КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ Нормативные документы Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); - Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка образовательной организации деятельности и по осуществления дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных социально-психологической программ, реабилитации, способствующих профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении осуществляющими Порядка образовательную применения деятельность, организациями, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». - Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); - Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города УланУдэ». - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г. Актуальность образования, программы включающего в обусловлена себя целью воспитание положительного отношения к иностранному языку и у современного школьников заключается в развитии у школьников интереса к культуре страны изучаемого языка, еѐ народу. Данная программа способствует осознанию того, что для знакомства с другими странами, их обычаями и традициями им нужно хорошо говорить и понимать на английском языке. Направленность программы: социально-гуманитарная. Ориентирована на развитие интереса к изучению английского языка. Обучение по программе способствует развитию гуманитарных и творческих способностей у обучающихся. Педагогическая целесообразность программы «Занимательный английский» заключается в том, что изучая английский язык, обучающиеся осваивают азы иностранного языка. Дети достаточно активно используют бытовую лексику, точное и правильное называние предметов является хорошей базой для введения, активизации и закрепления еѐ в английском языке. Дети знакомятся с основными звуками фонетического строя языка, и идет дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка. У обучающихся формируются умения понимать реагировать несложные элементарных команды вопросов. учителя Отличительной и особенностью на ряд данной программы от других является то, что в ней гармонично сочетаются: методика обучения на основе поставленной задачи и игровая методика; свобода выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей; содержание и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на представление возможностей каждого ребенка; педагогическая и иная поддержка детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей: совместная творческая деятельность детей и взрослых по освоению культуры и проживанию в определенной культуре. Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 10-15 лет. В группы принимаются все желающие дети без ограничений и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных. Занятия проводятся в одновозрастных группах. Уровень программы: базовый. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Срок освоения и объем программы по годам: 1-й год обучения (10-11 лет) - 72 часа; 2-й год обучения (11-12 лет) - 72 часа; 3-й год обучения (12-13 лет) - 72 часа; 4-й год обучения (13-14 лет) - 72 часа; 5-й год обучения (14-15 лет) - 72 часа; Общий объем программы (общее количество часов) -360 учебных часов Режим занятий – 2 раза в неделю по 1 академическому часу (40 минут), (2 часа в неделю). Цель программы: развитие индивидуальности школьников, их коммуникативных навыков через изучение лингвострановедческого материала по английскому языку, формирование у детей интереса к культуре и традициям Англии. Задачи: Предметные: формирование навыков коммуникативной деятельности учащихся, культуры общения и умения работать в группе; - приобщение обучающихся к культуре англоговорящих стран; - приобретение определѐнных навыков, знаний, умений по английскому языку. Личностные: Формирование общественной активности личности; - развитие творческих способностей учащихся; - развитие навыков самостоятельной работы; - формирование здорового образа жизни. Метапредметные: развитие мотивации к изучению английского языка; Учебный план. Учебный тематический план первого года обучения 72 часа. № 1 2 3 4. 5 6 7 Содержание учебного материала Вводное занятие Раздел. «Погода и природа» Раздел «Квартира. Дом. Мебель» Раздел «Город и деревня» Раздел «Прошедшее время глаголов» Раздел «Моя семья. Любимые занятия членов семьи». Раздел «Покупки» Раздел «Школа» Итого: Всего: Количество часов теория практика 1 1 4 6 4 6 4 4 6 4 4 6 6 6 6 4 35 72 часа 37 Содержание программы Раздел. «Погода и природа» Теория: лексические единицы по теме. Глаголы движения Практическая работа: времена года. Погода. Занятия в разное время года. Раздел «Квартира. Дом. Мебель» Теория: введение и закрепление лексики по теме. Сравнительная степень прилагательных. Практическая работа: закрепление новой лексики и речевых образцов. Описание своей квартиры, дома и комнат. Рисунки и подписи мебели в комнатах. Раздел «Город и деревня» Теория: реплики по теме. Практическая работа: рисунки «Мой город», песня «Радуга». Закрепление новой лексики. Рассказ о России, о городе, о селе. Раздел «Прошедшее время глаголов» Теория: лексика. Глаголы. Практическая работа: закрепление материала с помощью проверочных заданий и игр. Раздел «Моя семья. Любимые занятия членов семьи». Теория: знакомство с названиями увлечений, домашних обязанностей. Практическая работа: Игра ―Угадай‖, песня; игра «Помощь по дому». Раздел «Покупки» Теория: лексика по темам «Одежда. Обувь. Покупки». Практическая работа: песня. Работа с карточками; Кроссворд; Диалоги. Раздел «Школа» Теория: занятия в школе. Школьные принадлежности. Школьные предметы. Практическая работа: песня; сказка об английской школе. Рассказ о школе. Учебный тематический план второго года обучения 72 часа. № Название темы п/п 1 Вводное занятие: «Добро пожаловать в Англию» 2 Путешествие на далекий остров 3 Лондон – столица Великобритании 4 Традиции и обычаи 5 Зимние развлечения 6 Культура и общение без границ 7 Дисней клуб 8 Кухня в России и Великобритании 9 Организационные мероприятия ИТОГО Количество часов Теория Практика 4 2 4 4 6 4 6 4 6 38 72 2 4 4 6 4 2 4 6 34 Содержание программы Вводное