ДООП Залипашка 2024

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «28» августа 2024г.

Принято на
совете Прот
от «30» авгу<

.твсрждено:
казом №163
:<30» августа 2024 г
>ек£&£ШУ ДО «ДТОР»
,-Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Залипашка»

Возраст обучающихся: 5 - 1 2 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Симонова К.В
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2024 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности
ребенка. Работа с пластичными материалами, в разных техниках развивает
умственные способности детей, расширяет их художественный кругозор,
формирует нравственные представления, содействует формированию
творческого отношения к окружающему миру, воспитывает любовь к труду.
Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя
в учебе, творчестве, в общении с другими.
Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных
ощущений поверхностной фактуры. Многие ученые указывают на важность
развития мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием
речи и мышлением ребенка.
Программа
документов:

разработана

на

основе

следующих

нормативных

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
г.;
-Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
по вопросам воспитания обучающихся";
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
-Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Министерства
образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития
образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №
ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N
816
"Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
-Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике
Бурятия»;
-Концепция развития дополнительного образования детей в Республике
Бурятия от 24.08.2015 № 512-р;
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
(VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
-Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города УланУдэ».
-Положение о структуре, порядке разработки и утверждения,
дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО
«ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г.
Актуальность данной программы заключается в том, что работа с
различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию,
развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук,
имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Содержание
программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в
работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности,
разнообразием познавательных сведений.
Программа «Залипашка» художественной направленности, и
предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству.
Программа модифицированная, составленная на основе программы В.Б.
Каминской «Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельностью детей», Москва «Просвещение», 1987 г.
Новизна программы состоит в том, что за основу взята новая
технология изготовления лепных изделий с дополнительным освоением
техник декоративно-прикладного искусства. Такое сочетание способствует
более углубленному овладению навыкам художественного мастерства у
подрастающего поколения, развитию мотивации к познанию и становлению
личности через творческое самовыражение. В процессе творческой
деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества,
поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-

прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности,
способствующей духовному развитию
Педагогическая целесообразность
Данная программа позволяет создать условия для самореализации
личности ребёнка, выявить и развить творческие способности.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в
плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет
кругозор, способствует формированию творческого отношения к
окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус
ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное. Ведь герои и
сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в
книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки
ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои
чувства и мысли.
Отличительной особенностью данной программы является ее
вариативность. Программа предполагает формирование у учащихся умений и
навыков от изучения простого материала к более сложному, от упражнений и
игровых ситуаций к творческим заданиям. Все разделы программы
предусматривают не только усвоение материала, но и формирование
практического опыта и способствуют развитию у детей творческих
способностей, умению создавать самостоятельные работы. В программе
«красной чертой» проходит тема познания окружающего мира, а также
бережное отношение к природе и животным.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,
навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического
вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих
творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
адресована как девочкам, так и мальчикам в возрасте 5 до 12 лет. На
обучение принимаются все желающие
Форма обучения – очная. Может использоваться электронное
обучение с применением дистанционных образовательных технологий по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа базового уровня, рассчитана на 1 год обучения (всего 144
часов)
Режим занятий
Учебная нагрузка – 1-го года обучения – два академических часа 2 раза
в неделю. Продолжительность академического часа для детей 5 - 6 лет
(дошкольники) - 30 минут, для детей 7-10 лет (младшие школьники) - 40 мин,
перерыв между занятиями 10 мин.
При такой нагрузке происходит оптимальное получение знаний и
закрепление навыков.

Форма занятий – групповая. Состав группы – постоянный. Количество
учащихся в группе 10-12 человек. Занятия проходят по 2 часа 2 раза в
неделю.
Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом.
Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности
учащихся посредством декоративно-прикладного искусства «лепка».
Задачи программы:
Предметные:
-Знакомить с основами знаний в области декоративно-прикладного
искусства
-Обучать навыкам работы с пластичными материалами (пластилин,
глина, соленое тесто), с различными инструментами;
-Обучать технологическому процессу изготовления изделий из
пластичных материалов (глины, пластилина, соленое тесто).
метапредметные
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- Развивать пространственное и образное мышление;
- Формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать;
- Развивать умение следовать алгоритму, планировать и регулировать
собственную деятельность для достижения оптимального результата.
личностные:
- Воспитывать личностные качества: трудолюбие, настойчивость,
аккуратность, усидчивость;
- Развивать культуру межличностного общения, умения работать в
коллективе;
- Воспитывать эстетический вкус.

Учебно-тематический план
1 года обучения
Часы
№

1
2
3
4

Название разделов и тем

Вводное занятие
«Основы лепки»
«Лепка из пластилина»
«Пластилинография»

Формы
аттестации,

Теоретиче

Практичес

Всего

контроля

ские
1

кие
1

2

Вводный

2

инструктаж
Тестовое

24

задание.
Анализ
работ.
Беседа.

24

Презентация
Анализ
работ.
творческих

1
1
1

1
23
23

Презентация
работ
творческих
5

Промежуточная

6

аттестация.
«Лепка из соленого

0
2

2
18

2

работ
Тест, выставка

20

работ.
Анализ работ.

теста»
7

Контрольное занятия

Презентация
0

1

1

творческих
Контр.
работ
задания, опрос
устный опрос

8

Итоговая аттестация

1

0

1

Контр.задания.
Выставка

Всего

7

71

76

работ.
Итоговая

Содержание программы:
1 год обучения

выставка
работ.

Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство педагога с детьми. Ознакомление детей с
гигиеническими

требованиями

и

техникой

безопасности.

