Программа 36ч. Песочные фантазии ОВЗ Последний 2024

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Принята на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «28» августа 2024г.

Принято на
Педагогическом совете
Протокол № 03
от «30» августа 2024г.

Утверждено:
приказом № 143
от «30» августа 2024 г
Директор МБУ ДО «ДТОР»
_________ Н. Ю. Антипова

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Песочные фантазии» для детей с
ограниченными возможностями здоровья
Возраст обучающихся: 5 – 16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Белых Л.В.
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Улан-Удэ
2024 г.

•
•
•
•
•
•

•

•

•
•
•
•

•
•

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» No273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся";
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. No678-р);
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и
науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации No ВК641/09 от
26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 No 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации
образовательных программ»;
Закон РБ от 13.12.2013г. No240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 No 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ N143 от
«05» 06 2024 г

Актуальность программы
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью,
агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью,
замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы,
поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с
проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное
еѐ отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой
моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания,
восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции
психоэмоционального здоровья. Песочная терапия- это способ общения с миром
и с самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на
бессознательно- символическом уровне, что повышает у него уверенность в
себе и открывает новые пути раскрытия. Перенос традиционных педагогических
занятий в песочницу даѐт большой воспитательный и образовательный эффект.
Создание мыслительных образов, работа руками и получение новых
впечатлений и удовольствия- всѐ это в совокупности и лежит в основе
оздоровительного эффекта игры с песком для ребѐнка. В игре с песком ребѐнок
учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более
любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и
эмоциональные резервы.
Направленность программы
Адаптированная дополнительная образовательная программа «Песочные
фантазии» имеет социально-педагогическую направленность и создаѐт условия
для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, его самопознания и
социальной успешности.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в реализации дополнительного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья по художественному
направлению в целях включения их в общественную жизнь, развития и реализации
ими своих творческих способностей через нетрадиционную изобразительную
технику - «Sand-Art».
Педагогическая целесообразность программы
Системность: в течение учебного года работа по программе проводится
систематически, один раз в неделю.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы
ребѐнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности в
процессе занятий.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для
раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребѐнка.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач:
формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида
деятельности обучающихся.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 5 - 16 лет, с ограниченными возможностями
здоровья.
Особенности организации образовательного процесса
Содержание программы предусматривает обучение детей дошкольного и
школьного возраста. Занятия проходят по двум направлениям: усвоение
теоретических знаний и формирование практических навыков в соответствии с
тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих
психофизиологическим и возрастным особенностям детей.
Форма организации деятельности учащихся
Малогрупповая, количество обучающихся в группе 3 человека, на занятиях
применяется индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
В качестве основных форм работы с детьми являются: групповые занятия,
когда вся группа детей выполняет одно задание, безусловно, проявляя при этом
творчество и индивидуальность. Большое внимание уделяется индивидуальной
работе и творческим разработкам:
1. Сюжетные игры;
2. Игры-забавы;
3. Дидактические игры-упражнения;
4. Пальчиковая гимнастика;
5. Упражнения и игры направленные на развитие межполушарного
взаимодействия;
6. Упражнения на развитие зрительного восприятия;
7. Рисование песком.
Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра
методических средств и приѐмов.
Формы обучения: Очная
Уровень программы, объем и сроки реализации
Уровень программы – базовый.
Срок реализации – 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов в год – 36.
Цель программы: Привлечение детей с ОВЗ к активной продуктивной
деятельности, способствующей формированию всех психических процессов,
посредством песочной анимации.
Задачи программы
Метапредметные:
 Формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
 Развивать основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:

 Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
 Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть,
рыхлость, гигроскопичность, водоотдача).
 Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью
детей.
 Активизировать словарный запас детей.
 Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление,
творческое воображение, креативность, навыки речевого общения.
Личностные
 Воспитывать самостоятельность, аккуратность, целеустремленность.
 Воспитывать уважительное отношение к творчеству, как к своему, так и других
людей.
 Формировать этические нормы в межличностном общении.








