КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАНУДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»
Принята на заседании мето
дического совета
Прото
кол № 03
от «27» августа 2025г.
Принято на Педагогическом" ' Утверждено
совете Протокол №
№ 197 от
от «27» августа
2025 г
МБУ ДО «ДТОР»
Ю. Антипова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Робототехника»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
Доржизапова Сэсэгма Дондоковна
Улан-Удэ,
2025 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ
«Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09
от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
- Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
- Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ№ 143 от «05» 06
2024 г.
Актуальность:
Актуальность программ робототехники определяется бурным развитием технологий, расширением сфер применения роботов в промышленности и быту, а также необхо-
димостью подготовки специалистов, способных работать с автоматизированными системами. Программы робототехники развивают у обучающихся логическое и творческое
мышление, навыки командной работы, а также помогают ориентироваться в технологиях
21 века, что важно для будущих профессий и научно-технического прогресса.
Направленность дополнительной общеразвиающей программы:
Программа относится к технической направленности, ориентирована на развитие
интереса учащихся к конструированию, программированию, информационных и технологических технологий. А также формирование системного мышления через практическую
деятельность и командную работу.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том что, она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и работы с информацией дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Адресат программы
Программа предназначена к реализации с обучающимися 8-11 лет, проявляющие
интерес к технике и программированию. Группа может формироваться как одновозрастная, так и разновозрастная. В группу принимаются все желающие.
Особенности организации образовательного процесса
Форма занятий - групповая, по подгруппам, в парах, индивидуальная.
При организации обучения используется дифференцированный, индивидуальный
подход. На занятиях используются следующие педагогические технологии: кейстехнология, здоровье сберегающая, информационно-коммуникационные технологии, игровая, проектная.
Формы обучения
Форма обучения: очная – очно-заочная – заочная. Очная (сочетание аудиторных и
выездных занятий). Очно-заочная (сочетание очных занятий и электронного обучения;
применение дистанционных технологий, сетевых форм). Заочная (заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).
Уровень программы, объем и сроки реализации, дополнительной общеразвивающей программы
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Срок
освоения и объем программы: 1 год - 126 часов.
Общий объем программы (общее количество часов) – 126 часов.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. (4 часа в неделю). Занятия – спаренные
по 40 минут с перерывом 10 минут.
1.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, освоение Hard- и Soft-компетенций обучающимися в области робототехники через использование кейс-технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- изучить основы программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
- осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации.
Развивающие:
- развить умение применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве и сфере обслуживания;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы
на вопросы путем логических рассуждений, способствовать развитию алгоритмического
мышления;
- способствовать расширению словарного запаса;
- способствовать формированию интереса к техническим знаниям;
- способствовать формированию умения практического применения полученных
знаний;
- сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- способствовать применению технологии запоминания информации;
- сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями.
Воспитательные:
- способствовать формированию представлений о мире профессий, связанных с
изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
- способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
- способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества
при выполнении командных заданий;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения
отечественной науки и техники.
№
1
2
Название разделов, тем
Вводное занятие
Кейс 1 «Основы конструирование»
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2.1
Знакомство с LEGO
Mindstorms EV3
2
1
1
2.2
Движение и повороты
4
1
3
2.3
Объекты и препятствия
2
1
1
2.4
Использование захвата
2
1
1
2.5
Цвета и линии
2
1
1
2.6
Углы и шаблоны
2
1
1
2.7
Заводской робот
2
1
1
3
Формы аттестации
Вводное тестирование
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Кейс 2 «Инженерная лаборатория»
3.1
Метод проб и ошибок
4
1
3
3.2
Первая передача
4
1
3
3.3
Переключение передач
4
1
3
3.4
Скольжение вниз по
склону
4
1
3
3.5
Свободное падение
4
1
3
3.6
Подъем по склону
4
1
3
3.7
ГироБой
4
1
3
3.8
Сортировщик цветов
4
1
3
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
Щенок
4
1
3
3.10 РобоРука H25
4
1
3
Самостоятельная работа
Проект на свободную
3.12
тему
4
6
6
3.9
3.11
6
Устный опрос
6
Выполнение работы,
наблюдение
Кейс 3 «ApitorKit»
4.1
Знакомство с Apitor
«Apitor Kit»
4
1
3
4.2
Машина робот на пульте управления
4
1
3
4.3
Робот слон
4
1
3
4.4
Робот музыкальная
шкатулка. Датчик цвета
4
1
3
4.5
Кран-манипулятор
4
1
3
4.6
Карусель
4
1
3
4.7
Робот-пылесос
4
1
3
4.8
Коробка-сюрприз
4
1
3
4.9
Самолет
4
1
3
4.10 Маятник
4
1
3
4.11 Робот боксер
4
1
3
Самостоятельная работа
Проект на свободную
4.13
тему
ИТОГО
6
6
4.12
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
6
126
Устный опрос
6
45
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
Текущий контроль,
выполнение работы,
наблюдение
81
Выполнение работы,
наблюдение
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие
Тема: Вводное занятие
Теория: Понятие «робот» и «робототехника». Виды роботов. Знакомство с набором
LEGO Mindstorms EV3. Из чего состоит робототехнический набор: модуль EV3, большой
мотор, средний мотор, датчик цвета, датчик расстояния, датчик касания. Среда программирования, основные блоки.
