Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ ДТОР 2024

Утверждено
приказом
Директор
Н. Ю.

Принято на Педагогическом совете
Протокол № 02 от «24.04.2024 г.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеразвивающих образовательных программ
МБУ ДО «ДТОР»
I. Общие положения
1.1. В основе настоящего Положения лежат следующие нормативные документы:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным .общеобразовательным программам»;
Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки
России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09
от

26.03.2016

«Методические

рекомендации

дополнительных

общеобразовательных

психологической

реабилитации,

по

программ,

профессиональному

реализации

адаптированных

способствующих

социально­

самоопределению

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
"Об

утверждении

Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ"^
- Приказ

Министерства образования и науки Российской

Федерации

и

Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме
реализации образовательных программ».

-

Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;

-

Концепция развития дополнительного образования детей в Республике

Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
-

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
-

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по
устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи);
-

Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».

1.2. Данное Положение устанавливает порядок деятельности ДТОР по разработке и
утверждению

дополнительных общеобразовательных

общеразвивающих

программ,

реализуемых в ДТОР. Положением определяется структура, оформление, порядок и сроки
рассмотрения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
1.3.

Дополнительная

общеобразовательная

нормативно-управленческий

документ

ДТОР,

общеразвивающая
определяющий

программа

-

содержание

дополнительного образования детей, разработанный по одной из направленностей
дополнительного образования, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и
материальных) в соответствии с социальным заказом.
1.4.

Программы

принимаются

к

дополнительного

реализации

с

учетом

образования

детей

разрабатываются

следующих характерологических

и

свойств

дополнительного образования детей:
- предоставление ребенку преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет свободы
выбора образовательной области, образовательной программы;
- отсутствие образовательных стандартов;
- направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и
творчеству,

актуализацию

интеллектуально-творческого

потенциала

личности,

ее

образовательной активности;
- деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на
организацию социального опыта ребенка, формирование социальной мобильности,
адаптивности, ответственности;
- отсутствие сравнения достижений одного ребенка с достижениями другого;

- оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;
- сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися.
1.5. В МБУ ДО ДТОР могут реализовываться следующие типы программ
дополнительного образования детей:
-

модифицированная программа – программа, скорректированная конкретным

педагогом; с внесением изменений в отбор тем, порядок их

изучения, изменений в

распределении часов, в отбор материала по темам, с учётом возраста и уровня подготовки
обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности;
- адаптированная программа (для детей с ОВЗ и детей инвалидов) – программа,
разработанная с учетом особенностей психофизического развития

обучающихся,

индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
II. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
2.1. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
осуществляется педагогами дополнительного образования. Педагог дополнительного
образования – разработчик программы несет ответственность за наличие программы и ее
соответствие нормативным актам Российской Федерации и локальным нормативным
актам ДТОР.
2.2. Методическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования
по разработке Программы и консультативную помощь на протяжении всего процесса
реализации Программ оказывают методисты ДТОР.
2.3. Разработчик Программы самостоятельно определяет: цель, задачи Программы,
направленность,

актуальность,

содержание,

последовательность

изучения

тем

и

количество часов на освоение, состав обучающихся по Программе (по возрасту, по
уровню развития и др.), формы и методы организации образовательного процесса,
условия реализации Программы, планируемые результаты и критерии их оценивания.
2.4.

Образовательная

деятельность

по

дополнительным

общеобразовательным

программам должна быть направлена на:
обеспечение

духовно-нравственного,

гражданско-патриотического

воспитания

обучающихся;
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном,

художественно-эстетическом

совершенствовании;

развитии

и

физическом

 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
 адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся
способности;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
III. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
3.1. Структура Программы является формой представления курса (предмета) как
целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, состоит из двух основных разделов и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник
идентификационной информации документа. Программа считается принятой к работе в
образовательной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что
отражается в грифе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и
номера приказа (Приложение 001).
Обязательные разделы программы:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты»:
 пояснительная записка;
 цель и задачи программы;
 содержание программы;
 планируемые результаты.
Раздел

2

«Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы

аттестации»:
 формы аттестации;
 оценочные материалы;
 методические материалы;
 календарный учебный график;
 условия реализации программы;
 список литературы.

IV.