Основные принципы работы
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей с ОВЗ;
Уважение к личности ребѐнка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий;
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность;
Учет потребностей данного возраста.
Учебно-тематический план

№

Темы
разделов

1 Вводная часть

2 Основная
часть (Игры
на песке)
3 Заключительн
ая часть

Количество часов
всего теория практи
ка
4
1
3

Формы аттестации контроля
Диагностика
Тестирование
Наблюдение

28

7

21

Рефлексия
Практические задания

4

1

3

Рефлексия
Практические задания
Тестирование

9

27

36

Содержание учебного плана
Часть 1. Вводная – диагностика – 4 часа
Теория. Происходит знакомство участников, сплочение группы,
установление эмоционального контакта, настрой на совместную работу,
развитие креативности и воображения.
Практика. Начальная диагностика невербальной креативности и самооценки

учащихся. Основные процедуры: ритуалы приветствия, игры – разминки,
упражнения на сплочение и узнавание свойства песка.
Часть 2. Основная – игры на песке - 28 часов
Теория. Игры и упражнения, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сфер ребенка.
Практика. Песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие
мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование,
конструирование, творческие работы.
Часть 3. Заключительная – 4 часа.
Теория. Подведение итогов песочной терапии. Создание у каждого участника
чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы
на занятии.
Практика. Итоговая диагностика. Выставка работ.
Планируемые результаты










Метапредметные
Будут уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Будут владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
Освоят технические приемы и различные способы рисования песком.
Получат представления об особенностях песка, его свойствах (сыпучесть,
рыхлость, гигроскопичность, водоотдача).
Смогут сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с
речью.
Расширится словарный запас детей.
Будет развита познавательная активность детей, память, внимание, мышление,
творческое воображение, креативность, навыки речевого общения.
Личностные
Будут проявлять самостоятельность, аккуратность, целеустремленность,
уважительное отношение к творчеству, как к своему, так и других людей.
Будут сформированы этические нормы в межличностном общении

Раздел 2 . . Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Формы аттестации
Освоение программы не сопровождается аттестацией воспитанников.
Основной метод - наблюдение за детьми в процессе работы за песочными столами
в ходе выполнения заданий, анализ работ, беседа.
Для подведения итогов обучения по программе используются дополнительные
формы:
 игровой деятельность;
 общение;
 развитие эмоционально – волевой сферы;
 сенсо-моторное развитие;
 речевое развитие,

Виды контроля
- Входной контроль: наблюдение.
- Промежуточный контроль: наблюдение, практическая работа, анализ и
самоанализ.
- Итоговый контроль: выставка творческих работ.
По итогам диагностирования выявляется уровень умений каждого обучающегося:
«Низкий уровень» - неумение использовать приемы рисования в процессе
создания практической работы, неумение организовать свою деятельность на
занятии, отсутствие творчества в выполнении практической работы (копирование
образца).
«Средний уровень» - недостаточное (неполное) владение всеми техниками и
приемами, с небольшими затруднениями, неумение работать без помощи и
подсказки.
«Высокий уровень» - хороший уровень уверенного владения техниками и
приемами, умение организовать свое рабочее место, творческий подход к
выполнению практических работ.
Критерии освоения программы (Приложение 1).
По сенсомоторному развитию: входная диагностика сенсорного развития детей
дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева)
 уровень развития практической ориентировки на форму, величину;
 умение выделять цвет как признак предмета;
 уровень развития целостного образа предмета;
 уровень развития координации руки и глаза, мелкой моторики рук в
действии с предметами.
В игровой деятельности: (уровни игры Д.Эльконина)
 желание действовать с различным материалом, игра эмоционально окрашена.
 умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям на песке. Действия в игре разнообразны, они
воссоздают последовательность реальных отношений. В словах и действиях
присутствуют элементы творчества самих детей.
В эмоционально – волевой сфере (Методика М. Люшера «Изучение
эмоционального состояний детей»)
 уровень нервно – психического напряжения;
 возникновение положительных эмоций;
 дружеские взаимоотношения между детьми, навыки игрового
взаимодействия;
 опыт самостоятельного разрешения конфликтов;
 умение слушать и слышать друг друга.
В развитии речи:
 уровень развития точности понимания речи;
 уровень связного изложения отрывков из знакомых сказок и речетворчества;
 умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими
впечатлениями и переживаниями
Оценочные материалы

протокол и итоги конкурса;

анализ работ;

психолого-педагогическая диагностика;

фото-, видеоотчет.

