КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»
Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «28» августа 2024 г.
Принято на
совете Протокол
от «30» августа
№ 163
2024 г
ДО «ДТОР»
Н.Ю. Антипова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа объединения «Мультифрукт».
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Пермякова Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Улан-Удэ, 2024 год
Пояснительная записка
Настоящая
программа
разработана
в
соответствии
со
следующими
нормативными
документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Приказ Министерства просвещения России от27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Методические
рекомендации
общеобразовательных общеразвивающих программ
по
проектированию
дополнительных
Министерства образования и науки России
ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ"
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН
2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». (VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г.
Цифровое искусство представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный
на объединении областей нескольких видов искусства и техники. Цифровое искусство адаптивно для
разных возрастов.
Актуальность программы состоит в том, что мультипликация способствует развитию
творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых
является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. При занятии анимационным
творчеством у детей развиваются многочисленные навыки присущие множеству профессий и
специальностей, задействованных в процессе создания анимационного продукта, за каждым
серьезным мультфильмом, клипом, роликом стоят целые конвеерные производства с армией в
тысячи
разнопрофильных
специалистов
технической
и
художественной
направленности.
Разнообразие технологий создания анимации, с которым обучающиеся познакомятся на занятиях,
раскрывает перед ребенком огромный мир возможностей, с помощью которых он сможет поделиться
своей уникальной идеей и посылами с другими людьми. Анимация имеет большой потенциал, как в
современном искусстве, так и в образовании, и является неотъемлемой частью визуальной культуры
нашего времени. Ребенок может найти себя в любой сфере деятельности, участвующей в
анимационном производстве, что послужит ориентиром для будущей профессии.
Направленность программы. Направленность программы объединения «Мультифрукт» техническая. Данная программа направлена на формирование у детей творческих способностей,
цифровых компетенций и навыков визуальной коммуникации посредством цифрового рисунка и
анимации. Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития технических и
творческих способностей обучающихся.
Педагогическая
целесообразность
программы
в
том,
что
она
формирует
детей
ознакомительный уровень создания анимационных фильмов на различные социальные темы, такие
как здоровый образ жизни, правила дорожного движения, охрана окружающей среды и т.п. Также
имеет место важность использования познавательных и воспитательных возможностей занятий,
которые формируют у обучающихся творческие способности, эстетический вкус, интерес к
творчеству, эмоциональную отзывчивость и творческую активность; развитие образного мышления и
воображения. Освоение технологии создания анимации дает возможность её самостоятельного
использования для решения творческих задач, как предметных, так и личностных, метапредметных.
Отличительной особенностью данной программы является совмещение нескольких
направлений
цифрового
искусства,
позволяющих
осуществить
комплексную
подготовку
обучающихся в течение всего курса обучения.
Новизна программы состоит в том, что она сочетает традиции академической школы
обучения рисунку, живописи, композиции и новые подходы к обучению с использованием
современных компьютерных технологий.
Адресат программы.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 7 до 14 лет. Прием детей в коллектив
ведется без конкурсного отбора, а только учитывая желание детей, их увлеченности и интереса.
В рамках программы для детей младшего школьного возраста выбрано направление
анимации. Это выбор обусловлен тем, что анимация позволяет детям развивать фантазию, учиться
рассказывать истории с помощью визуальных средств, а также осваивать базовые навыки работы с
графикой. В этом возрасте дети активно исследуют мир, и анимация помогает им выразить свои
мысли и чувства в творческой форме. Кроме того, работа с анимацией включает в себя элементы
игры, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным. Практически любой ребенок,
в то числе и с ОВЗ, может найти применение своим способностям, т.к. одной из техник анимации,
является мультипликация, которая предполагает различные виды деятельности: работа с текстами
(сочинение сценариев, адаптация сказок, стихотворений и т.д.), художественное творчество
(рисование, лепка, конструирование и моделирование), а также работа с техникой (съемка, монтаж).
Для детей среднего школьного возраста выбрано направление цифровой живописи. В этом
возрасте у детей уже формируются более глубокие навыки восприятия и анализа, что позволяет им
работать с более сложными концепциями и техниками. Цифровая живопись дает возможность
развивать как художественные, так и технические навыки, знакомит с современными инструментами
и программами, используемыми профессиональными художниками. Это направление также
помогает детям развивать чувство стиля, композиции и самовыражения.