Практика: Запись программы и запуск на выполнение.
Раздел 2.1 Знакомство с LEGO Mindstorms EV3
Тема: Знакомство с LEGO Mindstorms EV3
Теория: Понятие алгоритма
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по инструкции. Написание первой программы и наблюдение за движением робота.
Раздел 2.2 Движение и повороты
Тема: Движение и повороты
Теория: Понятие линейного алгоритма. Что такое приводная платформа?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по инструкции. Программирование движение вперед. Расчет количества оборотов колеса в зависимости от расстояния. Программирование движения по кругу. Программирование поворота. Создание программы для
движения вперед с поворотами.
Раздел 2.3 Объекты и препятствия
Тема: Объекты и препятствия
Теория: Ультразвуковой датчик, применения и принцип работы.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по инструкции. Написание программы
для распознавания препятствий с помощью датчика расстояния и выведение на экран
оставшегося расстояния до объекта.
Раздел 2.4 Использование захвата
Тема: Использование захвата
Теория: Моторизованный инструмент. Для чего используются? Какой инструмент
следует использовать для перемещения объектов?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по инструкции. Тестирование готовой
программы и анализ движения робота, при перемещении с объектом и составление собственной программы.
Раздел 2.5 Цвета и линии
Тема: Цвета и линии
Теория: Датчик цвета. Для чего используются? Преимущества и недостатки использования цветных линий для ориентирования. Режимы «яркость отражения света»,
«яркость внешнего освещения». Самостоятельное передвижение робота по линии.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по инструкции. Тестирование работоспособности датчика цвета. Составление и тестирование подпрограммы.
Раздел 2.6 Углы и шаблоны
Тема: Углы и шаблоны
Теория: Использование гироскопического датчика и шаблонов «Мои блоки». Понятие энкодеры моторов. Гироскопические датчик. Применение гироскопического датчика в
робототехнике. Полезные применения датчика.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по инструкции. Установка гироскопического датчика на передвижную платформу. Программирование для гироскопического датчика. Применение раздела «мой блок».
Раздел 2.7 Заводской робот
Тема: Заводской робот
Теория: Классификация заводских роботов. Способы управления такими роботами.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по инструкции. Программирование заводского робота для выполнения нескольких задач: передвижение по линии, перемещение
объектов, определение препятствий на пути робота.
Раздел 3.1 Метод проб и ошибок
Тема: Метод проб и ошибок
Теория: Что значит достаточно хорошо? Совершенствование роботов инженерами.
Определение «погрешности». Какие факторы определяют допустимую погрешность?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов с коническими шестеренками. Программирование и запуск робота для наглядного понимания определения «погрешность».
Раздел 3.2 Первая передача
Тема: Первая передача
Теория: Что значит достаточно хорошо? Совершенствование роботов инженерами.
Определение «погрешности». Какие факторы определяют допустимую погрешность?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов с коническими шестеренками. Программирование и запуск робота для наглядного понимания определения «погрешность».