Методические материалы
Методы и приемы песочной терапии:
1. Практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным
материалом;
2. Элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность;
3. Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы,
использование фольклорного жанра);
4. Наглядные методы;
5. Релаксация;
6. Функциональная музыка;
7. Сказкотерапия.
Словесный метод (беседа), использование фольклорного жанра (загадки,
потешки, сказки, прибаутки), напоминание о последовательности работы, совет. В
самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В
процессе игр используются вопросы к детям. Также используются приемы и
методы общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка,
закрепление веры в успех.
Наглядный (наблюдение, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,
показ игровых действий, моделирование). Яркий наглядный материал позволяет
успешно проводить с ребенком различные игры.
Практический, включающий в себя работу с раздаточным материалом, элементы
экспериментирования, наблюдение;
Игровой (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации). Для
обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают
в себя следующие виды деятельности: репродуктивная; коммуникативная;
познавательно-исследовательская; игровая; трудовая; двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала,
использование методических пособий, дидактических игр и художественных
произведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственноэстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
•
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
•
договариваться о совместной работе, ее содержании;
•
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,
композицию, дополнения;
•
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не
только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей,
принимать и понимать интерес
Выбор методов и приемов работы обусловлен содержанием воспитания и
обучения, а также достигнутым уровнем развития и возрастными особенностями
детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Используемые технологии:

• Индивидуализация обучения – индивидуальный подход и индивидуальная форма
обучения являются приоритетными.
• Групповые технологии – организация совместных действий, коммуникация,
общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
• Технология личностно – ориентированного обучения – максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка.
• Репродуктивная деятельность – прочность усвоения обеспечивается путѐм
многократного повторения.
• Здоровьесберегающие технологии – обеспечивающие гигиенические
оптимальные условия образовательного процесса.
Виды техник:
• игровые тренинги;
• дидактическая песочница – обучение через игру с песком.
Противопоказания к работе с песком:
- Аллергия на пыль и мелкие частицы;
- Лѐгочные заболевания;
- Кожные заболевания и порезы на руках
Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

Всего

Количество

Режим

обучения

начала

окончания

учебн

часов

занятий

обучения

обучения

ых

в год

Сроки
промежуточн
ой
аттестации

сроки
итоговой
аттестаци
и

11-15 января

12-22 мая

недель
1 год

02.09.2024

20.05.2024

36

36

1 раз в
неделю
по 1
часу

Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение
Занятия проходят в кабинете, оборудованном рабочими местами, необходимыми
принадлежностями, наглядностью.

Интерактивная песочница iSandBOX и световые планшеты (размер 100х75х20) .

Программное обеспечение для интерактивного комплекса «Интерактивный
стол»

Программное обеспечение для интерактивного комплекса «Интерактивная
песочница iSandBOX»
Технические устройства (ноутбук).
Развивающая предметно-пространственная среда
1.Ящик для песка – 4шт (световой стол размер в сантиметрах: 100х75х20).
Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного
восприятия.
2. Чистый, просеянный песок.

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал.
4. Лопатки
5. Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
6. Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
7. Камешки
8. Бусинки
9. Пуговки
10. Кисточки
11. Палочки
12. Веточки
13. Музыкальные произведения.
Развивающая предметно - пространственная среда соответствует
возрастным особенностям детей.
Список литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по
песочной терапии. – Спб., 2001.
2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей
дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2010.
3. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
5. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева – М.: Генезис,
2003г.- с. 176
6. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для
дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю. Куражевой.
- Спб.: Речь, 2014.
7. Интернет-ресурсы:
Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php.
По материалам сайта http://doshkolniki.org
http://www.dv-reclama.ru/russia/articles/detail.php?ELEMENT_ID


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».