без
изменения его названия.

Аппликатура —нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю. Теперь это

незнакомое многим слово стало понятным. Расстановка, способ постановки пальцев в нашем
случае на струны.
.

Безымянный палец — третий палец правой руки (на котором принято носить обручальное

кольцо); сокращенно обозначается буквой а.

Баррэ — несколько нот, зажимаемых одновременно одним пальцем частично (полубаррэ) или
полностью (полное баррэ) па одном ладу.

Басы — звуки низкого регистра музыкального произведения, составляющие его гармоническую
основу.

Бемоль — знак, понижающий ноту на один полутон.

14

Бекар — это знак альтерации, означающий отмену ранее назначенного знака бемоль или диез
для той ноты, перед которой он стоит

Би-тональность — использование двух тональностей одновременно; широко применялась
Стравинским (1882-1971).

Большой палец — большой палец правой руки, сокращенна обозначаемый р.

Вариация — творческая обработка музыкальной темы.

Веерные распорки — деревянные распорки на внутренней поверхности деки, расположенные в

виде раскрытого веера.

Верхний круг — верхняя часть корпуса гитары от грифа до резонатора.

Вибрато — быстрые движения пальца из стороны в сторону по грифу, вызывающие легкие

колебания высоты звука.

Восьмерка — корпус гитары, напоминающий но форме восьмерку.

Вспомогательный знак — знак диеза, бемоля или бекара перед отдельной нотой, меняющий ее
тональность на полутон и отменяемый следующей тактовой чертой.
Высота струн — высота расположения струп над грифом.

Гармоническая планка — усиливающая рейка, приклеиваемая к внутренней стороне деки
поперек корпуса гитары.

Гамма — это звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного

повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из

восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются
римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть
тонике. В До мажоре тоникой является звук до.

Гармония — одно из самых главных понятий музыкального искусства. Приятная для слуха

слаженность звуков, их порядок, соразмерность, стройность. Благозвучие как порядок в царстве
звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований это и есть
музыкальная гармония.

Гитарный бой — это ритмический рисунок, который создаётся ударами по струнам пальцев
правой руки. В зависимости от исполняемой песни, ритмических рисунок боя может быть
разным.

Диез — это знак альтерации, обозначающий повышение стоящей справа от него ноты на один
полутон.

Капода́стр (итал. Capo — головка, верх; и итал. tasto — лад; дословно: верхний порожек)

— зажим, использующийся в струнно-щипковых инструментах (гитара, балалайка, мандолина),
для высотной транспозиции путём искусственного укорачивания звучащей части струн.

15

Колки — Специальное устройство на верхнем конце грифа предназначенное для крепления и
натяжения струн. Стандартное натяжение нейлоновых струн от 5 до 7 кг на струну, в сумме

натяжение 6 струн примерно 30-40 кг. Натяжение стальных струн в два раза выше нейлоновых,
суммарное натяжение которых на шестиструнной гитаре составляет от 65 до 80 килограмм в

зависимости от диаметра струнн. Такая разница в натяжении объясняет одну из причин, почему
нельзя ставить стальные струны на гитару предназначенную для нейлоновых струн.

Лады — это металлические детали, расположенные по всей длине накладки грифа гитары.

Мажор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания мажорных
произведений воспринимается как «светлая» и «радостная». Контраст мажора и минора
составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Медиатор — это приспособление для защипывания струн при игре на некоторых струнных
щипковых музыкальных инструментах (типа лютни, цитры, мандолины, гитары); костяная,

пластмассовая, металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на
палец.

Мелодия — это последовательность музыкальных звуков.

Минор — один из двух ладов гармонической тональности. Обычно окраска звучания минорных

произведений воспринимается как «темная» и «грустная».

Музыкальный звук — это звук, который имеет определённую частоту (ноту), в отличии от
шума, который не имеет фиксированной частоты.

Название звуков — До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Нота— от латинского nota это знак, условный графический знак.

Нотный стан, нотоносец — называется строка из пяти линий, на которых размещаются ноты.

Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях, между линиями, под
первой линией, над пятой линией, на нижних добавочных линиях, на верхних добавочных
линиях.

Октава — называется группа звуков от звука До до следующего До. В гитаре существуют
четыре октавы: Большая не полная, Малая, Первая и Вторая.
Пение — издавание голосом музыкальных звуков.

Перебор — последовательное проигрывание звуков аккорда извлекаемх путём защипывания

струн гитары одним или несколькими пальцами правой руки. Как правило, перебор представляет
собой повторяющийся ритмический рисунок.

Табулату́ра — форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме

инструмента. Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на
которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.
Тоника — первая ступень тонального ряда.

16

Транспозиция — перенесение мелодии из одной тональности в другую.
ФАНЕРА -фонограмма.

ФЕЙД- угасание звуков композиции как концовка. Если на концерте используется этот прием перед вами фанера.

ФЛАЖОЛЕТ -удар по струне, когда левый палец лишь ее легонько касается в зоне ее
метрического деления (например, над 12 ладом). Получается гудящий звук.

ФЛАЖОЛЕТ ИСКУССТВЕННЫЙ -струна прижата или отжата - не важно, флажолет

вызывается пальцем правой руки и медиатором. На драйв-дисторшне таким макаром свистят.
Таким же способом я могу сыграть рок-н-ролльный квадрат на одной струне только правой
рукой не прикоснувшись ни к одному ладу.

ШТРИХ -движение медиатора при касании струны.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».