Оформление

и

содержание

структурных

элементов

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы
4.1. Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
(Приложение № 001)
 наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения,
организации);
 наименование учреждения (согласно формулировке устава организации);
 дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к
реализации;
 гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя);
 наименование

вида

программы

(дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа указать какой направленности);
 название программы, отражающее еѐ содержание;
 срок реализации программы;
 возрастная категория;
 ФИО, должность составителя (-ей) программы;
 место (город, другой населенный пункт) и год разработки/переработки программы.
4.2. Нормативно-правовая база
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты»:
4.3.1. В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
 актуальность программы;
 направленность дополнительной общеобразовательной программы;
 педагогическая целесообразность
 адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет
актуальным обучение по данной программе. Программа может предусматривать
обучение

детей

с

особыми

образовательными

потребностями:

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (с учетом психофизических особенностей
ребенка); талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в
трудной

жизненной

ситуации.

При

необходимости

для

обучающихся

разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты с индивидуальным
режимом занятий (Приложение № 01)
 особенности организации образовательного процесса;
 формы обучения;

 уровень

программы,

объем

и

сроки

реализации

дополнительной

общеобразовательной программы: объем программы – общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы; срок освоения программы - определяется содержанием программы и
должен

обеспечить

возможность

достижения

планируемых

результатов,

заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;


режим занятий.

4.3.2. Цель и задачи:
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому
надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных
формулировок. Цель должна отражать основную направленность программы и желаемый
конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач,
раскрывающих пути достижения цели.
Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач
можно воспользоваться следующей их классификацией:
• предметные - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в
познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков,
компетенций и т.п.
• личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
• метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности
в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.
4.3.3. Содержание программы.
Учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество
теоретических и практических часов, формы аттестации, оформляется в табличной форме.
План должен быть представлен в виде следующей таблицы:

№
Наименование раздела, темы
п/п
Всего
1.

Раздел 1. «Название
раздела»

1.1.
1.2.
Итого:

Формы
аттестации/
контроля

Количество часов
Теория

Практика

Учебно-тематический план должен составляться на каждый год обучения и
отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по
темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в
дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна
преобладать над теорией. Расчёт количества часов в учебно-тематическом плане ведется
на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального
обучения).
Допускается изменение педагогом распределения часов в учебно-тематическом
плане до 20% от общего количества часов образовательной программы. Иной расчет часов
в учебно-тематическом плане необходимо обосновать.
Учебный план также составляется по годам обучения, он может быть представлен в
виде сводной таблицы или таблицы на каждый год обучения отдельно.
Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теоретических и
практических видов занятий). Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором
они поставлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает: указать название
темы; перечислить основные моменты, которые излагаются в рамках данной темы.
Изложение ведется в именительном падеже. В содержании программы нумерация,
количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и
темами учебно-тематического плана.
4.3.4. Планируемые результаты:
- совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций,
личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при
освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания
программы.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации».
4.3.5. Формы аттестации — зачет, контрольное занятие, тестирование, творческая работа,
выставка, конкурс, фестиваль, отчетные выставки, отчетные концерты, итоговое занятия,
соревнование и т.д. Разрабатываются индивидуально для определения результативности
усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.
4.3.6. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить
достижение учащимися планируемых результатов.

Пакет диагностических методик

оформляется отдельным приложением к программе (Приложение №2)

4.3.7. Методические материалы — обеспечение программы методическими видами
продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе;
описание используемых методик и технологий; современные педагогические и
информационные технологии; групповые и индивидуальные и др.
4.3.8. Календарный учебный график программы – это составная часть образовательной
программы, содержащая комплекс основных характеристик образования. Календарный
учебный график составляется на каждый учебный год. Календарный учебный график
должен быть представлен в виде следующей таблицы:
Год

Дата

Дата

Всего

Количество

Режим

обучения

начала

окончания

учебны

часов

занятий

обучения

обучения

х

в год

недель
1 год

01.09.202_

28.05.202_

36

144

2 год

03.09.202_

28.05.202_

36

216

2 раза в
неделю по
2 часа
3 раза в
неделю по
2 часа

Сроки
промежу
точной
аттеста
ции

сроки
итоговой
аттестаци
и

11 – 15
января

12-22 мая

11 – 15
января

12-22 мая

4.3.8. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность
условий реализации программы:
 материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для
занятий по программе;
 перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
 информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
4.3.9. При написании и оформлении Списка литературы возможно формирование
нескольких списков:


Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной

программы, в том числе перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога.