занятие. Раздел «Добро пожаловать в Англию» Теория: знакомство с Англией, ее достопримечательностями, символами. Введение основных теоретических понятий, а также слов, фраз, конструкций. Практическая работа: знакомство с Великобританией по презентации о стране изучаемого языка; анкетирование учащихся. Раздел «Путешествие на далекий остров». Теория: символы Великобритании. Административно-политическое устройство Великобритании; климат, ландшафт и природа Англии; Англия и Шотландия; Уэльс и Северная Ирландия; крупные города Великобритании. Практическая работа: просмотр клипа «Hello», разучивание песен, английский алфавит (работа с «говорящей азбукой», просмотр видеобукваря английского языка), отработка структур It’s a …, употребление артикля a, an, фонетические и лексические игры, просмотр тематических презентаций, инсценировка. Раздел «Лондон-столица Великобритании». Теория: история и достопримечательности Лондона: Big Ban, Tower Bridge, The Tower of London, Piccadilly Circus, British Museums, London Parks, The Tate Gallery, Stone Hedge. Практическая работа: My toys; просмотр тематических презентаций, клипов; конкурс «Рассказываем о своей семье и рисуем»; коммуникативные игры на английском языке; Colours; профессии; разучивание песен; отработка структур: This is a …balloon, / it’s a…doll, /She is a/Is he/she a … / No, he isn’t/ Yes, he is / It’s my family / It’s my father / I like… Раздел «Традиции и обычаи» Теория: знакомство с традициями в подготовке к встрече гостей и развлечений детей в гостях. Выбор места проведения досуга; английские и русские имена. Что означает твоѐ имя?; герои английских детских сказок; герои устного народного творчества России. Нечистая сила в русских народных сказках; Традиция проведения праздника Хэллоуин. Детские песни праздника Хэллоуин; 5 ноября - день Гая Фокса. Ночь костров в Британии; 5 Декабря – день рождения Уолта Диснея. Из жизни известного мастера. Герои сказок Диснея. Дисней клуб. У. Дисней и Котеночкин – любимые детские аниматоры. Герои волшебных историй и русских сказок. Практическая работа: постановка русских народных сказок, исследование «Что означает твое имя?», инсценировка праздника Хэллоуин, просмотр мультфильмов и клипов У.Диснея, озвучка мультфильмов «Кокодил Гена», «Карлсон», «Простоквашино», «Винни Пух» (по выбору учащихся), описание своей внешности и своего любимого героя сказки. Раздел «Зимние развлечения». Теория: традиция проведения праздников Рождество и Новый год в странах Европы и России. Главные действующие лица праздника: Дед Мороз, Снегурочка, снеговик и Санта Клаус, эльфы и олени; песни и стихотворения о рождестве на английском и русском языках; 6 января – день трѐх королей в Америке; зимние фестивали и праздники: святки, колядки, крещение, Старый Новый год в России. Практическая работа: оформление приглашений к празднику и рождественских открыток, постановка новогодних и рождественских сказок, разучивание рождественских песен, просмотр рождественских клипов и презентаций. 6. Культура и общение без границ. Теория: святые покровители Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии; празднование этих дней (St. Andrew’s Day, St. David’s Day, St. George’s Day, St. Patrick’s Day на Британских островах; святые покровители России. Британские сувениры, отражающие историко-культурные особенности Великобритании. Русские игрушки – сувениры: матрѐшки, самовары, шкатулки (matryoshka, Palekh boxes, samovars); музыкальные инструменты: гусли, балалайка, гармошка, баян. Волынка – известный музыкальный инструмент Шотландии; День смеха в России и день дурака в Британии; Международный день детской книги - 2 апреля. Любимые писатели. Практическая работа: оформление Валентинки. Традиция проведения праздника День Святого Валентина (St. Valentine’s Day). 23 февраля - день защитника Отечества. Поздравляем наших пап. Оформление открытки, разучивание стихотворений. 3-е воскресенье июня поздравляют пап в Британии. 8-е марта. Как поздравить наших мам? Письмо для мамы. Второе воскресенье мая – день матери в Великобритании; 25 ноября – день матери в России. Раздел «Дисней клуб» Теория: герои известнейших сказок Диснея. История его жизни. Как появился первый Микки Маус. Изменения, произошедшие с ним за десятилетия. Микки и Мини. Дисней и Котеночкин, 5 декабря - день рождения У. Диснея. Сравнение героев Диснея и главных персонажей российских мультфильмов. Практическая работа: выбор сценариев для инсценировок. Изготовление костюмов. Рисование героев и декораций. Изготовление декораций. Разучивание ролей. Отработка звуков и правильной интонации. Распределение и выбор ролей. Выступление на концерте. Раздел «Сходства и различия в питании России и Великобритании» Теория: национальная кухня британцев (scrambled eggs, cornflakes, toast, porridge). Английский чай. Чай с молоком. Общеевропейская кухня (pizza, spaghetti). Организация быстрого питания (Fast Food, Takeaways); приготовление пищи и сервировка стола; приготовления различных блюд: сэндвичи, гамбургеры, бутерброды (канапе), чай, кофе, салат; Как правильно питаться? Витамины. Блюда русской традиционной кухни: щи, борщ, рассольник, окрошка, чебуреки, блины, пельмени; Праздник «Пасхи». Его традиции и обычаи. Практическая работа: правила хорошего тона по-английски (поведение за столом). Беседа за столом при просмотре телепередачи, подготовка и проведение праздника, посвященному Пасхе. Учебный тематический план третьего года обучения 72 часа. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел, тема Временная форма ―Present Simple Tense‖ Временная форма‖Future Simple Tense‖ Имя существительное Степени сравнения прилагательных Временная форма‖Past Simple Tense‖ Предлоги Артикли Числительные Количество часов теория практика 2 2 2 4 2 2 2 4 4 8 2 2 2 2 4 4 № п/п 9 10 11 12 Раздел, тема Модальные глаголы Местоимения Предложение Временная форма ―Present Perfect‖ ИТОГО Количество часов теория практика 2 2 4 6 2 2 4 2 32 40 72 Содержание программы Раздел « Настоящее простое время» Содержание материала: понятие «смысловые глаголы», глагольная связка единственного и множественного числа. Понятие грамматической формулы времени, лексические маркеры. Построение наглядной модели времени. Формы занятий: видеоурок по теме, теоретические занятия, тренажер времени, проверочная работа. Методическое обеспечение: раздаточный материал, методические материалы. Раздел «Будущее простое время» Содержание материала: формирование знаний о формуле времени и лексических маркерах. Построение наглядной модели времени. Контроль в виде разноуровневых тестов. Закрепление времени в виде теста. Формы занятий: теория, практикум. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование словари, методические материалы, модель времени. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Имя существительное» Содержание материала: формирование знаний о существительных в единственном и множественном числах, существительные - исключения из правил. Притяжательный падеж существительных. Формы занятий: теория, грамматический тренажер, контроль. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернетресурсов, словари, методические материалы. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Степени сравнения прилагательных» Содержание материала: формирование знаний о качественных прилагательных Введение понятия степеней сравнения прилагательных. Прилагательные – исключения из правил. Формы занятий: теория, тренажер, практику, контроль. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернетресурсов. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Простое прошедшее время» Содержание материала: введение понятия правильных и неправильных глаголов. Запись формулы и лексических маркеров. Образование утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений в Past Simple. Предложения с глагольной связкой. Повторение и закрепление полученных умений и навыков на практике в устной и письменной речи. Формы занятий: теоретические занятия, тренинговые занятия, практикумы, тесты. Методическое обеспечение: видеоуроки, раздаточный материал, использование словарей, методические материалы, модели времени. Раздел «Числительные» Содержание материала: происхождения слова количественные «тинейджер». числительные. Порядковые Объяснение числительные. Числительные - исключения из правил. Формы занятий: видеоурок, тренажер, практикум, тест. Методическое обеспечение: карточки, методические материалы Раздел «Модальные глаголы» Содержание материала: введение понятия «Модальные глаголы» и модальность. Модальные глаголы в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях. Формы занятий: теория, практикум. Раздел «Местоимения» Содержание материала: притяжательные, классификация указательные, местоимений: вопросительные личные, местоимения. Количественные местоимения some, any, no, much, many в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях. Формы занятий: видеоуроки, теория, тренажеры, практикумы, контроль Методическое обеспечение: использование интернет-ресурсов, раздаточный материал, методические пособия. Раздел «Предложение» Содержание материала: основные коммуникативные типы простого предложения. Безличные предложения. Формы занятия: теория, практикум. Методическое обеспечение: методические пособия. Раздел «Настоящее совершенное время» Содержание материала: формула и лексические маркеры времени. Как отличить простое прошедшее и настоящее совершенное времена. Формы занятий: видеоуроки, теория, тренинги, практикумы, контроль. Методическое обеспечение: использование интернет-ресурсов, грамматические таблицы, раздаточный материал, методические пособия. Учебный тематический план четвертого года обучения 72 часа. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Количество часов теория практика Прилагательные- систематизация 2 2 Виды вопросительных предложений 2 4 Фразеологический глагол ―look‖ 2 2 Систематизация настоящих времен 2 4 Времена группы ―Past» 4 8 Предлоги времени 2 2 Употребление артиклей с географическими 2 2 названиями Американский английский 4 4 Фразовый глагол ―put‖ 2 2 Временная группа ―Future‖ 4 6 Предлоги места 2 2 Способы словообразования в английском языке 4 2 32 40 ИТОГО 72 Раздел, тема Содержание программы Раздел «Прилагательные». Содержание материала: виды прилагательных, качественные прилагательные, прилагательные - синонимы, прилагательные –антонимы. Степени сравнения прилагательных. Формы занятий: видеоурок по теме, теоретич занятие, тренажер вр по степеням сравнения прилагательных, лото, проверочная работа. Методическое обеспечение: раздаточный материал, методические материалы. Раздел «Виды вопросительных предложений» Содержание материала: формирование знаний о способах задавания вопросов: общие, специальные, альтернативные, разделительные Построение наглядной модели с каждым видом вопросов. Контроль в виде разноуровневых тестов. Закрепление темы в виде теста. Формы занятий: теория, практикум. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование словари, методические материалы, модель времени. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Фразовый глагол “look”» Содержание материала: формирование понятия «фразовый глагол», приведение примеров многозначности с давно изученными глаголами при употреблении разных предлогов. Ознакомление с глаголом ―look и его значениями. Тренировочные упражнения. Формы занятий: теория, грамматический тренажер, контроль. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернетресурсов, словари, методические материалы. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Систематизация настоящих времен» Содержание материала: совершенствование знаний о системе времен. Четыре вида настоящего времени:Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Present Perfect-Progressive. Формы занятий: теория, тренажер, практикум, контроль. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернетресурсов. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Времена группы Past» Содержание материала: повторение понятия правильных и неправильных глаголов. Запись формулы и лексических маркеров. Образование утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений в Past Simple, Past Progressive,Past Perfect Предложения с глагольной связкой. Повторение и закрепление полученных умений и навыков на практике в устной и письменной речи. Формы занятий: теоретические занятия, тренинговые занятия, практикумы, тесты. Методическое обеспечение: видеоуроки, раздаточный материал, использование словарей, методические материалы, модели времени. Раздел «Предлоги времени» Содержание материала: предлоги с днями недели, месяцами и датами. Предлоги ―for‖.‖since‖. Карточки с предлогами, тренажеры, составление предложений. Формы занятий: видеоурок, тренажер, практикум, тест. Методическое обеспечение: карточки, методические материалы. Раздел «Употребление артиклей с географическими названиями» Содержание материала: повторение понятия артикль и виды артиклей в английском языке. Названия стран с употреблением определенного артикля. Названия стран - исключений. Артикль с частями света, морями, пустынями, горными цепями. Лото. Видеотренажер. Формы занятий: теория, практикум. Методическое обеспечение: видеоматериал, раздаточный материал. Раздел «Американский английский» Содержание материала: история происхождения английского языка. Римский период, германский период, скандинавский период и эпоха Вильгельмазавоевателя как периоды становления английского языка. Открытие Америки и ее колонизация. Первые английские поселенцы. Формирование американского английского. Формы занятий: видеоуроки, фильмы, тексты, День Благодарения. Методическое обеспечение: интернет-ресурсы, раздаточный материал. Раздел «Фразовый глагол”Put”» Содержание материала: повторение понятия фразовый глагол. Разбор и запись предлогов с глаголом. Выполнение упражнений и контроль усвоения знаний. Формы занятия: теория, практикум. Методическое обеспечение: методические пособия. Раздел «Временная группа “Future”» Содержание материала: способы выражения будущего в английском языке. Четыре вида будущего времени: Future Simple, Future Progressive. Future Perfect, Future Perfect_Progressive. Формы занятий: видеоуроки, теория, тренинги, практикумы, контроль. Методическое обеспечение: использование Интернет-ресурсов, грамматические таблицы, раздаточный материал, методические пособия. Раздел «Предлоги места» Содержание материала: Повторение известных предлогов места. Введение новых: among, across, along, against, insidethrough, past, towards, outside. Формы занятий: видеоуроки, объяснение, тренажер. Методическое обеспечение: Таблица предлогов, карточки, лото. Раздел «Способы словообразования в английском языке» Содержание материала: знакомство с шестью способами словообразования в английском языке: аффиксация, словосложение, конверсия, изменение ударения, чередование звуков и сокращения. Формы занятий: видеоуроки, тренажеры. Методическое обеспечение: карточки, таблица, методические пособия. Учебный тематический план пятого года обучения 72 часа. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Количество часов теория практика Глагольные связки - систематизация 2 2 Степени сравнения прилагательных 2 4 Фразеологический глагол ―put ‖ 2 2 Систематизация настоящих времен 2 4 Времена группы ―Past» 4 8 Тема «Спорт» 2 2 Употребление артиклей с географическими 2 2 названиями Американский английский 4 4 Фразовый глагол ―take‖ 2 2 Временная группа ―Future‖ 4 6 Предлоги места 2 2 Способы словообразования в английском 4 2 языке 32 40 ИТОГО 72 часа 72 Раздел, тема Содержание программы Раздел «Глагольные связки» Содержание материала: введение понятия – глагольная связка. Сравнение с русским языком. Составление таблицы изменения глагольных связок по числам и временам, правила употребления глагольных связок. Формы занятий: видеоурок по теме, теоретические занятие, тренировочные упражнения, самостоятельная работа, проверочная работа. Методическое обеспечение: раздаточный материал, методические материалы. Раздел «Степени сравнения прилагательных» Содержание материала: формирование знаний о трех видах прилагательных и разных способах употребления их в сравнительной и превосходной степенях. Тренировочные упражнения с каждым видом при лагательных. Контроль в виде разноуровневых тестов. Закрепление темы в виде теста. Формы занятий: теория, практикум. Методическое обеспечение: видеотренингов, раздаточный методические материалы, материал, тесты использование с нарастающей сложностью. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Фразовый глагол “put”» Содержание материала: формирование понятия «фразовый глагол», приведение примеров многозначности с давно изученными глаголами при употреблении разных предлогов. Ознакомление с глаголом ―put‖ и его значениями. Тренировочные упражнения. Формы занятий: теория, грамматический тренажер, контроль. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернетресурсов, словари, методические материалы. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Систематизация настоящих времен» Содержание материала: совершенствование знаний о системе времен. Четыре вида настоящего времени:Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Present Perfect-Progressive Формы занятий: теория, тренажер, практикум, контроль. Методическое обеспечение: раздаточный материал, использование Интернетресурсов. Просмотр видео материала на тему занятия. Раздел «Времена группы Past» Содержание материала: повторение понятия правильных и неправильных глаголов. Запись формулы и лексических маркеров. Образование утвердительных, вопросительных и отрицательных предложений в Past Simple, Past Progressive,Past Perfect Предложения с глагольной связкой. Повторение и закрепление полученных умений и навыков на практике в устной и письменной речи. Формы занятий: теоретические занятия, тренинговые занятия, практикумы, тесты. Методическое обеспечение: видеоуроки, раздаточный материал, использование словарей, методические материалы, модели времени. Раздел «Спорт» Содержание материала: обсуждение итогов 32-х Олимпийских игр. Лексический материал по теме: название видов спорта, спортивных сооружений и людей, связанных со спортом. Англия- родоначальница многих видов спорта. Спорт и здоровый образ жизни. Чтение тесктов о спорте. Формы занятий: видеоурок, тренажер, практикум, тесты по чтению.