Рассказ

о

деятельности студии, знакомство с программой. Решение организационных
вопросов.
Практика: тестовое задание на изготовление простейших изображений
Раздел 1. «Основы лепки» (2 часа)
Теория: Знакомство с приёмами лепки из пластичных материалов.
Основные приёмы лепки. Основные инструменты для лепки.
Практика: Выполнение практических заданий по образцу педагога.
Овладение разнообразными приемами лепки: раскатывание «колбасок»,
скатывание

«шариков»,

сплющиваниев

отщипывание,

«блинчики»,

прищипывание,

размазывание,

оттягивание,

примазывание

или

придавливание, налепливание, заглаживание,
Смешение разноцветных брусков пластилина для получения новых
оттенков
Форма контроля: выставка
Входной контроль ЗУН «Лепка любимого мультипликационного
героя»
Раздел 2. «Лепка из пластилина» (24часа)
Тема 2.1. Лепка овощей. (4часа)
Теория: Дать понятие «предметная лепка», особенности формы,
пропорцию и динамику.
Практика: Форма. Объѐм. Лепка овощей.
Отработка приѐмов лепки: раскатывание «колбасок», вытягивание,
прищипывание,

скатывание.

Анализ

своей

работы

(оценивают

«Лук»,

«Баклажан»,

выразительность и качество изделий).
Предметы

лепки:

«Помидор»,

«Огурец»,

«Капуста», «Кукуруза», «Тыква», «Морковь».

Форма проведения: Игра «Загадки на грядке». Викторина «Что растѐт
на грядке?». Практическое задание.
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема2.2Лепка фруктов(2часа)
Теория:

Особенности

формы,

пропорции

фруктов.

Постановка

творческой задачи, работа по схеме. Анализ процесса изготовления изделия.
Практика: Форма. Объѐм. Разработка эскизов. Отработка приѐмов
лепки: раскатывание «колбасок», вытягивание, прищипывание, скатывание.
Анализ своей работы (оценивают выразительность и качество изделий),
исходя из полученных знаний, выделение главного.
Предметы лепки: «Груша», «Лимон». Форма проведения: Игра
«Фруктовый двор».
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема2.3 Лепка грибов (4 часа)
Теория: Название грибов. Беседа «Съедобные–несъедобные». Приѐмы
лепки.
Практика: Разработка эскизов. Отработка приѐмов лепки: раскатывание
«колбасок», вытягивание, прищипывание, скатывание. Анализ своей работы
(оценивают выразительность и качество изделий), исходя из полученных
знаний, выделение главного.
Предметы лепки: «Боровик», «Лисичка», «Мухомор», «Подосиновик».
Форма проведения: Посиделки «В лесу у Белки», беседа «Съедобные–
несъедобные». Практическое задание.
Форма контроля: Мини-выставка. Творческая выставка.
Тема2.4 «Лепка насекомых» (4 часа)
Теория: Насекомые. Их строение, динамичность, внешний вид. Объѐм.
Пропорция.
Практика: Разработка эскизов. Лепка насекомых. Отработка приѐмов
лепки: раскатывание «колбасок», вытягивание, прищипывание, скатывание,
примазывание.

Предметы лепки: «Пчела», «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка».
Форма проведения: виртуальная экскурсия «В мире насекомых»,
презентация «Насекомые».
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема2.5 «Лепка животных» (10часов)
Теория:

Жизнь

домашних

и

диких

животных,

их

строение,

динамичность, внешний вид, место обитания. Форма, объѐм, пропорция
животных.
Практика: Лепка животных с использованием приемов лепки:
вытягивание,
примазывание. Самостоятельное составление алгоритма деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера. Анализ своей
работы (оценивают выразительность и качество изделий), исходя из
полученных знаний, выделение главного. Стилизация животных.
Предметы лепки: «Котенок», «Черепаха», «Верблюд», «Крокодил»,
«Петушок», «Попугай», «Львёнок», «Лягушонок», «Щенок».
Форма проведения: презентация «В мире животных». Беседа «Лесные
жители», «Царь зверей», «Домашние животные». Практическое задание.
Форма контроля: Мини-выставка.
Раздел 3. «Пластилинография».(46 часов)
Тема3.1«Осенний лес». Пейзаж. Многослойная техника. (4часа)
Теория: Понятие «пластилинография». Многослойная лепка. Жанр
изобразительного искусства–пейзаж. Особенности осенних деревьев.
Практика:

Лепка

пейзажа

по

представлению.

«Осенний

лес».

Разработка эскизов. Использование приёма – многослойная техника.
Форма проведения: Игра «Что нам осень принесла?». Практическое
задание.
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема3.2«Подарки осени». Фактурная техника. (4часа)

Теория: Понятие «фактурная техника». Барельеф – изображение
выделяется на фоне менее чем наполовину. Горельеф – образ проступает над
фоном более чем наполовину. Контррельеф –рисунок углубляется в фон.
Практика: Лепка картины. Освоение приѐмов создания картин в
фактурной технике (барельефов, горельефов). Закрепление навыков работы с
пластилином, развитие умения отображать окружающий мир в элементах,
сделанных из пластилина. Умение соединять части изделия, заглаживая
места скрепления, создавая лепную картину с выпуклым изображением,
когда изображаемые объекты выступают над поверхностью горизонтальной
основы. Использование разнообразия цветовой гаммы, передача реального
цвета, выразительность изображения.
Форма проведения: Беседа «Что нам осень припасла? Практическое
задание.
Форма контроля: Творческая выставка
Тема3.3 «Яблоневый сад». Контурная техника. (4часа)
Теория: Понятие контурная лепка. Особенности: толщина, цвет, объем.
Использование светлых и ярких тонов для передачи настроения.
Практика: Лепка деревьев. Отработка навыка скатывать тонкие
колбаски и давить пластилин из шприца. Отработка комбинации освоенных
ранее приѐмов. Передача в лепке характерных особенностей осенней поры.
Форма проведения: Беседа «А у нас в саду яблоки!» Практическое
задание.
Форма контроля: Анализ работ. Мини-выставка.
Тема3.4 «Подводный мир». Лепка рыб. Прямая техника. (6часов).
Теория: Понятие прямой пластилинографии. Названия рыб, их
строение, форма, окраска, размер. Игра «волшебные рыбки».
Практика: Выполнение многофигурной композиции «Подводный мир».
Лепка деталей из пластилина в форме «шариков», «колбасок», расположение
на основе, нанесение на подложку контура рисунка. Изготовление картины с
применением нетрадиционных материалов.