Особенности организации образовательного процесса.
При организации образовательного процесса в техническом объединении «Мультифрукт»,
предусматриваются различные формы организации учебной деятельности:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за
демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части
занятия или нескольких занятий.
Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения, развивается
зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли,
раздражительности,
нервного
напряжения
и
стресса.
Учитывая
возраст
детей,
имеется
валеологическая составляющая занятия. Программой предусмотрено соблюдение режима работы для
предотвращения утомляемость зрительных рецепторов у детей.
Форма обучения – очная. В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки,
занятия могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий.
Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды
деятельности.
Основные формы работы с обучающимися по количественному составу:
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество
времени занимает практическая часть.
Виды занятий:
●
Практическая работа
●
Самостоятельная работа
●
Создание и защита проектов
Уровень программы, объем и сроки реализации, дополнительной общеразвивающей
программы.
Уровень программы базовый. Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей
первого года обучения – 7 – 10 лет, второго года обучения - 11 – 14 лет.
Объём программы-144 часа (2 раза в неделю по 2 учебных часа). Продолжительность занятий
– 40 минут. Продолжительность непрерывных занятий на компьютере составляет не более 15 минут.
После 15 мин непрерывной работы проводятся физкультурные паузы, в том числе и для глаз, в
течение 3–4 минут.
Цель программы: развитие и творческое самовыражение личности ребенка посредством
освоения технологий и методов процесса создания собственных цифровых продуктов (рисунок или
мультфильм).
Задачи программы:
Образовательные (предметые):
сформировать представления и понятия о цифровом искусстве, в частности, о
художественном образе, стиле, стилизации, пропорциях и масштабности, объемности и
других средствах художественной выразительности;
освоить терминологию предмета «Цифровая искусство»;
сформировать знания и умения в использовании современных технологий для создания
цифрового изображения (графический редактор, графический планшет);
сформировать знания и умения в использовании современных технологий для создания
анимации;
сформировать знания об основных законах, закономерностях, правилах и приемах
композиции.
Личностные:
воспитать позитивное отношение к товарищам, посредством совместной работы на
занятиях;
развивать внимание, дисциплинированность, ответственность и самостоятельность;
воспитать
любознательность,
инициативность,
самостоятельность,
креативность
формировать эстетические потребности, ценности и чувства прекрасного, посредствам
создания индивидуальных проектов.
Метапредметные:
развить интерес к цифровому искусству;
развить художественные способности: глазомер, мелкая моторика, воображение;
научить анализировать свою работу на занятии;
сформировать умение самостоятельной последовательной систематичной работы над
учебным заданием, умение создавать законченное художественное произведение.
Учебный план первого года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Вводное занятие
2
Введение в мир
Мультипликации
Количество часов
всего теория практик
а
2
1
1
59
22
37
Формы
промежуточной
аттестации и
контроля
Опрос. Беседа.
Анкетирование.
2.1
Знакомство с видами и
жанрами мультипликации.
2
1
1
Устный опрос
2.2
Пиксиляция
11
4
7
Практическое задание
Наблюдение
2.3
Пластилиновая анимация.
11
4
7
2.4
Перекладка
11
4
7
2.5
Лего анимация
11
4
7
2.6
Компьютерная анимация.
Электронная анимация.
Просмотр и обсуждение
мультфильмов, созданных
разными способами.
Программа
видеомонтажа Cap
Cut
Знакомство и работа в
программе Cap Cut
Что такое титры, как их
вставить, как
отредактировать
Монтаж фильма:
вставка фотографий на
монтажную ленту
Подбор и вставка звуковых
файлов. Озвучивание.
Творческий проект
«Создание коллективного
мультфильма»
Разработка сюжета
мультфильма
Подбор и изготовление
героев мультфильма
Создание декораций.
11
4
7
2
1
1
8
4
4
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Беседа
Наблюдение
2
1
1
Беседа
Наблюдение
75
21
54
10
4
6
13
4
9
10
1
9
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3
Практическое задание
Наблюдение
Практическое задание
Наблюдение
Практическое задание
Наблюдение
Практическое задание
Наблюдение
Защита проектов.
Самоанализ.
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
4.4
Съёмки мультфильма
4.5
Подбор музыкального
оформления
Озвучивание
4.6
4.7
Эффекты перехода и
анимации. Монтаж
мультфильма.