Составление монологического высказывания «Спорт в моей жизни» Методическое обеспечение: карточки, картинки, видеоматериал. Раздел «Употребление артиклей с географическими названиями» Содержание материала: повторение понятия артикль и виды артиклей в английском языке. Названия стран с употреблением определенного артикля. Названия стран - исключений. Артикль с частями света, морями, пустынями, горными цепями. Лото. Видеотренажер. Формы занятий: теория, практикум. Методическое обеспечение: видеоматериал, раздаточный материал. Раздел «Американский английский» Содержание материала: история происхождения английского языка.Римский период, германский период, скандинавский период и эпоха Вильгельмазавоевателя как периоды становления английского языка. Открытие Америки и ее колонизация. Первые английские поселенцы. Формирование американского английского. Формы занятий: видеоуроки, фильмы, тексты, День Благодарения. Методическое обеспечение: интернет-ресурсы, раздаточн материал. Раздел «Фразовый глагол”take”» Содержание материала: повторение понятия фразовый глагол. Разбор и запись предлогов с глаголом. Выполнение упражнений и контроль усвоения знаний. Формы занятия: теория, грамматический тренажер, практикум. Методическое обеспечение: методические пособия. Раздел «Временная группа “Future”» Содержание материала: способы выражения будущего в английском языке. Четыре вида будущего времени:Future Simple, Future Progressive. Future Perfect, Future Perfect_Progressive. Формы занятий: видеоуроки, теория, тренинги, практикумы, контроль. Методическое обеспечение: использование интернет-ресурсов, грамматические таблицы, раздаточный материал, методические пособия. Раздел «Предлоги места» Содержание материала: Повторение известных предлогов места. Введение новых: among, across, along, against, insidethrough, past, towards, outside. Формы занятий: видеоуроки, объяснение, тренажер. Методическое обеспечение: Таблица предлогов, карточки, лото. Раздел «Способы словообразования в английском языке» Содержание материала: Знакомство с шестью способами словообразования в английском языке: аффиксация, словосложение, конверсия, изменение ударения, чередование звуков и сокращения. Формы занятий: видеоуроки, тренажеры. Методическое обеспечение: карточки, таблица, методические пособия. Планируемые результаты освоения программы: К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать: географическое положение, административно-политическое устройство Великобритании, ее крупные города; традиции и обычаи праздника ―Всех святых‖, столицу Великобритании, ее достопримечательности и любимые места посещений британцев; традиции и обычаи праздника Рождество, традиции и обычаи праздника Дня Матери; известных английских писателей, героев сказок, мультфильмов и фильмов, традиции и обычаи праздников Пасхи и Первого апреля; традиционную английскую пищу, жизнь английских школьников и их досуг. уметь: представлять себя, интересоваться делами собеседника; перечислять названия продуктов, классных предметов, считать предметы, представлять свою семью; перечислять названия цветов, игрушек, животных; перечислять названия частей тела; описывать своего любимого героя сказки, знать названия месяцев, дней недели, дат, времен года, характеризовать разные виды погоды; называть комнаты, предметы мебели, описывать свою комнату; называть виды магазинов и что в них можно купить; составлять расписание уроков на английском языке; вести беседу на любую из пройденных тем; начинать, вести расспрашивать и поддерживать собеседника, беседу высказывать в свое ситуациях мнение, общения; отвечать на предложения собеседника согласием или отказом; рассказывать о себе, погоде, природе, покупках, своих друзьях, интересах, планах на будущее, используя времена Present Simple. Future Simple .Past Simple/; описывать события или явления, предсказывать их; выражать свое отношение, использовать догадку при характеристике действующих лиц; понимать краткие тексты (прогнозы погоды, программы телепередач, биографии известных людей (актѐров, учѐных, политиков и т.д.), выделять значимую информацию; выделять главные факты, опуская второстепенные; читать несложные занимательные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, сказки, диалоги, используя языковую догадку, анализ, выборочный перевод; оценивать полученную информацию, выражать своѐ мнение. понимать: особенности структуры простых и сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений; признаки изученных грамматических явлений; основные нормы речевого этикета (Useful English), принятые в странах изучаемого языка; сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка, особенности образа жизни, быта, культуры Великобритании и России. К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать: географическое положение, административно-политическое устройство Великобритании, ее крупные города; традиции и обычаи праздника ―Всех святых‖, столицу Великобритании, ее достопримечательности и любимые места посещений британцев; традиции и обычаи праздника Рождество, традиции и обычаи праздника Дня Матери; известных английских писателей, героев сказок, мультфильмов и фильмов, традиции и обычаи праздников Пасхи и Первого апреля; традиционную английскую пищу, жизнь английских школьников и их досуг. уметь: представлять себя, интересоваться делами собеседника; перечислять названия продуктов, классных предметов; считать предметы; представлять свою семью; перечислять названия цветов, игрушек, животных; перечислять названия частей тела; описывать своего любимого героя сказки; перечислять названия месяцев, дней недели, дат; составлять расписание уроков на английском языке. К концу 3 года обучения обучающиеся должны знать: временные формы Present Simple. Past Simple. Future Simple; имя существительное, степени сравнения прилагательных; артикли, предлоги места и времени, числительные; местоимения, модальные глаголы, простое совершенное время; уметь; различать правильные