Предметы лепки: морское дно, аквариум
Форма проведения: Игра «Волшебные рыбки». «Морской круиз».
Практическое задание
Форма контроля: Анализ работ. Мини-выставка.
Тема3.5 Создание фактурных изображений. (6часов)
Теория: Элементарные представления по экологической культуре.
Комнатные цветы. Рассматривание цветов, определение формы, размера,
цвета.
Практика: Лепка растений. Приѐмы создания цветка в фактурной
технике. Закрепление навыков работы с пластилином. Использование
разнообразия цветовой гаммы, передача реального цвета, выразительность
изображения. Лепка элементов цветка, моделирование пальцами рук:
раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать. Вырезать стекой, создавая
фактурное

изображение,

лепить

отдельные

детали

–

придавливать,

примазывать, разглаживать границы соединения частей.
Предметы лепки: «Комнатные растения». «Орхидея». «Фиалка».
«Бегония».
Форма проведения: Практическое занятие. Презентация «Комнатные
растения.
Форма контроля: Мини-выставка. Творческая выставка.
Тема3.6 Лепка. Использование природного материала (веточки).
(4часа)
Теория: Лепка птицы. Форма, размер, пропорции, цвет оперения
птицы. Беседа «Почему снегирь так называется?». Беседа «Почему сову
мудрой величают?»
Практика: Составление эскиза работы. Создание образа снегирей,
сидящих на ветке рябины. Передача характерной окраски и мелких деталей.
Отработка приѐмов лепки: «налепы», сглаживание, растягивание и др.
Использование «налепа» для изображения глаз и клюва. Передача строения

птицы: туловище, голова, лапы, хвост на картоне. Сглаживание места
скрепления пальцами.
Предметы лепки: «Снегирь на рябиновой ветке», «Мудрая сова».
Форма проведения: Беседа «Почему Снегирь так называется?»,
практическая работа.
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема3.7 «Клоун». Витражная техника. (2часа).
Теория: Понятие витражной (обратной) пластилинографии.
Практика: Лепка одно-фигурной композиции «Клоун».
Работа в витражной технике. Передача сходства с реальным объектом,
передача весѐлого настроения
Форма проведения: Беседа «А вы любите цирк или кто в цирке
главный?».
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема3.8«Новогоднее настроение» (6часов).
Теория: Новогодние праздники. Презентация «Новогодние поделки».
Практика: Лепка в технике пластилинография. Приѐмы техники.
Самостоятельная творческая деятельность. Применение основных приѐмов
пластилинографии.
Предметы лепки: Сюжетная композиция «Новогоднее настроение».
Форма проведения: презентация «Новогодние поделки». Практическое
задание.
Текущий контроль: Анализ работ. Выставка. Презентация творческих
работ.
Тема3.9 Модульная техника. Лепка декоративного орнамента.
(4часа)
Теория: Понятие модульной лепки. Декоративные узоры.
Практика: Лепка декоративного орнамента. Отработка модульной
техники–

Элементы

выполняются

в

разных

видах

техники

(«шарики»,

«колбаски» прямой техники, жгутик и контурной и пр.),а затем эти модули
собираются в единую композицию. Расположение элементов на поверхности
предмета, соединение отдельных элементов в рисунок декоративных узоров.
Самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для воплощения.
Отработка и комбинация освоенных ранее приѐмов.
Предметы лепки: «Одежда». Разработка дизайна одежды.
Форма проведения: «Фабрика одежды». Практическое задание.
Форма контроля: Мини-выставка. Анализ работ.
Тема3.10 Мозаичная пластилинография (6часов).
Теория: Понятие мозаичная пластилинография. Актуализация знаний о
космонавтах, ракете, космосе в целом. Игра «Звездочѐт».
Практика: Мозаичная техника. Создание картин. Выкладывание
картины шариками из пластилина разного размера.
Скрепление части, прикрепление части к картону. Отработка навыка
оформления готовой работы.
Предметы лепки: «Звѐздное небо», «Просторы космоса».
Форма проведения: Игра «Звездочѐт». Практическое задание.
Форма контроля: Мини выставка.
Раздел 4. «Лепка из соленого теста» (24часа)
Тема 4.1 Соленое тесто. Приёмы работы. Основные инструменты
для лепки (2часа)
Теория: Знакомство с соленым тестом. Приёмы работы. Основные
инструменты для лепки. Способы приготовления соленого теста.
Форма проведения: Беседа «Что мы знаем о соленом тесте?».
Практическое задание.
Форма контроля: Опрос, анализ работ.
Тема 4.2 «Лепка животных» (2 часа)

Теория:

Жизнь

домашних

и

диких

животных,

их

строение,

динамичность, внешний вид, место обитания. Форма, объём, пропорция
животных.
Практика: Лепка животных с использованием приёмов лепки:
вытягивание, примазывание.
Самостоятельное составление алгоритма деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера. Анализ своей работы
(оценивают выразительность и качество изделий), исходя из полученных
знаний, выделение главного. Стилизация животных.
Предметы лепки: «Котёнок», «Черепаха», «Верблюд», «Крокодил»,
«Петушок», «Попугай»,
«Львёнок», «Лягушонок», «Щенок».
Форма проведения: презентация «В мире животных». Беседа «Лесные
жители», «Царь зверей», «Домашние животные». Практическое задание.
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема 4.3 «Лепка насекомых» (2 часа)
Теория: Насекомые. Их строение, динамичность, внешний вид. Объём.
Пропорция.
Практика: Разработка эскизов. Лепка насекомых. Отработка приёмов
лепки: раскатывание
«колбасок», вытягивание, прищипывание, скатывание, примазывание.
Предметы лепки: «Пчела», «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка».
Форма проведения: виртуальная экскурсия «В мире насекомых»,
презентация «Насекомые».
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема 4.4 Лепка «Байкальских сувениров» (плоскостная фигура) (4
часов)
Теория: Байкальские сувениры. Виды сувениров и их значение.
Презентация Моя малая родина
Практика: Составление эскиза работы. Создание сувенира

Передача мелких деталей.