4.8 Просмотр созданного
мультфильма и его
обсуждение.
Итого:
10
2
8
10
3
7
10
3
7
10
3
7
2
1
1
144
48
96
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Защита проектов.
Самоанализ.
Содержание программы для обучающихся среднего школьного возраста:
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
- Введение в предмет.
- Правила поведения в кабинете.
- Права и обязанности воспитанников.
-Техника безопасности.
Практика:
- игры на командообразование.
- игры на сплочение группы.
Тема 2. Введение в мир Мультипликации
2.1. Знакомство с видами и жанрами мультипликации.
Теория:
- Изучение видов и жанров мультипликации в киноискусстве.
- Знакомство с историей движущегося изображения в искусстве.
- Знакомство с развитием анимации в России.
Практика:
- Просмотр фильма «История анимации. Фенакистископ».
- Изготовление простейшей модели фенакистископа с помощью готовых шаблонов.
- Входная диагностика.
2.2. Пиксиляция.
Теория:
- Знакомство с особенностями данного вида анимации.
- Объяснение сюжета будущей анимации.
Практика:
- Изучение литературы для создания сценария будущего проекта.
- Подготовка декораций к съемке.
- Съемка в технике пиксиляция.
2.3. Пластилиновая анимация.
Теория:
- Знакомство с особенностями данного вида анимации.
- Объяснение сюжета будущей анимации.
Практика:
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Пластилиновая ворона».
- Просмотр и обсуждение заставки к телепередаче «Спокойной ночи, малыши».
- Просмотр и обсуждение заставки к мультфильмам «Гора самоцветов».
- Подготовка, выполнение упражнений в создании анимации в технике пластилиновой
анимации: «оживление» геометрических фигур из пластилина.
2.4. Перекладка.
Теория:
- Знакомство с особенностями данного вида анимации.
- Объяснение сюжета будущей анимации.
Практика:
- Подготовка, выполнение упражнений в создании анимации в технике бумажной анимации:
«оживление» марионеток.
- Создании сюжетной анимации в технике бумажной анимации.
2.5. Лего анимация.
Теория:
- Знакомство с особенностями данного вида анимации.
- Объяснение сюжета будущей анимации.
Практика:
- Просмотр и обсуждение мультипликационных работ детских студий в Интернете.
- Создании сюжетного мультфильма в технике лего анимации.
2.6. Компьютерная анимация. Электронная анимация.
Теория:
- Знакомство с особенностями данного вида анимации, используемыми материалами.
- Образ героя в сказке и на экране.
Практика:
- Виртуальные игры, как пример применения компьютерной анимации.
- Обучение работе на графическом планшете.
- Обучение работе в программе для анимации «Adobe Animation», «Wick Editor».
- Подготовка, выполнение упражнений в создании компьютерной анимации: « полёт мяча», «
шаги персонажа».
2.7. Просмотр и обсуждение мультфильмов, созданных разными способами.
Теория:
- Просмотр и обсуждение отечественных мультфильмов «Чебурашка», «Смешарики», «Лунтик».
Практика:
- Викторина «Знатоки мультфильмов»
- Защита индивидуальных проектов.
Тема 3. Программа видеомонтажа Cap Cut
3.1. Знакомство и работа в программе Cap Cut
Теория:
- Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерной техникой.
- Правила обращения с клавиатурой, мышкой, монитором.
- Знакомство с программой Cap Cut.
Практика:
- Знакомство и работа в программе Cap Cut. (вставить фотографии, предложенные педагогом,
на монтажную ленту).
- Практическая работа.
3.2. Что такое титры, как их вставить, как отредактировать
Теория:
- Знакомство и работа в программе Cap Cut.
- Что такое титры, как их вставить, как отредактировать.
Практика:
- Работа на компьютере: создание кадров с названием и титрами.
- Практическая работа.
3.3. Монтаж фильма: вставка фотографий на монтажную ленту
Теория:
- Первое представление о монтаже. Соединение кадров и рождение нового смысла.
Практика:
- Работа на компьютере: сведение монтажа сцен, титров, «шапки» в программе.
- Практическая работа.
3.4. Подбор и вставка звуковых файлов. Озвучивание.
Теория:
- Объяснение важности речи героев как средство их характеристики.
- Каковы будут интонации героев создаваемого героя? Объяснения.
Практика:
- Запись звука.