и неправильные глаголы; пользуясь формулами времен подставлять глаголы; менять прилагательные в нужной степени; правильно употреблять определенный и неопределенный артикли; легко пользоваться количественными числительными; образовывать порядковые числительные притяжательные, в соответствии указательные, с правилами; различать неопределенные, личные, вопросительные местоимения и употреблять их в речи; использовать модальные глаголы в контексте, по ситуации; различать необходимость использования простого прошедшего времени и простого совершенного времени. К концу 4 года обучения обучающиеся должны знать: видовременные формы глаголов групп Present.Past.Future; виды вопросительных предложений; предлоги времени и места; популярные аналоги употребительной лексики в американском английском языке; способы словообразования в английском языке; уметь: употреблять артикли с географическими названиями; трансформировать глаголы в любую глагольную форму по формуле; строить вопросительные предложения в заданном времени; заменять при необходимости английские лексические единицы американскими аналогами; применять изученные способы словообразования; К концу 5 года обучения обучающиеся должны знать: глагольные связки и их употребление в Present,Past,Future; образование степеней сравнения прилагательных; предлоги времени и места; праздники, обычаи, традиции американского народа; способы словообразования в английском языке; уметь: употреблять глагольные связки во всех временах, в двух залогах; трансформировать прилагательные в любую степень сравнения, в том числе и исключения из правил; строить вопросительные предложения в заданном времени; заполнять формуляр таможенной декларации, анкету путешественника; применять изученные способы словообразования. К концу обучения по программе: Предметные: знать новые лексические единицы, временные конструкции; применять временные конструкции в устной и письменной речи; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка; моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; строить логические цепи рассуждений; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные: возможность осознанного применения пройденных на уроке временных конструкций и новых лексических единиц на иностранном языке вне школы. выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; Комплекс организационно-педагогических условий, включающий форму аттестации. Формы аттестации Время проведения Входная диагностика в начале учебного года Текущий контроль в течение учебного года Промежуточная Цель проведения Форма контроля Определение уровня развития обучающихся, выявление интересов, творческих способностей Оценка качества освоения учебного материала пройденной темы Определение Беседа, наблюдение, прослушивание, тестирование Опрос, практические задания Тест, конкурсы диагностика Итоговая аттестация в конце учебного года успешности усвоения программы Установление соответствий достижений обучающихся планируемым результатам Итоговый конкурсы номинациям тест, по Оценочные материалы: Проверка знаний по каждой теме проводится в виде игровых конкурсов в форме кроссвордов, ролевых диалогов, лото и устных опросов. Промежуточная аттестация представлена в виде выполнения упражнений из лексико-грамматического практикума. Итоговая аттестация представлена в виде выполнения заданий контрольных работ и тестов. Методическое обеспечение: Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы), а также метод доступности, метод наглядности с демонстрацией визуального ряда (картинки, таблицы, карточки). Применяется метод использования информационных технологий. Коммуникативный метод обучения является одним из основополагающих для практической деятельности, являющийся основой, необходимой для закрепления информации в виде создания и защиты проектов, открыток, приглашений, писем, составление рассказов и диалогов по теме. Каждое занятие сопровождается физкультминутками и перерывами. Кроме того на каждом занятии особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни учащихся. Учебно-материальная база. 1. Кабинет; 2. Столы, стулья; 3. Компьютер, интерактивная доска. 4. Методические и дидактические материалы. 5. Ресурсный пакет для педагога: - Буклет ксерокопируемых заданий; - Буклет с заданиями на самооценку и тестами; - Флешкарты; - карточки с буквосочетаниями; - постеры с историями; - Аудиоматериалы; - Англо-русский и русско-английский школьные словари - Книги для чтения. Календарный учебный график программы Количество учебных недель Первое полугодие Каникулы Второе полугодие Промежуточная аттестация 36 недель С 01 сентября по 31 декабря, 17 недель 01 января по 08 января 09 января по 28 мая, 19 недель 11-15 января, 12 – 22 мая Список литературы 1. Английский язык, Высшая школа, 2005. 2. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2020 3. Примерная программа по иностранному языку для начальной школы// Иностранные языки в школе. 2020. № 9. 4. Примерные программы по иностранным языкам. //Иностранные языки в школе, № 5, 2005 5. Enjoy English / Английский с удовольствием. 2-11 классы. Программа курса английского языка. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. 6. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык.М., 2006. 7. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык.3 класс, 4 класс, 5 класс. 8. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М.- Английский язык. Лексико-грамматический практикум/ - Москва. Просвещение,2021.9-е издание, стереотипное 9. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М.Лексико-грамматический практикум/ Английский язык. Москва. Просвещение,2022.9-е издание, стереотипное 10. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М.- Контрольные работы/ Английский язык. - Москва. Просвещение,2021.9-е издание. 11. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М.- Контрольные работы/ Английский язык. - Москва. Просвещение,2022.9-е издание. 12. Барышников Н.В. Теоретические и практические аспекты преподавания иностранных языков и культур в различных условиях // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур в различных J. Oxford guide to English 13. Барышников Н.