Отработка приѐмов лепки: «налепы»,

сглаживание, растягивание и др. Использование «налепа». Возможно
использование нетрадиционных материалов
Форма проведения: практическая работа
Форма контроля: Творческая выставка
Тема 4.5 Лепка птиц (2часа)
Теория: Лепка птицы. Форма, размер, пропорции, цвет оперения
птицы. Беседа «Почему попугай так называется?».
Практика: Составление эскиза работы. Создание образа попугая.
Передача характерной окраски и мелких деталей. Отработка приѐмов
лепки: «налепы», сглаживание, растягивание и др. Использование «налепа»
Для изображения глаз и клюва. Передача строения птицы: туловище,
голова, лапы, хвост на картоне. Сглаживание места скрепления пальцами.
Предметы лепки: «Попугай», «Сова» «Синица».
Форма проведения: практическая работа.
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема 4.6 «Пасхальное чудо». (4часа)
Теория: Традиции русского народа. Беседа «Великий праздник Пасха».
Декоративные элементы.
Практика:

Лепка

декоративных

элементов

«Пасхальное

чудо».

Создание оригинального украшения пасхальных яиц. Самостоятельный
выбор материала и способов художественной выразительности. Создание
перехода от светлых оттенков к тёмным. Отработка и комбинация освоенных
ранее приѐмов.
Предметы лепки: Украшение пасхальных яиц.
Форма проведения: Беседа «Великий праздник Пасха».
Практическое занятие.
Форма контроля: Анализ работ. Мини-выставка.
Тема 4.7 «Лепка животных занесенных в красную книгу» (2 часа)

Теория: Жизнь красно-книжных животных, их строение, динамичность,
внешний вид, место обитания. Форма, объём, пропорция животных.
Практика: Лепка животных с использованием приёмов лепки:
вытягивание, примазывание.
Самостоятельное составление алгоритма деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера. Анализ своей работы
(оценивают выразительность и качество изделий), исходя из полученных
знаний, выделение главного. Стилизация животных.
Предметы лепки: «Соболь», «Нерпа», «Снежный барс»
Форма проведения: презентация «Красная книга России», «Красная
книга Бурятии». Практическое задание.
Форма контроля: Мини-выставка.
Тема 4.8 «Подкова». (2часа)
Теория: Роспись. Гармония росписи. Схемы расписных изделий.
Практика: Роспись декоративной подвески «Подкова» гуашевыми
красками.
Форма проведения: Практическое занятие.
Форма контроля: Мини-выставка.
Заключительное занятие. Промежуточная аттестация(2часа)
Итоговый контроль ЗУН. «Лепка объёмных сказочных персонажей».
Практика: Лепка объѐмных персонажей по своему замыслу в
различных техниках исполнения из любого из изученных материалов.
Учащиеся показывают умения и навыки работы с пластичными
материалами. Передают характерные особенности персонажей в лепке,
цветовые особенности персонажей в росписи.
Форма проведения: Конкурс «Сказочный герой».
Форма контроля: Творческая выставка. Коллективный анализ работ

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Обучающийся должен:
знать:
• правила техники безопасности при работе с основным материалом,
пластмассовыми ножами, стеками;
• свойства и способы работы с пластилином, глиной;
• приемы
лепки
(скатывание,
сплющивание,
прищипывание,
оттягивание, заглаживание и др.);
• правила организации рабочего места и требования охраны труда при
выполнении работ; технологические этапы изготовления изделия;
• инструменты и приспособления; основные приемы росписи изделий;
• способы декорирования изделий;
• виды пластилинографии (контурная, прямая, фактурная, многослойная,
и модульная, мозаичная, витражная);
• виды лепки (декоративная, предметная, сюжетная и др.)
• основные промыслы России, их особенности и характерные черты;
уметь:
• правильно пользоваться инструментами и приспособлениями,
необходимыми для выполнения работы;
• обдумывать тему задания, создавать изделие, свободно выражать свой
замысел; владеть основными способами и техникой работы с
пластичными материалами; создавать объемные и плоские поделки;
• подбирать нужные цвета и предметы для оформления работы;
• подбирать материал, технику исполнения, приемы декорирования в
соответствии с художественным замыслом;
• готовить изделия к росписи и расписывать, используя приемы росписи;

• выполнять изделия, используя как традиции народных промыслов, так
и основные правила декоративной композиции;
• бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место

Метапредметные результаты:
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
• умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии
с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
• умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Личностные результаты:
• сформированность эстетических чувств, творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
• сформированность умения работать в коллективе для достижения
образовательного результата
• сформированность потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения

Раздел 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Формы аттестации
Проверка результатов обучения носит текущий и итоговый характер. На
протяжении процесса обучения педагог контролирует эффективность работы
учащихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме с
проведением анализа и исправлением допущенных ошибок, обращая особое
внимание

на

способности

учащихся

самостоятельно

добавлять

детали

декорирования к своим работам. Выполненные работы оцениваются педагогом по
соответствию поставленной задаче, технической и эстетической стороне
выполнения.
Проверкой результатов обучения являются:
•

Выставка и обсуждение выполненных работ после изучения каждого раздела;

•

Промежуточная аттестация в конце каждого полугодия;

•

Итоговая аттестация в конце каждого года;

•

Отчетная выставка творческих работ учащихся в конце учебного года;

•

Итоговая выставка по завершении всей образовательной программы.
Время
проведения
В начале
учебного года