- Озвучивание мультфильма: через чтение передать характеры героев, их настроение.
- Импортирование и наложение звука на ленту времени.
- Редактирование звука.
Тема 4. Творческий проект «Создание коллективного мультфильма»
4.1. Разработка сюжета мультфильма.
Теория:
- Последовательность работы над созданием мультфильма.
- Продумывание и обсуждение сюжета своих мультфильмов.
- Определение техники анимации, необходимых материалов и инструментов.
Практика:
- Подготовительная работа.
- Построение короткого сюжета из целого.
- Написание сценариев.
- Деление сценария по кадрам (раскадровка).
4.2. Подбор и изготовление героев мультфильма
Теория:
- Продумывание и обсуждение героев мультфильма.
Практика:
- Разработка образов мультфильма по собственному сценарию.
4.3. Создание декораций.
Теория:
- Продумывание и обсуждение декораций.
Практика:
- Рисование фонов для мультфильма, изготовление декораций.
4.4. Съёмки мультфильма.
Теория:
- Повторить правила фотографирования.
- Повторить правила работы в программе для анимации.
Практика:
- Фотографирование этапов своих мультфильмов.
- Монтаж мультфильма в программе для анимации.
4.5. Подбор музыкального оформления.
Теория:
- Продумывание и обсуждение музыкального оформления мультфильма.
Практика:
- Подбор музыкальных записей.
4.6. Озвучивание
Теория:
- Повторить правила записи звука на звуковую дорожку.
Практика:
- Подбор музыкальных записей.
- Запись голоса
4.7. Эффекты перехода и анимации. Монтаж мультфильма.
Теория:
- Инструктаж по Т.Б. при работе с компьютером, клавиатурой, мышкой.
- Продумывание и обсуждение эффектов перехода и анимации мультфильма.
Практика:
- Монтирование фильма.
- Запись мультфильма на компьютер.
4.8. Просмотр созданного мультфильма и его обсуждение.
Теория:
- Инструктаж по Т.Б. при работе с компьютером, клавиатурой, мышкой.
- Продумывание и обсуждение эффектов перехода и анимации мультфильма.
Практика:
- Выставка персонажей, фотовыставка, обсуждение полученных мультфильмов.
- Просмотр и анализ мультфильмов, созданных обучающимися.
Планируемые результаты: 1 года обучения
Предметные:
узнали о различных видах мультипликации;
приобрели знания и умения работы с компьютерным программным обеспечением для съемки
и монтажа мультипликационных фильмов;
приобрели навыки и умения для создания перекладной, пластилиновой и компьютерной
анимации;
получили представление об основных этапах создания мультипликационных фильмов;
приобрели навыки и умения работы с аудио и фотоаппаратурой;
приобрели представление об основных законах композиции кадра.
Личностные:
способны проявлять терпение в работе над долгосрочными проектами;
проявляют уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира.
сформировано позитивное отношение к активной познавательной деятельности.
Метапредметные:
развита мелкая моторика и глазомер
умеют выдвигать и реализовывать собственные идеи;
способны объективно оценивать свою работу и работу товарищей.
Учебный план
второго года обучения
№
п/п
Название раздела, темы
1
Вводное занятие
2
3
4
5
Количество часов
всего теория практик
а
3
2
1
Введение в цифровое
искусство
12
6
6
Основы рисования.
Графический редактор
18
9
9
12
6
6
12
6
6
Основы рисования.
Формы.
Основы рисования.
Предметы
Формы
промежуточной
аттестации и
контроля
Опрос. Беседа.
Анкетирование.
Беседа. Опрос.
Творческая работа по
заданию.
Взаимооценка.
Анализ работы в
программе Практические
работы по заданию.
Беседа.
Практические
занятия. Учебное
тестирование.
Взаимооценка.
Самопроверка.
Опрос. Беседа.
Творческое задание.
Практическая
работа. Учебное
тестирование.
Анализ
выполненных
работ.
Взаимооценка.
Самопроверка.
Презентация
творческих работ.
Защита работ.
6
Основы рисования.
Персонаж часть 1
7
Основы рисования.
Композиция
9
3
6
9
3
6
8
Основы рисования.
Персонаж часть 2.
9
3
6
9
Проектная деятельность.
Комикс
12
6
6
10
Основы рисования.
Пейзаж.