Список литературы, рекомендованный обучающимся, для успешного освоения

данной образовательной программы.


Список литературы, рекомендованный родителям в целях расширения диапазона

образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка.



Оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок, в

том числе и для интернет - ресурсов.
5.

Рабочая

программа

оформляется

как

приложение

к

дополнительной

общеразвивающей программе. (Приложение №1). Рабочая программа разрабатывается на
учебный год под известные условия и конкретную учебную группу. Рабочая программа
содержит: задачи конкретного года; учебно-тематический план данного года и учебный
календарный график.
6. Рабочая программа воспитания оформляется как приложение к дополнительной
общеразвивающей программе. (Приложение №3). Рабочая программа воспитания может
включать следующие подразделы, части:
1.

Целевую — цель, задачи, целевые ориентиры воспитания;

2.

Содержательную — приоритетные направления деятельности, формы и

методы воспитания;
3.

Организационную

—

планируемые

результаты,

анализ

результатов

воспитания.
6.1. Календарный план воспитательной работы (Приложение №4) составляется в
виде таблицы. Календарный план воспитательной работы составляется ежегодно.
7. Утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
7.1. При соответствии ДООП установленным требованиям она утверждается
директором ДТОР, при этом на титульном листе программы ставится гриф об
утверждении программы.
7.2. ДООП утверждается ежегодно на педагогическом совете, далее - приказом
директора ДТОР.
8. Заключительные положения
8.1.

Настоящий локальный нормативный акт вступает в силу с момента его

утверждения.
8.2. В случае изменения законодательства Российской Федерации в области
образования,

утверждения

других

нормативно-правовых

актов

Министерства

просвещения РФ, Министерства образования и науки Республики Бурятия, Устава ДТОР,
настоящее положение может быть изменено или дополнено.
8.3. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся по решению
Педагогического совета ДТОР и утверждаются приказом директора.

Приложение № 001 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №____
от
«___»_____202__ г.

Утверждено:
Приказом
№________
от «_____» ____202___ г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
___________Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
_________________ направленности
«____________»
Возраст обучающихся:
Срок реализации:

Автор-составитель:
Ф.И.О.
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 202__ г.

Приложение № 1 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ

Рабочая программа (календарный учебный график) Пример.
№

Раздел программы.
Тема занятия

1

2
2.1

Вводное
занятие.
Инструктаж по ТБ.

Зарождение
искусства.

Всего часов
Теория Практика

1

1

1

Краткое содержание занятия

Форма
занятия

Теория.
Знакомство
с Групповая.
коллективом. Обсуждение плана Беседа
работы на год. Требования к
нормам поведения. Инструктаж по
технике
безопасности.
Особенности
занятий
в
театральной студии.
Практика: игры на знакомство,
взаимодействие.
1

Основы театральной культуры (12 часов)
Теория: Обряды и ритуалы в Групповая.
первобытном
обществе. Беседа,
Зарождение искусства. Просмотр просмотр

Форма контроля

Опрос, Игра
«Продолжи...»,
Входной
контроль.

Театр-экспромт
«Перед
охотой
надинозавра»,

Дата по
плану
(заполняе
тся сразу
в
соответст
вии с
расписан
ием)

Дата по
факт(зап
олняется
ручкой
после
проведен
ия
занятия)
у

2.2

Театр как вид
искусства.

2

2

видеофильмов, презентаций.
видеофильма
Практика. Игра «Путешествие на игра.
машине времени».

опрос.

Теория.
Виды
искусства
(литература, музыка, живопись).
Театр
как
вид
искусства.
Особенности
театрального
искусства. Отличие театра от
других видов искусства. Виды и
жанры театрального искусства.
Презентация «Виды театрального
искусства».
Практика: Просмотр с детьми
видеорядов
спектаклей.
Постановка
сценки
«Опять
двойка»
в
разных
жанрах
театрального искусства.

Кроссворд «Виды
искусства».
Игра
«Соедини
картинки».

Групповая.
Беседа,
просмотр
видеофильма
игра.

Анкетирование.

Приложение № 2 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ

Оценочные материалы
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «__________»

Приложение № 3 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ
Рабочая программа воспитания
Приоритетные
направления
деятельности

Формы
воспитательной
работы

Методы воспитательной работы

Планируемые результаты

Приложение № 4 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ

Календарный план воспитательной работы

№

Событие, практика, мероприятие

Дата проведения

Участники

Ответственные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».