В течение

Цель
проведения

Формы аттестации/ контроля

Входная диагностика
Определение
Беседа, наблюдение, прослушивание.
уровня развития
тестирование
обучающихся,
выявление
интересов,
творческих
способностей
Текущий контроль
Опенка
Опрос, практическое задание, тестирование,

учебного года

В конце
«этапа»
обучения

В конце курса
обучения

качества
открытое занятие
освоения
учебного
материала
пройденной
темы:
отслеживание
активности
обучающихся,
их готовности к
восприятию
нового,
корректировка
методов
обучения
Промежуточная аттестация
Определение
Практическое задание, тест
успешности
развития
обучающегося
усвоения им
программы на
определенном
«этапе»
обучения
Итоговая аттестация
Определение
Практическое задание, защита проекта
успешности
освоения
программы и
установления
соответствия
достижений
обучающихся
планируемым
результатам

Оценочные материалы
Входная диагностика

предполагает проведение беседы, наблюдения,

прослушивания, тестирование (приложение № А)
Текущий контроль предполагает проведение контрольной работы, которая
определяет уровень усвоения программы (приложение Б)
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года. Она
проводится в форме контрольной работы и оценки выполненных изделий
учащегося (приложение В)

Критерии оценки теоретических знаний
При проведении контрольной работы оценка производится по трем уровням:
«Высокий» - выполнение 80-100% всех контрольных заданий.
«Средний» - выполнение больше 50 меньше 80% заданий.
«Низкий» - меньше 50% правильно выполненных заданий.
Показатели качества выполнения практической работы
Показателем усвоения практических умений и навыков является качественно
выполненные изделия
1. Качество выполнения отдельных элементов.
1балл
2 балла
3 балла
Детали
сделаны
с Детали
выполнены
с Детали
выполнены
большим дефектом, не небольшим замечанием, аккуратно, имеют ровную
соответствует образцу.
есть
небольшие поверхность,
отклонения от образца.
соответствуют эскизу.
2. Качество готовой работы.
1 балл
2 балла
3 балла
Сборка
отдельных Работа
выполнена
с Работа выполнена по
элементов
не небольшими замечаниями, образцу, аккуратно.
соответствует образцу.
которые можно легко
исправить.
3.Трудоемкость, самостоятельность.
1 балл
2 балла
3 балла
Работа выполнена под Работа выполнена с
Работа выполнена
контролем педагога, с небольшой помощью
полностью
педагога.
постоянными
самостоятельно. Темп
Темп
работы
средний.
консультациями.
Темп
работы быстрый. Работа
работы медленный. Не Иногда приходится
хорошо
закончив один элемент, переделывать, возникают спланирована, четкая
начат другой, нет четкой сомнения в выборе
последовательность
последовательности
последовательности.
выполнения.
изготовления.
По каждому изделию суммируются набранные баллы и заносятся в таблицу
«Контроль качества выполнения практических работ».
Таким

образом,

все

заинтересованные

стороны

(педагог,

родитель,

обучающийся) получают возможность наблюдать за развитием ребенка,
вовремя оказать ему помощь, если этого требуют показатели.

Контроль качества выполнения практических работ
ФИО учащегося
_______________

Оцениваемая работа
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качество выполнения
отдельных элементов
Качество готовой
работы
Трудоемкость,
самостоятельность
Креативность
5 баллов - низкий уровень, 7-12 баллов - средний уровень, 15 баллов высокий уровень
Формы контроля:
• презентация творческих работ;
• конкурсы творческих работ; практические задания;
• выставки; открытое занятие; беседа.
Методы отслеживания результативности:
• педагогическое наблюдение;
• анализ результатов выполнения учащимися практических заданий;
анализ участия учащихся в мероприятиях;
• анализ активности учащихся на занятиях;
• фотоотчёт участия учащихся в конкурсах, выставках; диагностика
личностного роста и продвижения.
№
1.

Показатели
Уровень воспитанности

2.

Уровень воспитанности

3.

Уровень развития
воображения
Уровень развития
воображения

4.

Методики
Методика Н.П. Капустина
(дошкольники) (приложение №1)
Методика Н.П. Капустина (1-4 классы)
(приложение №2)
Методика Р.С. Немов (дошкольники)
(приложение №3)
Методика П. Торренса для младших
школьников (приложение №4)

5.

Уровень коммуникативных
навыков

6.

Уровень коммуникативных
навыков

Методика диагностирования
коммуникативных способностей у
младшего дошкольного
возраста(приложение №5)
Методика Г.А. Цукерман.
Коммуникативные умения (1-4 класс)
(приложение №6)

Календарный учебный график реализации дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Залипашка»
Год
обучен

Дата начала

Дата

Всего

Количество

Режим

обучения

окончания

учебных

часов

занятий

обучения

недель

ия

Сроки
промежу
точной

в год

аттеста

сроки
итогов
ой
аттеста
ции

ции

1 год

02.09.2024

28.05.2025

36

144

2 раза в

11 – 15

12-22

неделю

января

мая

по 2
часа

2.3 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Специально оборудованный кабинет (доска, столы, стулья для учащихся и
педагога), хорошо освещенный и проветриваемый, отвечающий требованиям
СанПиН и противопожарным нормам. Оформление кабинета должно
соответствовать современным требованиям: удобство, стиль, красота, уют,
этикет.
Учебно-практическое оборудование:
• краски гуашевые;
• кисти беличьи из щетины;
• ёмкости для воды;
• пластилин;
• глина;
• соленое тесто
• подставки для лепки;
• стеки;
• ножницы;
• дощечка для лепки;
• салфетки;
• нетрадиционные материалы (вата, капсулы, пробки, крышки, скорлупа,
фольга, крупы, бисер, и др.);
Информационное обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): учебно-методические
комплекты (программы, дидактические материалы); методические пособия,
энциклопедии, книги и журналы по искусству; учебно-наглядные пособия,
научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия:
иллюстрации по темам разделов; таблицы по цветоведению, построению
орнамента, народным промыслам.