Анимация
6
3
3
9
3
6
12
6
6
12
6
6
9
4
5
144
69
75
11
12
13
14
Проектная деятельность.
Выпускная работа.
Разработка настольной
игры
Заключительные занятия
Итого:
Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
- Введение в предмет.
- Правила поведения в кабинете.
- Права и обязанности воспитанников.
Анализ работы в
программе.
Практические занятия.
Творческое задание.
Творческие занятия
Photoshop.
Практическая
работа. Учебное
тестирование.
Анализ
выполненных
работ.
Презентация
творческих работ.
Анализ работы в
программе.
Практические занятия.
Опрос. Беседа.
Творческое задание.
Творческие задания.
Защита проектов.
Практическая работа по
заданию.
Защита проектов.
Беседа. Зачет. Итоговая
зачетная работа.
Беседа. Зачет. Итоговая
зачетная работа.
-Техника безопасности.
Практика:
- игры на командообразование.
- игры на сплочение группы.
Тема 2. Введение в цифровое искусство
Теория: История цифрового искусства. Направления.
Практика: Творческая работа по заданию.
Тема 3. Основы рисования. Графический редактор
Теория:
- окно программы;
- назначение инструментов;
- работа с кистями.
Практика: Практические работы по заданию.
Тема 4. Основы рисования. Формы
Теория:
- работа с простыми формами;
- рисование от линии и от пятна;
- работа с текстурами;
- работа с разными материалами;
- работа с цветом;
- поиск предмета, животного и персонажа в простых формах.
Практика: Практические занятия. Рисование в программе.
Тема 5. Основы рисования. Предметы
Теория:
- понятие референс;
- применение референсов на практике;
- работа с упрощением форм;
- стилизация форм;
- зарисовка простого натюрморта;
- скетчинг. Скетчи предметов, насекомых, еды;
- составление палитры на основе референсов;
- зарисовка предметов в цвете;
- паттерн.
Практика: Практические работы по заданию. Разработка паттерна.
Тема 6. Основы рисования. Персонаж часть 1.
Теория:
- характер (влияние формы на характер);
- силуэт (значение силуэта);
- рисование от простых форм;
- изучение эмоций;
- влияние цвета на характер;
- одушевление предметов;
- совмещение животного и предмета в одном персонаже.
Практика: Творческие задания. Практические работы.
Тема 7. Основы рисования. Композиция
Теория:
- основы композиции и перспективы;
- упрощение и стилизация форм;
- упрощение и стилизация предметов улицы и растений;
- рисование стилизованного дома;
- составление композиции комнаты;
- рисование комнаты для персонажа.
Практика: Практические работы по заданию.
Тема 8. Основы рисования. Персонаж часть 2.
Теория:
- изучение персонажа;
- подбор референсов;
- пропорции персонажа;
- простые стилизации;
- изучение эмоций и характера;
- составление образов для персонажа;
- хуманизация персонажа на основе животного;
- рисование человеческого персонажа с легендой;
- рисование выдуманного персонажа.
Практика: Практические работы по заданию.
Тема 9. Проектная деятельность. Комикс
Теория:
- создание кистей и штампов в графическом редакторе;
- создание текстурных кистей;
- комикс (история возникновения, виды композиции комиксов);
- составление истории комикса;
- раскадровка.;
- рисование раскадровки комикса;
- отрисовка комикса.
Практика: Творческие задания. Практические работы.
Тема 10. Основы рисования. Пейзаж.
Теория:
- пейзаж. История. Правила построения пейзажа;
- композиция и плановость;
- работа с тоном и цветом;
- упрощение объектов пейзажа;
- рисование городского пейзажа.
- рисование лесного пейзажа.
Практика: Творческие задания. Практические работы.
Тема 11. Анимация.
Теория:
- основы анимации.
- работа с программой на ПК;
- работа с раскадровкой анимации;
- создание простых анимаций;
- рисование полноценной иллюстрации с анимацией.
Практика: Практические работы.
Тема 12. Проектная деятельность. Выпускная работа.
Теория:
- иллюстрации;
- книжные иллюстрации;
- создание иллюстраций к книге.
Практика: Проектная деятельность. Выпускная практическая работа.
Тема 13. Разработка настольной игры.
Теория: Разработка настольной игры. Составление плана игры. Разработка общего стиля игры.
Составление правил игры. Создание обложки. Создание игрового поля. Создание комплектующих
для игры.