В. Теоретические и практические аспекты преподавания иностранных языков и культур в различных условиях // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур в различных J. Oxford 14. Биболетова М. З. и др. Enjoy English: книга для учителя/ М. З. Биболетова — Обнинск: Титул,20013. 15. Биболетова М. З.и др. Enjoy English: учебник английского языка для 4 класса / М. З.Биболетова — Обнинск: Титул,2023.. 16. Биболетова М.З. Учебник английского языка «Enjoy English-6» для учащихся 6 классов. Обнинск, Титул, 2013. 17. Биболетова М. З. и др. Enjoy English : CD MP3 / М. З.Биболетова Обнинск: Титул, 2023 18. Клементьева Т. Шенон Учебник английского языка «Happy English 2» для учащихся 7-9 классов. Обнинск, Титул, 2000. 19. Контрольно-измерительные материалы. Английский язык: 4 класс / Сост. Г. Г.Кулинич. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2020. – 64 с. 20. Копылова В. В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования //Иностранные языки в школе. 2010. -№5. – С.2-6. 21. Кузовлев В.Н. Учебник английского языка для учащихся 7,. М., Просвещение, 2008. 22. Шанаева Н.В. English Grammar Краткая грамматика английского языка Новосибирск «НАУКА» , 1996 Электронные ресурсы: 1. http://school-collection. edu. ru, 2. http://fcior. edu. ru, Рекомендованная литература для детей: 1. К.Люцис., Английский язык в картинках, «Русское энциклопедическое товарищество», Москва, 2023. 2. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский для малышей» (тетрадь с наклейками), РОСМЭН, М., 2015. 3. И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская., Английский для малышей, (рабочая тетрадь) под редакцией Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2015. 4. Е. Путырская., Я знаю пять названий, «У-Фактория», Екатеринбург, 2002. 5. М.А. Вернич., Happy English, «Альтернатива». Горно-Алтайск, 2020. Рекомендованная литература для родителей 1. Коти Т. 2. Гнездилова Уроки английского, Г.Г. Английский для самых Олма-пресс, маленьких, М., 2000. «МК-Сервис», Дмитрова, 1996. 3. И.В. Ларионова, Английский язык. Книга для родителей, 2019. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Всего учебных недель Количество часов в год Режим занятий Сроки промежуточной аттестации сроки итоговой аттестации 1 год (10-11 лет) 2 год (1112 лет) 01.09.2024 28.05.2025 36 72 11 –15 января 12 - 22 мая 01.09.2024 28.05.2025 36 72 11 –15 января 12 - 22 мая 3 год (1213 лет) 01.09.2024 28.05.2025 36 72 11 –15 января 12 - 22 мая 4 год (1314 лет) 01.09.2024 28.05.2025 36 72 11 –15 января 12 - 22 мая 5 год (1415 лет) 01.09.2024 28.05.2025 36 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 2 раза в неделю по 2 часа 72 11 –15 января 12 - 22 мая Приложение 1 Диагностический контроль лексико-грамматических навыков к УМК М.З.БИБОЛЕТОВОЙ «Еnjoy English». Данные тесты дают возможность провести диагностическое обследование обучающихся, составлены на базе лексического и грамматического материала общеобразовательной подготовки. Цель диагностического контроля – оценить уровень общеобразовательной подготовки по английскому языку обучающихся. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (ч.1.основное общее образование), формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень. Диагностическая карта обследования обучающихся 1 год обучения (10-11 лет). (к УМК М.З.БИБОЛЕТОВОЙ «Еnjoy English») 1. Подчеркни лишнее слово. (5 баллов) 1. cow, goose, horse, sheep, lion 2. skate, ski, sledge, play, speak 3. Sunday, Tuesday, September, Friday, Monday 4. brown, dark, yellow, green, orange 5. her, my, she, its, our 2. Образуй и напиши множественное число этих существительных. (6 баллов) a cat - __________ a tree - ____________ a box - __________ a mouse - ___________ a man - __________ a sheep - ____________ 3. Выбери нужную форму глагола Do или Does для каждого вопроса и запиши ее . (6 баллов) 1. Do they eat sweets and cakes? 2. _______ your friends play football? 3. _______ boys and girls read English books? 4. _______ his brother like to sing songs? 5. _______ she like flowers? 6. ______ you have a pet? 7. _________ your mother cook at 6 p.m. ? 4. Выбери и подчеркни правильную форму глагола из скобочек . (6 баллов) 1) Birds (don't/doesn't) sing their songs in winter. 2) He(can/can't) speak English, but not very well. 3) I (don't/isn't) live in Spain. 4) In winter we (play/plays) hockey at the skating rink. 5) (Are/Do)your parents at home at six o'clock in the evening? 6) The crocodile (have/has) a long tail. 5. Выбери и выпиши соответствующие предлоги из рамочки, чтобы закончить предложения. (6 баллов) at (2) , in (2) , on , to 1. Days are short _____ winter. 2. We don't go to school _____ Sunday. 3. The children are at home ______ ten o'clock in the evening. 4. Tom lives ______ London. 5. I go _____ the bank with my farther. 6. Jane is not ______ school, she is in the park. 6. Прочитай текст и утверждения после него. Если утверждение верное , поставь галочку ( V ), если нет, поставь крестик ( Х ). (6 баллов ) I have a bird. Its name is Ronnie. It has strong wings and a long tail. It lives in the cage. The cage is on the low shelf in my bedroom. Ronnie can fly well but it can’t run. Ronnie can sing very well. It can speak too. I teach Ronnie to speak. It can say: ―Hello, Ann!‖ I feed Ronnie in the morning and in the evening. It likes apples and bananas. Ronnie is very funny and cute. I like to play with Ronnie, my parents play with Ronnie too. Do you want to play with Ronnie? 1. Ronnie is my pet. ____Х___ 2. Ronnie has a long tail. _______ 3. Ronnie lives in the cage in the hall. _______ 4. Ronnie can run well. _______ 5. Ronnie can’t speak. _______ 6. Ronnie likes bananas. _______ 7. Ronnie is cute. _______ Your mark (max 35) "5" "4 " "3" "2" 31 - 35 30 - 24 23 - 17 16 - 0 Диагностическая карта обследования обучающихся 2 год обучения (11-12 лет) (к УМК М.З.