Компьютерные

средства:

мультимедийные

образовательные

ресурсы;

компьютер; готовые программные продукты: виртуальные экскурсии,
учебные диски; для дистанционного обучения: компьютер или другое
техническое средство с выходом в интернет.
Модели и натурный фонд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративноприкладного искусства и народных промыслов; керамические изделия и
предметы быта.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках
иного направления подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования при условии его соответствия
дополнительной общеразвивающей программе.
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения:
• словесные (рассказ, беседа, объяснение, убеждение);
• наглядные

(демонстрация

технологического

процесса,

просмотр

презентаций);
• практические (отработка навыков и приёмов);
• аналитические

(наблюдение,

сравнение,

анализ,

самоанализ,

самоконтроль);
• эвристические

(выполнение

творческих

заданий,

поиск

новых

решений);
• исследовательские методы;
• методы проблемного обучения;
• игровые методы.
Форма организации образовательного процесса: учебное занятие.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса:
цели, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит
от правильности определения каждого из компонентов и их рационального

сочетания.

Любое

занятие

представляет

собой

одно

из

звеньев

образовательной программы, реализуемой в творческой мастерской.
Формы организации занятий:
• беседа;
• выставка;
• игра;
• конкурс;
• презентация;
• виртуальная экскурсия;
• практическое задание;
• открытое занятие;
• посиделки.
Алгоритм учебного занятия:
• Организационный момент. Создание интереса и эмоционального
настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни,
появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи).
• Вводная беседа.
• Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
• Анализ изображаемого предмета.
• Показ технологических приемов.
• Гимнастика для пальцев и кистей рук.
• Практическая работа: создание творческих работ; направление
действий учащихся, нуждающихся в поддержке и помощи; доработка
изделия дополнительными элементами. Следует обращать внимание
детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные
цвета и интересные детали).
• Анализ работы: Рассматривание готовых работ (при этом педагогом
дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться
полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы

других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть
сходство с натурой.
• Уборка рабочего места.
• Мини-выставка творческих работ.
Педагогические технологии:
• группового обучения;
• развивающего обучения;
• игровой деятельности;
• коллективной творческой деятельности;
• здоровье-сберегающие;
• коммуникативного общения;
• дистанционного обучения.
Дидактическое оснащение:
• большая часть дидактического материала изготавливается самим
педагогом:
• индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого
ребёнка;
• трафареты, шаблоны, основы для панно и пр.);
• таблицы-памятки, схемы, образцы изделий, альбомы с образцами.

2.8. Список литературы
Интернет-ресурсы:
• Лепка

из

пластилина:

история

пластилина:[сайт].–

Москва,2019Электрон.ст.–URL:
• /https://lepka-izplastilina.ru/istoriya-plastilina
• Свистульки

из

пластилина

своими

руками.[сайт].–

Горняк,2019https://pedkopilka.ru/blogs/olga-stanislavovna-sredina/lepkadlja-doshkolnikov-skazochnaja-ptich
• ka-po-motivam-torzhka.html
• 100поделок: Животные из пластилина:[сайт].–
• Москва,2020https://100podelok.com/zhivotny-e-iz-plastilina
• Кладовая развлечений : блог Л.Пахомовой : [сайт]. – Горняк, 2019 –
https://kladraz.ru/blogs/blog19786/master-klas-dymkovskaja-baryshnja.html
Список литературы для педагога:
1. Горичева, В. С., Нагибина Н. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина : популярное пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева,
Н. И.Нагибина ; худож. М.В.Душин, худож. В. Н. Куров. – Ярославль :
Академия развития, 1998. – 192 с. : ил. – (Вместеучимсямастерить).
2. Давыдова,Г.Н.Пластилинографиядлямалышей/Г.Н.Давыдова–
Москва:Скрипторий, 2003, 2008. – 77, [1] с., [7] л. цв. ил. ; 21 см. – (Детский
дизайн;
№ 3).
3. Данкевич, Е. В. ,Жакова О. В. Знакомьтесь: глина / Е. В. Данкевич, О. В.
Жакова. –Санкт-Петербург : Кристалл, 1998. – 272 с. : ил. – (От простого к
сложному).
4. Кард, В., Петров, С. Сказки из пластилина. / В. Кард, С. Петров.– Санктпетербург.
развлекая)

:ЗАО«ВалериСПб»,1997–160с.:ил.–(Учить

и

воспитывать,

5.

Лобанова.В.А.

Лепим

народную

игрушку./ЛобановаВ.А.–

Москва:Мозаика– Синтез,2015.–20с.–(Искусство детям)
6. Лыкова.И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, солѐного
теста: учебно-методическое пособие. / И. А. Лыкова – Москва : Цветной мир,
2015
7. Конышева, Н. М. Мастерим, размышляем, растем : практические
материалы занятиям художественно конструкторской деятельностью со
старшими дошкольниками/Н.М.Конышева. – 3-е издание.– Москва :ЛинкаПресс, 2015. – [48] с. :цв. ил.– (Образование.Ребенок.Ученик). –2520экз.
8.
Милосердова,Н.Е.Обучениедошкольниковтехникелепки./Н.ЕМилосердова.–
Москва:Центрпедагогическогообразования,2008.–64с.–
(Воспитываем,обучаемдошкольников). – ISBN 978-5-91382-038-9. – Текст:
непосредственный.
9. Носов, Т. В.Народное искусство-детям. Каргопольская игрушка. / Т. В.
Носов.
– Москва :Мозаика-Синтез,2016.–64 с.
10. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей57лет.:методическоепособиедлявоспитателейдошкольныхучреждений,учителе
йначальных классов и педагогов дополнительного образования / Под ред.
Т.С. Комаровой. –
Москва:ИПКиПРНОМО,2001.–176с.
Список литературы для родителей и учащихся:
1. Грибовская, А. А., Халезова-Зацепина, М. Б. Лепка в детском саду.
Конспекты занятий для детей 2-7 лет ФГОС ДО / А. А. Грибовская, М. Б.
Халезова-Зацепина. –
Москва : Сфера,2019.–80с.