Раздел 3.3 Переключение передач
Тема: Переключение передач
Теория: Повышающая и понижающая передача. Когда нужно переключать передачу?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов с переключением передач. Программирование и запуск.
Раздел 3.4 Скольжение вниз по склону
Тема: Скольжение вниз по склону
Теория: Трение. Трение покоя. Когда трение полезно? Когда оно нежеоательно?
Коэффициент трения.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов наклонной платформы. Программирование и запуск. Определение коэффициента трения и выведение на экран программируемого
модуля.
Раздел 3.5 Свободное падение
Тема: Свободное падение.
Теория: Свободное падение. В вакууме.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов испытательной башни. Программирование и запуск. Экспериментальное определение ускорения свободного падения.
Раздел 3.6 Подъем по склону
Тема: Подъем по склону
Теория: Освоение концепции силы и движения.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов для поднятия по склону. Программирование и запуск. Тестирование собранного робота на поверхности поднаклоном.
Раздел 3.7 ГироБой
Тема: ГироБой
Теория: Балансировка определение. Важность и применение. Какие датчики помогут балансировать роботу ?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов способных балансировать в движении.
Программирование и запуск. Тестирование собранного робота.
Раздел 3.8 Сортировщик цветов
Тема: Сортировщик цветов
Теория: Что такое сортировщик цветов? Принцип работы. Где могут пригодится?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов сортировщиков цветов. Программирование и запуск. Тестирование собранного робота.
Раздел 3.9 Щенок
Тема: Щенок
Теория: Для чего нужен робот-щенок? Основные характеристики и функции таких
роботов?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов робота-щенка. Программирование и запуск. Тестирование собранного робота.
Раздел 3.10 РобоРука H25
Тема: РобоРука H25
Теория: Манипуляторы. Классификация и виды манипуляторов. Основные характеристики. Применение в разных отраслях.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов РобоРука H25. Программирование и запуск. Тестирование собранного робота.
Раздел 3.11 Самостоятельная работа
Тема: Поиск информации для собственного проекта
Теория: Какого робота хотите создать? Какие задачи он будет выполнять? Придумайте как он будет выглядеть и какие компоненты нужны для его создания?
Раздел 3.12 Проект на свободную тему
Тема: Мой робот
Практика: Сборка, программирование собственного робота. Тестирование и корректировка конструкции и программы. Презентация робота.
Раздел 4.1 Знакомство с Apitor «Apitor Kit»
Тема: Знакомство с Apitor «Apitor Kit»
Теория: Знакомство со средой «Apitor Kit». Что такое Scratch?
Практика: Запись программы и запуск на выполнение.
Раздел 4.2 Машина робот на пульте управления
Тема: Машина робот на пульте управления
Теория: Виды роботов машин. Виды управления.
Практика: Сборка робота по инструкции. Подключение к пульту управления. Составление линейной программы для движения машины.
Раздел 4.3 Робот слон
Тема: Робот слон
Теория: Роботы животные. Для чего создают таких роботов? Практическое применение. Ветвления.
Практика: Создать и запрограммировать шагающего робота сложной зубчатой передачи.
Раздел 4.4 Робот музыкальная шкатулка. Датчик цвета
Тема: Робот музыкальная шкатулка. Датчик цвета
Теория: Практическое применение. Ветвления. Циклы.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.5 Кран-манипулятор
Тема: Кран-манипулятор
Теория: Практическое применение. Ветвления. Циклы. Применение шестеренок.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.6 Карусель
Тема: Карусель
Теория: Практическое применение. Ветвления. Циклы. Червячная передача.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.7 Робот-пылесос
Тема: Робот-пылесос
Теория: Робот пылесос. Практическое применение. Ветвления. Циклы. Инфракрасный датчик.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.8 Коробка-сюрприз
Тема: Коробка-сюрприз
Теория: Коробка-сюрприз. Практическое применение. Особенности. Принцип работы. Датчик цвета.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.9 Самолет
Тема: Самолет
Теория: Робот самолет. Особенности. Принцип работы.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.10 Маятник
Тема: Маятник
Теория: Принцип маятника. Особенности. Принцип работы.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.11 Робот боксер
Тема: Робот боксер
Теория: Робот боец. Основные функции боевых роботов. Принцип работы.