БИБОЛЕТОВОЙ «Еnjoy English») 1. Впишите пропущенные слова: Draw, rubber, pencils, well. Ann is five. She can’t . . . and write. But she can draw very . . . Ann can . . . a horse, a flower and a car. She has a lot of coloured … and … and paints. She has a big … to get rid (избавиться) of bad pictures. 2. Напишите правильную форму глагола. 1. Mr Hill did not… (live, lives, lived) in this house. 2. My little sister …(don’t water, doesn’t water) the flowers. 3. The weather … (is, was, were) bad yesterday. 4. He often… (to write, wrote, write) letters. 3. Постройте предложение, используя необходимую степень сравнения прилагательных. 1.Mr Smith’ car is … (large) than Mr Baker’s car.2. It’s… (big) house in the town.3. It’s…(funny) poem in the book.4. This dog is (kind) than that dog. 4.Вставьте there is, there are или there was, there. 1.………………………a cake in the lunch box. You can eat it. 2………………………ten chairs in the classroom yesterday, …………………………eight chairs. 3…………………………a banana in my bag. Who knows where it is now? 5. Составьте предложения 1. went, bed, Yesterday, to, she, early. 2. the, lays, the, table, morning, Ann, in. 3. you, go, yesterday, shopping, Did? Your mark (max 21 ) "5" "4 " "3" "2" 21-19 18-14 13-10 9-0 and now Диагностическая карта обследования обучающихся 3 год обучения (13-14 лет) (к УМК М.З.БИБОЛЕТОВОЙ «Еnjoy English») 1.Составьте словосочетания: 1. Big a) Palace 2. Trafalgar b) Tower 3. Bloody c) London 4. White d) Bridge 5. Tower e) Ben 6. Buckingham f) Square 7. Westminister g) Abbey 8. The Houses of h) Tower 9. The Tower of i) Parliament 2.Выбери и вставь слово, наиболее подходящее по смыслу: 1. How many new … do you have this year? a) textbooks b) subjects c) languages d) nicknames 2. Soon you’ll get the … to visit England. a) timetable b) invitation c) mark d) instruction 3. When we were in Moscow, we took a lot of … a) pictures b) books c) care d) place 4. How do you usually … your weekend a) go b) travel c) spend d) miss 5. Granny … children an interesting fairy tale. a) said b) told c) speak d ) talk 6. Which is the … subject for you? a) difficult b) more difficult c) most difficult d) difficultest 7. She cleaned … room yesterday. a) a) he b) her c) my d) his 3. Выбери и вставь глагол в правильной форме. 1. My father always … at 6 a.m. a) got up b) gets up c) get up d) getted up 2. Last weekend I … to Moscow. a) went b) goes c) did go d) will go 3. Next Sunday my family … the grandparents in the village. a) will visit b) went c) go d) goes 4. How often … you go shopping? a) does b) do c) did d) will 5. Martin speaks French, …? a) didn’t he b) does he c) isn’t he d) doesn’t he 4. поставьте слова в правильном порядке, чтобы составить предложение. study, Drama, don’t , at, we, school Your mark (max 22 ) "5" "4 " "3" "2" 22-19 18-14 13-10 9-0 Диагностическая карта обследования обучающихся 4 год обучения (13-14 лет) (к УМК М.З.БИБОЛЕТОВОЙ «Еnjoy English») 1.Раскройте скобки, употребив глаголы в Past Simple или Present Perfect 1. He…..just (visit) his friend. 2. I….. (read) this book yesterday. 3. She….never (see) this film. 4. We…. (play) the piano the day before yesterday. 5. They…. (take) just the pet home. 6. He….never (wash) the dishes. 2. Поставьте в предложения глаголы must/mustn’t should/ shouldn’t 1.You have a temperature, you_______go to the doctor. 2.You _______wash your hands before dinner. 3.You _______eat in the bed. 4.You_______ say bad words. 5.You _______put ice in your juice. 6.You _______ visit a pediatrician. 7.You _______ go to school. 8.You _______go without a warm sweater. 9.You _______ stay in bed. 10.You _______ spend much time in shops. 3.Поставьте в предложения подходящие по смыслу слова 1. I like….. because the weather is fine. 2. It……usually in winter. 3. Spring is….and….. 4. I like to wear….in summer. 5. If it is rain we take…. 6. The temperature in summer……zero. 7. There is a…..in the classroom. 8. My mother’s hair is….. 4. Поставь глаголы в правильную форму 1. If it (be) _____ very hot they (go) _____ to the beach. 2. If there (be) _____ rain they (stay) _____ at home. 3. If I _____ (eat) too much I ___(feel) not well. 4. My mother___(take) me to Sochi if I____(get) good marks. 5. We____(buy) a new house if we____(have) money. Your mark (max 42 ) "5" "4 " "3" "2" 42-37 36-26 25-20 19-0 Диагностическая карта обследования обучающихся 5 год обучения (14-15 лет) (к УМК М.З.БИБОЛЕТОВОЙ «Еnjoy English») 1.Choose the word which best completes the sentence. 1. I like learning words and poems …. a) by heart b) recite c) discover 2. I tried ….. and won the competition. a) properly b) hard c) necessary 3.‖Children in need‖ and ―Save the Children‖ are ….. a) involved b) needy organization. c) charity 4. I joined a group of ……… a) volunteers b) organization c) ideas 5. Some chemicals can …….. natural environment. a) destroy b) damage c) disturb 6. I am proud …….my country. a) in b) of c) to 7. Isaac Newton was a great … a) scientist b) ) spaceship c) leader 8. London is an ….. city. a) ancient b)new c) small 9. We make ……quickly with my friend. a) up b)to c)with II. The word in capitals above each of the following sentences can be used to form a word that fits suitably in the blank space. 1 FROST It was lovely to ski down the hills in Switzerland and the weather was … and snowy. 2.DONATE We make…….for charity organization, 4. DESTROY The last earthquake in the USA was very … . 5. TYPE What kind of weather is … of the northern part of Russia? III . Choose the correct form of the verb. 1. Last year I ……. a national record. a) set b) have set c) had set 2. George…… a national record. a) has set b)set c) had set 3. Forests…… down a) are cut b)cut c) had cut 4. This game is interesting……. a) to play b)playing 5. The Tower of London ……… in the eleventh century. a) is founded b)was founded c) founded 6. A new theatre…….in Moscow next year. a) will be built b) built c) is built IV Choose the correct relative clauses. 1. My friend is a person….. is always there for me. a) who b)which c) that 2. Friendship is a feeling……lasts forever. a) who b) which c) that Your mark (max 27 ) "5" "4 " "3" "2" 27-24 23-18 27-12 11-0