Практика: Практическая работа.
Тема 14. Заключительные занятия
Теория: Краткое повторение основных теоретических сведений; проведение зачета по материалу
обучения. Подведение итогов. Отбор работ для выставки. Поощрение наиболее активных учащихся и
успешно сдавших зачет.
Практика: Итоговая зачетная работа.
Планируемые результаты: 2 года обучения:
Предметные:
знают историю развития искусства живописи и графики, его использование в
современной цифровой иллюстрации;
знают законы композиции;
знают основы колористки и цветоведения;
знают о безопасной работы на ПК;
умеют работать с графическими редакторами.
Личностные:
развита нравственно-этическая ориентация;
развито смыслообразование в учебной деятельности.
Метапредметные:
уменют разъяснять и аргументировать собственную точку зрения о своей работе;
умеют ставить цели и решать задачи конкретного проекта.
Планируемые результаты по программе:
Образовательные (предметые):
- имеют представление о цифровом искусстве, в частности, о художественном образе, стиле,
стилизации, пропорциях и масштабности, объемности и других средствах художественной
выразительности;
- используют современные технологии для создания цифрового изображения и анимации
(графический редактор, графический планшет);
- знают основные законы, закономерности, правила и приемы композиции.
Личностные:
- владеют коммуникативными навыками (позитивно относятся к товарищам, посредством
совместной работы на занятиях);
- развито внимание, дисциплинированность, ответственность и самостоятельность;
- привита активная познавательная потребность (любознательность, самостоятельность,
креативность).
Метапредметные:
- умеет оценивать и анализировать собственную работу и работу своих товарищей
- развиты художественные способности: глазомер, мелкая моторика, воображение.
- умеет выдвигать и реализовывать собственные творческие идеи.
Формы аттестации
Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.
Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства обучающихся.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по ДОП «Мультифрукт»
проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроли.
Диагностический контроль позволяет определить уровень мотивации и устойчивости
интереса,
воспитанности
обучающихся,
творческих
способностей,
отношение
к
трудовой
деятельности.
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня
знаний и умений, возможностей детей.
Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся
при поступлении в детское объединение «Мультифрукт» проводится в сентябре.
Формы входного контроля:
✔ педагогическое наблюдение;
✔ выполнение практических заданий педагога.
Текущий мониторинг результатов обучения ребенка осуществляется на занятиях в течение
всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития
личностных качеств учащихся.
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения основных тем программы.
Формы текущего контроля:
✔ педагогическое наблюдение;
✔ выполнение творческих и контрольных заданий педагога;
✔
анализ
педагогом
и
учащимися
качества
исполнения
творческого
материала,
приобретенных навыков общения.
Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения промежуточного
и итогового этапов диагностики.
Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного
материала, оценить динамику развития и рост мастерства обучающихся на данном этапе.
● Промежуточный контроль проводится в форме презентации общей работы обучающихся.
● Итоговый контроль проводится по завершении обучения по программе в мае.
Формы итогового контроля:
✔ педагогическое наблюдение;
✔ выполнение творческих заданий педагога;
✔ защита личного творческого продукта, демонстрирующего навыки, приобретенные за
время обучения;
✔ анализ педагогом и обучающимися качества выполнения творческого продукта,
приобретенных навыков общения.
Формы предъявления результатов:
● Дипломы, благодарности, грамоты за высокие достижения обучающихся.
● Презентация творческих продуктов (индивидуальные проекты).
● Открытые занятия.
Формы фиксации результатов:
●
Информационная
карта
«Информационная
карта
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы обучающимися».
● Видеозаписи и фотографии участия коллектива в выставках, конкурсах, выездах.
● Отзывы родителей.
Диагностические срезы проводятся 3 раза в учебном году – в сентябре, декабре и мае.
Информационные
карты
освоения
дополнительной
ДОП
«Мультифрукт»
разработаны
в
соответствии с планируемыми результатами, позволяют оценивать три группы результатов:
личностные, метапредметные и предметные.
Оценка предметных умений, уровня сформированнности метапредметных умений и
личностного развития каждого обучающегося проводятся в соответствии с разработанными
критериями на первом и втором годах обучения. Критерии, показатели и степень выраженности
каждого показателя отражены в таблицах:
− «Определение уровня личностного развития учащихся».