Практика: Сборка робота по инструкции. Программирование и управление.
Раздел 4.12 Самостоятельная работа
Тема: Поиск информации для собственного проекта
Теория: Какого робота хотите создать? Какие задачи он будет выполнять? Придумайте как он будет выглядеть и какие компоненты нужны для его создания?
Раздел 4.13 Проект на свободную тему
Тема: Мой робот
Практика: Сборка, программирование собственного робота. Тестирование и корректировка конструкции и программы. Презентация робота.
Планируемые результаты
Предметные:
По окончании программы обучающиеся:
- освоят базовые технические термины и понятия;
- основные компоненты робототехнических наборов;
- конструктивные особенности различных моделей;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- устройство и работу различных видов и типов датчиков
Уметь
− Обучающиеся научатся основным видам способов соединения деталей конструктора «Лего»;
- создавать и корректировать при необходимости программы на основе компьютерной
программы;
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов
(планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу на основе конструктора ЛЕГО;
- демонстрировать технические возможности роботов.
Метапредметные:
− Будет сформирован навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение
договариваться в разных ситуациях, умение работать в команде;
− Будут сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умения
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− Будут освоены способы решения проблем творческого и поискового характера;
− Будет сформировано умение находить решение в нестандартных и ранее незнакомых ситуациях;
- приобретение базовых практических знаний и навыков, необходимых для самостоятельной разработки проектов, а именно самостоятельная работа при решении поставленной задачи, конструирование и программирование робота для определенных целей и
выполнению определенных задач;
Личностные:
− Будет сформирован устойчивый интерес к творческой деятельности;
− Будут сформированы навыки творческой деятельности;
− Будут сформированы начальные навыки адаптации в современном обществе: будет принята и освоена социальная роль учащегося.
- развитые эмоциональные возможности в процессе создания творческих проектов
по созданию роботов;
- улучшенная память, воображение, а также образное и логическое мышление;
- развитая мелкая моторика рук, аккуратность в исполнении работ.
Воспитательные:
- умение работы в коллективе;
- интерес к изучению современной информатики и программирования;
- сформированные основы культуры поведения, культуры общения, культуры гигиены;
- трудолюбие, ответственность
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающих
форм аттестации
Формы аттестации
Время проведения
Цель проведения
Формы аттестации/ контроля
Входная диагностика
В начале учебного года
Определение уровня развиВходное тестирование
тия обучающихся,
выявление интересов, творческих
способностей
Текущий контроль
В течение учебного года
Опенка качества освоения
Текущий контроль, выполучебного материала пройнение работы, наблюдение
денной темы: отслеживание
активности обучающихся,
их готовности к восприятию
нового, корректировка методов обучения
Опрос, практическое задание
В конце «этапа» обучения
Определение успешности
Защита проекта на свободразвития обучающегося
ную тему
усвоения им программы на
определенном «этапе» обучения
Итоговая аттестация
В конце курса обучения
Определение успешности
Защита проекта
освоения программы и установления соответствия достижений обучающихся
планируемым результатам
Оценочные материалы
Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения работ, наблюдения, теста,
устного ответа. Промежуточная аттестация представлена в виде выполнения кейсов.
Промежуточная и итоговая аттестация.
Кейс 1 «Основы конструирование».
Требования к работе: определить проблему и цель проекта, предложить технологическое решение поставленной проблемы. Выполнить сборку робота и его программирования, применив знания полученные входе прохождения кейса. Объяснение принципа работы собранной модели.
Критерии оценки: определена четко проблема и цель проекта, обоснованное решение данной проблемы. Качественная модель робота и его механической части, корректно
написана программы, а также её работоспособность. Четкое и логичное объяснение принципа работы, конструкции и программного обеспечения.
Оценивание работы: зачет/незачет.
Устный ответ.
Устный ответ оценивается по критериям, включающим полноту, правильность, самостоятельность и логику изложения материала, осознанность понимания темы.
Оценка «5» ставится за полный, правильный и логичный ответ без или с минимальными ошибками, «4» — за ответ с незначительными неточностями или неполнотой, а
«3» — за частичное понимание материала, часто с помощью наводящих вопросов.
Тест.
Тест предназначен для оценки уровня знаний, умений, навыков полученных входе
обучения.