2.
Давыдова,Г.Н.Детскийдизайн.Пластилинография.Занятиясдетьмистаршегодо
ш
кольного возраста. / Г. Н. Давыдова. – Москва : Скрипторий, 2003. – 80 с.
3.

Другова,Е.Пластилиновыйаквариум./Е.Другова.–Санкт-

Петербург.:Питер,2013.–
48с.)..
4. Лесовская, С.А. Герои сказок из пластилина. / С. А. Лесовская. – Москва.
:Эксмо, 2012. –64с.
5. Лыкова, И. А., Шипунова, В. А. Вкусная лепка для детей и взрослых. / И.
А.
Лыкова, В.А. Шипунова. – Москва. : Цветной мир, 2014. – 112 с.
6. Макаренко, М.К. Рыбки, крабики, осьминожки и другие обитатели моря из
пластилина. /М. К. Макаренко. – Москва. :Эксмо, 2015. – 64 с.

2. Календарный план воспитательной работы (Приложение)
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Событие, практика,
мероприятие
Мультфильм
посвященный
правилам
пожарной
безопастности
Презентация
посвященная «Дню
учителя»
Презентация
посвященная «Дню
учителя»
Мультфильм
посвященный
«Дню отца»

Дата
проведения
08.09

Участники

Ответственные

1 группа
2 группа
3 группа

Симонова К.В

30.10

1 группа
2 группа

Симонова К.В

03.10

3 группа

Симонова К.В

20.10

1 группа
2 группа
3 группа

Симонова К.В

Приложение А
Входная диагностика
Тема: «Лепка объёмных сказочных персонажей».
Цель: увидеть многообразие форм мелкой пластики; образность и
выразительность творчества; эстетику назначение; чувство меры в
оформлении; передачу характерных особенностей персонажей в лепке;
самостоятельность, оригинальность.
Задание: слепить и украсить сказочные персонажи по вашему замыслу.
Текущий контроль проводится без оценок, оформляется протоколом срезов
знаний, умений и навыков (уровни освоения: высокий, хороший, средний,
низкий).

Приложение Б
Тест для проведения текущего контроля
Вопрос №1. Соедини стрелочками: плоскостную и

объемную лепку

плоскостная

объемная

Вопрос №2. Перечислите инструменты, которые используют для занятий
лепкой. _______________________________
Вопрос №3 Путем раскатывания шара от большой толщины к меньшей
получается ...

1.Жгут

2. Шар

3.Лепешка

Вопрос №4 Кусок пластилина помещают между ладоней и совершают
круговые движения ладонями. Назовите прием лепки.

1.Раскатывание

2.сплющивание

3.Скатывание

шариков
Вопрос №5. Защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка
потянуть. Название приема лепки.

1.Прищипывание

2.Вдавливание

3.Скручивание

Вопрос №6. Из какой базовой фигуры можно слепить:
голову, туловище, уши.

1.Жгут

2.Лепешка

3.Шар

Критерии оценки:
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. По результатам
определяется уровень освоения программы:
высокий уровень(80-100%)

– 5-6

баллов, средний уровень(50-80%) – 45 баллов, низкий уровень (менее
50%)– 0-3 балла.

Приложение В
Тест для проведения промежуточной аттестации
Вопрос №1.

Какого цвета был первый пластилин?

А) Белый
Б) Черный
В) Серый
Вопрос №2. Соедини стрелками пары:
А) лепка фигур животных сюжетная лепка
Б) лепка развернутого сюжета предметная лепка
В) лепка предметов декоративно-прикладного искусства декоративная лепка
Вопрос №3Кусок пластилина помещают между ладоней и совершают
круговые движения ладонями. Назовите прием лепки.

1.Раскатывание

2.сплющивание

шариков
Вопрос №4. Соедини стрелками. Кроны деревьев выполнены из
Жгутиков

Ленточек

Спиралек

Шариков

3.Скатывание

Вопрос №5.
работой.

1.Ладоний

При

помощи чего

2.Свечи

нужно разогреть пластилин перед

3.Батареи

Вопрос №6. В изделиях, выполненных из какого материала присутствует
мука.

1.Пластилин

2.Соленое тесто

3.Глина

Вопрос №7. Какой материал для лепки нужно держать в холодильнике в
закрытой емкости или в пакете.

1.Полимерная

глина

2.Пластилин

3.Соленое

тесто

Вопрос № 8. Какой краской нельзя окрашивать тесто?
А) пищевой,
Б)
акрилов
ой; В)
масляно
й.
Вопрос №9 . Как называется искусство лепки из соленого теста?
а) тестолепка
б) тестопластика
в) энкаустика

Вопрос №10 Картина, выполненная из пластилиновых валиков, шариков,
дисков. Название данной технике.

1.Модульная

2.Мозаичная

3.Обратная

Приложение №1
Методика Н.П Капустина для дошкольников
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя Меня
оценивает
учитель
1.

Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно
находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю
домашнее задание
- я стремлюсь получать
хорошие отметки
2.
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в
делах и сам обращаюсь
за помощью
- мне нравится
самообслуживание в
школе и дома
3.
Отношение к
природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4.
Я и школа:
- я выполняю правила
для учащихся
- я выполняю правила
внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с
людьми
- я участвую в делах
класса и школы
- я справедлив в
отношениях с людьми

Итоговые оценки

5.
Прекрасное в моей
жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру
поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно
распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных
привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто
ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция

По каждому качеству
В результате каждый

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является
условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

сам

учит
ель

са
м

учит са
ель
м

учи
тел
ь

сам

у
ч
и
т
е
л
ь

са
м

учите
ль

са уч
м ит
ел
ь

Уровень
воспитанно
сти

Средний
балл

Прекрасно
е в моей
жизни

Я и школа

Отношение
к природе

Любознате
льность

№ Фами
лия,
п имя
/ учени
п ка

Прилежани
е

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

сам

уч
ит
ел
ь

Приложение №2
Методика Н.П. Капустиной для 1-4 классов
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя Меня
оценивает
учитель
6.

Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно
находить ответы на
непонятные вопросы
- я всегда выполняю
домашнее задание
- я стремлюсь получать
хорошие отметки
7.
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в
делах и сам обращаюсь
за помощью
- мне нравится
самообслуживание в
школе и дома
8.
Отношение к
природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
9.
Я и школа:
- я выполняю правила
для учащихся
- я выполняю правила
внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с
людьми
- я участвую в делах
класса и школы
- я справедлив в
отношениях с людьми

Итоговые оценки

10. Прекрасное в моей
жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру
поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно
распределять время
учебы и отдыха
- у меня нет вредных
привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто
ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция

По каждому качеству
В результате каждый

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является
условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)

сам

учит
ель

са
м

учит са
ель
м

учи
тел
ь

сам

у
ч
и
т
е
л
ь

са
м

учите
ль

са уч
м ит
ел
ь

Уровень
воспитанно
сти

Средний
балл

Прекрасно
е в моей
жизни

Я и школа

Отношение
к природе

Любознате
льность

№ Фами
лия,
п имя
/ учени
п ка

Прилежани
е

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

сам

уч
ит
ел
ь

Приложение №3
Методика Р.С. Немова для дошкольников
Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.
Методика «Придумай рассказ» Р.С. Немов
Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в
течение 1 минуты,
а затем пересказать в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история
или сказка.
Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим
признакам:
1. Скорость придумывания рассказа;
2. Необычность, оригинальность сюжета;
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе;
4. Проработанность и детализация этих образов;
5. Эмоциональность образов.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2
баллов в зависимости от того, насколько в нём выражено тат или иной
признак из перечисленных выше.
Оценка результатов
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 баллами- если ребёнку удалось придумать рассказ в течении не более 30
секунд;
1 балл - если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;
0 баллов - если за 1 минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.
Необычность ,оригинальность сюжета оценивается:
2 баллами – если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком,
оригинален;
1 балл – если ребёнок привносит в виденное или слышанное что-нибудь
новое от себя;

0 баллов – если ребёнок просто механически пересказывает то, что он когдалибо видел.
Разнообразие образов оценивается:
2 балла - если в рассказе имеется 4 и более персонажей (вещей, события)
1 балл – если в рассказе используется 2-3 персонажа;
0 баллов - если в рассказе говориться только об одном персонаже.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производятся
следующим образом:
2 баллами - если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя
или более признаками;
1 балл - если, кроме названия, указываются еще один два признака;
0 баллов – если персонажи в рассказе только называются и дополнительно не
характеризуются.
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:
2 баллами – если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно
эмоциональны;
1 балл – если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо
эмоционально реагируют на рассказ;
0 баллов – если образы рассказа не производят никакого впечатления на
слушателя.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 -7 баллов – средний;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.

Приложение №4
Методика Т.Д. Марцинковский для младших школьников
Методика «Нарисуй что – нибудь» Т.Д. Марцинковский.
Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и
предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания
отводится 4 – 5 минут.
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
• 10 баллов- ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто
необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом
воображении. Деталей образа, рисунка тщательно проработаны.
• 8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно
оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка
проработаны неплохо.
• 5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым,
но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на
зрителей определённое эмоциональное впечатление.
• 3-4 балла –ребёнок нарисовал что- то очень простое, не оригинальное,
фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо
проработаны.
• 0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего
придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Вывод об уровне развития:
10 баллов- очень высокий;
8-9 баллов- высокий;
5-7 баллов- средний;
3-4 балла- низкий;
0-2 балла- очень низкий.

Приложение №5
Методика диагностирования коммуникативных способностей у
школьников (1-4 класс) Овчарова Р.
Диагностика развития коммуникативных УУД у учащихся класса
Методика «Ковёр» (Овчарова Р.)
Цель: изучение уровня сформированности навыков группового
взаимодействия, учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные и
регулятивные
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Проводится коллективно на уроке художественного труда или на других
уроках. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети
наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и
чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.
Учитель делит детей на произвольные команды, которые работают за
отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые
наборы всевозможных фигур (квадратов, треугольников, прямоугольников,
овалов, окружностей и др.), выполненных из цветной бумаги. Это позволяет
создать равноценные условия работы для всех групп.
Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом
педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе
анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие

признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются
правилами выполнения работы и средствами контроля:
а) наличие центрального рисунка;
б) одинаковое оформление углов;
в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием
симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках
математики и конструирования.)
Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры надо
работать дружно и слаженно».
Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети
смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между
собой. Время выполнения для всех одинаково.
По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети
анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель
которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного
действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень
соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Приложение №6
Методика диагностирования коммуникативных способностей
(дошкольники) Г.А. Цукермана
Методика «Рукавички»
Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и
коммуникативных умений.
Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству
участников), три разноцветных карандаша.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей,
работающих парами, и анализ результата.
Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги
вырезают рукавички с различными не закрашенными узорами.
Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников.
Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению
рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы
они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им
надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде
силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных
карандашей.
Критерии оценивания:
o продуктивность совместной деятельности оценивается по степени
сходства узоров на рукавичках;
o умение детей договариваться, приходить к общему решению,
умение убеждать, аргументировать и т.д.;
o взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли
дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на
них реагируют;
o взаимопомощь по ходу рисования;
o эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное
(работают с удовольствием и интересом), нейтральное
(взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или
отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще
нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на
своем.
2. Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет
или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные
различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень
похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора;
приходят к согласию относительно способа раскрашивания
рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя
совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».