− «Определение уровня сформированности метапредметных умений учащихся».
− «Определение уровня сформированности предметных умений и навыков обучающихся».
Результаты, полученные в результате диагностических срезов, педагог дополнительного
образования педагог заносит в сводную таблицу «Информационная карта освоения дополнительной
общеразвивающей программы обучающимися».
( приложение №1).
Методическое обеспечение
Программа направлена на детей школьного возраста начальных и средних классов.
Программа представляет
базовый уровень подготовки, и знакомит обучающихся с цифровым
искусством. Составлена с учетом принципов наглядности, последовательности, доступности.
Разработанный курс открывает детям базовый функционал графического редактора (создание
файлов, работа со слоями, кистями и эффектами, горячие клавиши), учит пользоваться графическим
планшетом, понимать особенности рисования на компьютере и чем оно отличается от рисования
традиционными художественными материалами, знакомит с мультипликацией (различными
техниками анимации).
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения:
- для детей младшего школьного возраста – от простейшей пластилиновой анимации без
сюжета до компьютерного 2D мультфильма с сюжетом. Итоговым заданием является создание
полноценного мультфильма с применением обучающимися всех полученных ранее знаний, умений и
навыков.
– для детей среднего школьного возраста - от простейших упражнений графического
изображения фигур до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Итоговым заданием
является создание полноценной иллюстрации с применением обучащимися всех полученных ранее
знаний, умений и навыков.
Формы занятий: лекция, групповое занятие, индивидуальное занятие, демонстрацияобъяснение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный, проектный.
Методы воспитания: мотивация, поощрение, убеждение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, диспут, защита проектов, игра,
конкурс, круглый стол, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, презентация.
Педагогические
технологии:
технология
группового
обучения,
технология
дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного
обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности,
технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.
Методические материалы:
- разработки занятий, лекций;
- инструкции к практическим работам;
- тематика проектных работ.
Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
Дата
Всего
Количество
окончания учебных
часов
обучения
недель
в год
1 год
02.09.2024 28.05.2025
36
144
2 год
03.09.2024 28.05.2025
36
144
Режим
занятий
Сроки
промежу
точной
аттеста
ции
сроки
итоговой
аттестации
2 раза в
неделю
по 2 часа
2 раза в
неделю
по 2 часа
11 – 15
января
12-22 мая
11 – 15
января
12-22 мая
Условия реализации программы
Оборудование:
Компьютерный стол – 15 шт.
Стационарный компьютер – 15 шт.
Мультимедийный проектор – 1 шт.
Многофункциональное устройство – 1 шт
Акустические колонки – 1 шт.
Стол учительский - 1 шт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
1. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с.
2. Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Н.
Горбунова, Т.П. Лунина. – Волгоград: Учитель, 2009. –113 с.
3. Методическая газета для учителей информатики «Информатика», Издательский дом «Первое
сентября», № 6, № 8 2006 года, № 23 2007.
4. Медведев Г. С., Пташинский В. С. «Adobe After Effects CS3 с нуля! Видеомонтаж, анимация,
спецэффекты: книга + Видеокурс (CD).» – Триумф, 2008.
5. Серженко Д.И. авторская программа: «Основы видеомонтажа» г. Санкт Петербург, 2016 г.
6. Хагуров Т.А. авторская программа «Технология видеосъемки и видеомонтажа» г. Краснодар, 2018 г.
Литература для обучающихся
7. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса 4-е изд., испр. и доп. - М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013.
8. Информатика и ИКТ: 6 класс: Учебник. 2-е изд.,/ Под ред. Л.Л. Босова- М.:БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012 г.
9. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ Петербург,
2010.- 352с.: ил.
10. Макарова Н.В., Николайчук Г.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-6 класс
(начальный курс) Питер, 2009.
11. Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук ЕС. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика Питер
Пресс, 2009-2012.
12. Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер, 2005 г.
13. Информатика. Базовый курс. 2-е издание/Под редакцией С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2007.
14. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. – СПб.: Питер, 2006.
Цифровые ресурсы:
15. Adobe Premiere Pro: профессиональное программное обеспечение для видеомонтажа и создания
видеороликов.
16. Filmora: простой в использовании видеоредактор с широким набором инструментов и эффектов.
17. Magisto:
онлайн-сервис
искусственного интеллект
для
автоматического
монтажа
видеороликов
с
использованием