Критерии оценивания тестовых работ
Оценки за контроль ключевых компетенций учащихся по пяти бальной шкале. При
выполнении заданий ставится оценка:
Оценка «3» - за 50-70% правильно выполненные заданий, оценка «4» - за 70-85%
правильно выполненные заданий, оценка «5» - за правильное выполненные более 85% заданий.
Методические материалы
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются
комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей,
причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения наставника и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением наставника;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Календарный учебный график программы
Год обучения
Дата начала
обучения
Дата окончания обучения
Всего учебных недель
Количество часов в год
Режим занятий
Сроки промежуточной
аттестации
Сроки итоговой атестации
1 год
01.10.2025
28.05.2026
32
126
2 раза в неделю по 2
часа
11 – 15 января
12-22 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, классная доска, шкафы для хранения конструкторов и стеллажи для хранения
учебной литературы и наглядных пособий.
Ресурсы:
1.
Комплект LEGO Mindstorms EV3 – 5 наборов;
2.
Комплект LEGO Apitor Apitor Kit – 13 наборов.
Список литературы
1.
Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И.В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. – М.: Машиностроение, 2012.
2.
Богатырев А.Н. Электрорадиотехника. Учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
3.
Гордин А.Б. Занимательная кибернетика. – М.: Радио и связь, 2007.
4.
Перышкин А.В. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
5.
Громов СВ., Родина Н.А. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.
6.
Фу К., Гансалес Ф., Лик К. Робототехника: Перевод с англ. – М. Мир, 2010.
7.
Шахинпур М. Курс робототехники: Пер. с англ. – М.; Мир, 2010.
8.
Ф.Жимарши Сборка и программирование мобильных роботов в домашних
условиях – М., НТ Пресс, 2008 г.
9.
Д. Вильямс Программированный робот, управляемый с КПК – М., НТ
Пресс, 2006 г.
10.
Д. Вильямс Программируемые роботы – М., НТ Пресс, 2006 г.
11.
Интеллектуальная школа робота RoboRobo.
12.
www.myrobot.ru
13.
www.easyelectronics.ru
14.
www.roboforum.ru
15.
http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
16.
http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
17.
http://learning.9151394.ru
18.
http://mon.gov.ru/pro/fgos/ - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты:
19.
http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
20.
www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html
21.
http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc
22.
http://www.openclass.ru/wiki-pages/123792
23.
http://pedagogical_dictionary.academic.ru
24. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
Приложение 1
Пример вводного тестирования
Тестирование:
Задание 1.
Настоящий робототехника знает, как называется каждая деталь в конструкторе.
Предлагаемвам соотнести предложенные детали Lego (слева) и их названия (справа)
1
А
пластина
2
Б
балка с выступами
3
В
кирпич
4
Г
балка
5
Д
шестеренка
6
Е
ось
7
Ж
шестеренка корончатая
Задание 2. Кирпичики.
Известно, что фигура построена из одинаковых серых кирпичиков, но
половину фигуры не видно. Мысленно достройте фигуру симметрично относительно линии. В бланк ответов запишите, сколько всего кирпичиков использовано в полной фигуре, если известно, что все кирпичики расположены одинаково и в ширину только 1 ряд?
Задание 3. Строим сами.
Выберите три детали, из которых можно собрать данную фигуру слева.
1
2
3
4
5
6
Задание 4. Куда крутится?
Посмотрите внимательно на рисунок и определите, в какую сторону крутится шкив
Б (большой), если известно, что шкив А (большой) крутится по часовой стрелке. В Бланк
ответов запишите сторону (по часовой стрелке или против часовой стрелки).
Задание 5. Будьте внимательны!
Какое из зубчатых колес вращается быстрее?
а) колесо А,
б) колесо В,
в) с одинаковой скоростью.
Задание 6. Составь инструкцию
Все вы хоть раз собирали модели по инструкции. Мы предлагаем вам почувствовать себя в роли составителя инструкции! Составьте картинки по порядку сборки и соберите инструкцию. В Бланк ответов запишите последовательность этапов сборки без пробелов, например, 12345.
1
2
4
5
Задание 7. Как называется парк «LEGO»:
1) Аквапарк
2) Диснейленд
3) Мир Уолта Диснея
4) Леголенд
Задание 8. Как называется эта деталь?
1) Пластина
2) Балка
3) Втулка
4) Основание
3
Задание 9. Определите размер кирпича:
1) 2*8
2) 6*24
3) 8*16
4) 10*24
Задание 10. Кто из перечисленных людей является создателем конструктора Lego?
1) Фредерик Магле
2) Оле Кирк Кристиансен
3) Артур Гуджик
4) Натан Савайя
Задание 11. Найди подходящий
Очень часто при конструировании теряются детали. Выбери, какую деталь необходимо
поставить вместо вопросительного знака, чтобы закончить ряд без пропусков.
1
А
Г
2
Б
Д
3
В
Е
Задание 12. Вставьте пропущенные слова в «3 закона робототехники»:
1. Робот не может причинить вред ________ или своим бездействием допустить, чтобы _________ был причинён вред.
2. Робот должен ____________ всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит ________ или ____________.
Задание 13. Как называется ременная передача?
1.
2.
3.
4.
Повышающая
Прямая
Перекрестная
Понижающая
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»
Принята на заседании методического совета
Протокол № 03
от «27» августа 2025г.
Принято на Педагогическом
совете Протокол № 03
от «27» августа 2025г.
Утверждено:
приказом № 197 от
«05» сентября 2025 г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
_________Н. Ю. Антипова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе технической направленности
«Робототехника»
на 2025 – 2026 учебный год
Группы № ___ год обучения 1
Улан – Удэ 2025 г
Учебно-календарный график
Форма занятия
Форма
контроля
Дата по
плану (заполняется
сразу в соответствии
с расписанием)
Теория: Понятие «робот» и «робототехника». Виды роботов. Знакомство с набором
LEGO Mindstorms EV3. Из чего состоит
робототехнический набор: модуль EV3, Групповая,
большой мотор, средний мотор, датчик по подцвета, датчик расстояния, датчик касания. группам
Среда программирования, основные блоки.
Практика: Запись программы и запуск на
выполнение.
Вводное
тестирование
03.10.2025
Всего часов
№
1
Раздел программы.
Тема занятия
Вводное занятие
Краткое содержание занятия
Теория
1
Практика
1
Кейс 1 «Основы конструирование»
2
2.1
2.2
Знакомство с
LEGO
Mindstorms EV3
Движение и повороты
1
1
1
Групповая,
Теория: Понятие алгоритма
по подПрактика: Сборка моделей Лего-роботов
группам
по инструкции. Написание первой программы и наблюдение за движением робота.
Текущий
контроль,
выполне07.10.2025
ние работы, наблюдение
3
Понятие линейного алгоритма. Что такое Групповая,
приводная платформа?
по подПрактика: Сборка моделей Лего-роботов группам
по инструкции. Программирование движение вперед. Расчет количества оборотов
колеса в зависимости от расстояния. Программирование движения по кругу. Про-
Текущий
контроль,
выполне- 10.10.2025
ние рабо- 14.10.2025
ты, наблюдение
Дата по
факт(зап
олняется
ручкой
после
проведения занятия) у
2.3
2.4
2.5
2.6
Объекты и препятствия
Использование
захвата
Цвета и линии
Углы и шаблоны
1
1
1
1
1
1
1
1
граммирование поворота. Создание программы для движения вперед с поворотами.
Теория: Ультразвуковой датчик, применения и принцип работы.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
по инструкции. Написание программы для
распознавания препятствий с помощью
датчика расстояния и выведение на экран
оставшегося расстояния до объекта.
Теория: Моторизованный инструмент. Для
чего используются? Какой инструмент
следует использовать для перемещения
объектов?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
по инструкции. Тестирование готовой программы и анализ движения робота, при перемещении с объектом и составление собственной программы.
Теория: Датчик цвета. Для чего используются? Преимущества и недостатки использования цветных линий для ориентирования. Режимы «яркость отражения света»,
«яркость внешнего освещения». Самостоятельное передвижение робота по линии.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
по инструкции. Тестирование работоспособности датчика цвета. Составление и тестирование подпрограммы.
Теория: Использование гироскопического
датчика и шаблонов «Мои блоки». Понятие энкодеры моторов. Гироскопические
датчик. Применение гироскопического
Групповая,
по подгруппам
Групповая,
по подгруппам
Групповая,
по подгруппам
Групповая,
по подгруппам
Текущий
контроль,
выполне17.10.2025
ние работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполне21.10.2025
ние работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполне24.10.2025
ние работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение рабо-
28.10.2025
2.7
Заводской робот
1
1
3.2
ты, наблюдение
Текущий
контроль,
выполне31.10.2025
ние работы, наблюдение
Кейс 2 «Инженерная лаборатория»
3
3.1
датчика в робототехнике. Полезные применения датчика.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
по инструкции. Установка гироскопического датчика на передвижную платформу.
Программирование для гироскопического
датчика. Применение раздела «мой блок».
Теория: Классификация заводских робо- Групповая,
тов. Способы управления такими робота- по подми.
группам
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
по инструкции. Программирование заводского робота для выполнения нескольких
задач: передвижение по линии, перемещение объектов, определение препятствий на
пути робота.
Метод проб и
ошибок
Первая передача
1
1
3
3
Теория: Что значит достаточно хорошо?
Совершенствование роботов инженерами.
Определение «погрешности». Какие факторы определяют допустимую погрешность?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов с
коническими шестеренками. Программирование и запуск робота для наглядного
понимания определения «погрешность».
Теория: Что значит достаточно хорошо?
Совершенствование роботов инженерами.
Определение «погрешности». Какие факторы определяют допустимую погрешность?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов с
коническими шестеренками. Программи-
Групповая,
по подгруппам
Текущий
контроль,
выполне- 07.11.2025
ние рабо- 11.11.2025
ты, наблюдение
Групповая,
по подгруппам
Текущий
контроль,
выполне- 14.11.2025
ние рабо- 18.11.2025
ты, наблюдение
3.3
3.4
3.5
Переключение
передач
Скольжение
вниз по склону
Свободное падение
1
1
1
3
3
3
3.6
Подъем по склону
1
3
3.7
ГироБой
1
3
рование и запуск робота для наглядного
понимания определения «погрешность».
Теория: Повышающая и понижающая передача. Когда нужно переключать передачу?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов с
переключением передач. Программирование и запуск.
Теория: Трение. Трение покоя. Когда трение полезно? Когда оно нежеоательно?
Коэффициент трения.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
наклонной платформы. Программирование
и запуск. Определение коэффициента трения и выведение на экран программируемого модуля.
Групповая,
по подгруппам
Текущий
контроль,
выполне- 21.11.2025
ние рабо- 25.11.2025
ты, наблюдение
Групповая,
по подгруппам
Текущий
контроль,
выполне- 28.11.2025
ние рабо- 02.12.2025
ты, наблюдение
Теория: Свободное падение. В вакууме.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов Групповая,
испытательной башни. Программирование по поди запуск. Экспериментальное определение группам
ускорения свободного падения.
Теория: Освоение концепции силы и движения.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
для поднятия по склону. Программирование и запуск. Тестирование собранного
робота на поверхности поднаклоном.
Теория: Балансировка определение. Важность и применение. Какие датчики помогут балансировать роботу?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
способных балансировать в движении.
Групповая,
по подгруппам
Групповая,
по подгруппам
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, на-
05.12.2025
09.12.2025
16.12.2025
19.12.2025
23.12.2025
26.12.2025
Программирование и запуск. Тестирование
собранного робота.
3.8
3.9
Сортировщик
цветов
1
3
Щенок
1
3
3.10 РобоРука H25
1
3
Самостоятельная
3.11
работа
6
Проект на сво3.12
бодную тему
6
Теория: Что такое сортировщик цветов?
Принцип работы. Где могут пригодится?
Групповая,
Практика: Сборка моделей Лего-роботов по подсортировщиков цветов. Программирование группам
и запуск. Тестирование собранного робота.
Теория: Для чего нужен робот-щенок?
Основные характеристики и функции таких роботов?
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
робота-щенка. Программирование и запуск. Тестирование собранного робота.
Теория: Манипуляторы. Классификация и
виды манипуляторов. Основные характеристики. Применение в разных отраслях.
Практика: Сборка моделей Лего-роботов
РобоРука H25. Программирование и запуск. Тестирование собранного робота.
Теория: Какого робота хотите создать? Какие задачи он будет выполнять? Придумайте как он будет выглядеть и какие компоненты нужны для его создания?
Групповая,
по подгруппам
Групповая,
по подгруппам
Индивидуальная
В парах,
Практика: Сборка, программирование собиндивидуственного робота. Тестирование и корректировка конструкции и программы. Пре- альная
зентация робота.
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Устный
опрос
30.12.2025
13.01.2026
16.01.2026
20.01.2026
23.01.2026
27.01.2026
30.01.2026
03.02.2026
06.02.2026
Выполне10.02.2026
ние рабо13.02.2026
ты, на17.02.2026
блюдение
Кейс 3 «ApitorKit»
4
4.1
блюдение
Знакомство с
Apitor «Apitor
Kit»
1
3
Теория: Знакомство со средой «Apitor Kit». Групповая,
Что такое Scratch?
по подПрактика: Запись программы и запуск на группам
Текущий
контроль,
выполне-
20.02.2026
24.02.2026
выполнение.
4.2
Машина робот
на пульте управления
1
3
4.3
Робот слон
1
3
4.4
Робот музыкальная шкатулка. Датчик цвета
4.5
4.6
Кранманипулятор
Карусель
1
1
1
Теория: Виды роботов машин. Виды
управления.
Практика: Сборка робота по инструкции.
Подключение к пульту управления. Составление линейной программы для движения машины.
Теория: Роботы животные. Для чего создают таких роботов? Практическое применение. Ветвления.
Практика: Создать и запрограммировать
шагающего робота сложной зубчатой передачи.
Групповая,
по подгруппам
Групповая,
по подгруппам
3
Теория: Практическое применение. ВетвГрупповая,
ления. Циклы.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции.
группам
Программирование и управление.
3
Теория: Практическое применение. ВетвГрупповая,
ления. Циклы. Применение шестеренок.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции.
группам
Программирование и управление.
3
Теория: Практическое применение. ВетвГрупповая,
ления. Циклы. Червячная передача.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции.
группам
Программирование и управление.
ние работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
27.02.2026
03.03.2026
06.03.2026
10.03.2026
13.03.2026
17.03.2026
20.03.2026
24.03.2026
27.03.2026
31.03.2026
4.7
4.8
4.9
Робот-пылесос
Коробкасюрприз
Самолет
4.10 Маятник
4.11 Робот боксер
Самостоятельная
4.12
работа
1
1
1
1
1
6
3
Теория: Робот пылесос. Практическое
применение. Ветвления. Циклы. Инфра- Групповая,
красный датчик.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции. группам
Программирование и управление.
3
Теория: Коробка-сюрприз. Практическое
применение. Особенности. Принцип рабо- Групповая,
ты. Датчик цвета.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции. группам
Программирование и управление.
3
Теория: Робот самолет. Особенности.
Групповая,
Принцип работы.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции.
группам
Программирование и управление.
3
Теория: Принцип маятника. Особенности.
Групповая,
Принцип работы.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции.
группам
Программирование и управление.
3
Теория: Робот боец. Основные функции
Групповая,
боевых роботов. Принцип работы.
по подПрактика: Сборка робота по инструкции.
группам
Программирование и управление.
Теория: Какого робота хотите создать? Ка- Индивидукие задачи он будет выполнять? Приду- альная
майте как он будет выглядеть и какие ком-
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Текущий
контроль,
выполнение работы, наблюдение
Устный
опрос
03.04.2026
07.04.2026
10.04.2026
14.04.2026
17.04.2026
21.04.2026
24.04.2026
28.04.2026
01.05.2026
05.05.2026
08.05.2026
12.05.2026
15.05.2026
поненты нужны для его создания?
Проект на сво4.13
бодную тему
6
В парах,
Практика: Сборка, программирование собиндивидуственного робота. Тестирование и корректировка конструкции и программы. Пре- альная
зентация робота.
Выполне19.05.2026
ние рабо22.05.2026
ты, на26.05.2026
блюдение