ДОП Шестакова Радужная 2024

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии «Радужная»
разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института
развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016
«Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 №
512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI.
Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих
образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно
развивает, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует
кругозор, формирует нравственные принципы. Изобразительное искусство – это занятие для детей
совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы
также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка,
моделирование.
1.2. Актуальность

программы

обусловлена

еѐ направленностью

на развитие эмоционально-

ценностного отношения, обучающегося к миру. В современном мире ребенок окружен цифровыми
технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен
«живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, могут в полной степени
удовлетворить потребности в творчестве. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и
понимать

красоту

окружающего

мира,

развивают

художественно-эстетический

вкус.

Занятия

способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости,
чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению
традициям русского народного творчества.
1.3. Направленность программы – художественная.

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Воспитанники
получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы
формулируются так, чтобы избежать излишней детализации и расчлененности явлений, фактов, событий.
Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко
технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют
самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений
об окружающей действительности
1.4. Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность по программы изостудии «Радужная» очевидна, так как воспитанники
получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративноприкладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств. Кроме того,
реализации программы помогает ребѐнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить
начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
1.5. Адресат программы.

Данная образовательная программа сориентирована на работу с детьми 7-15 лет независимо от наличия
у них специальных данных. В изостудию «Радужная» принимаются все желающие, без предварительных
испытании. Набор детей производится в начале учебного года. Допускается дополнительный набор детей в
течение всего учебного года. Группы обучающихся разновозрастные. В зависимости от возраста
планируется сложность и загруженность учебного материала.
Наполняемость учебной группы:
1-й год обучения: 12-15 человек;

2- й год обучения: 12-15 человек;
3- й год обучения: 10-12 человек.
1.6. Особенности организации образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в изостудии «Радужная» характеризуется
следующими особенностями:


состав учащихся постоянный, однако допускается переход детей из одной группы в другую;



занятия проходят групповые, могут допускаться индивидуальные(участие в конкурсах)



виды занятий по программе: беседа, самостоятельная работа, выставки, творческие отчеты;



группы обучающихся могут быть как одного возраста, так и разновозрастные.

Основой программы являются практические упражнения, способствующие развитию у учащихся
творческих способностей (наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.др.).
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный
подход к каждому ребенку. Формирование опыта общения и художественного труда обучающихся
находит применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей.
1.7. Формы обучения.

Форма

обучения

очная.

Занятия

проводятся

по

группам.

В

случае

не

благоприятной

эпидемиологической ситуации программа может быть реализована в очно-заочной, очно-дистанционной
формах.
1.8. Уровень

программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей

программы.
Программа базового уровня, т.к. ориентирована на освоение изобразительного искусства, развитие
интересов и навыков учащихся; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности;
формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребѐнка. В
процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только
успешности обучения, но и создаѐт возможности освоения творческо-продуктивной деятельности.
Срок реализации – 3 года.
Дети занимаются:
1 год обучения – 144 часа;2 год обучения – 144 часа;3 год обучения – 144 часа
1.9. Режим занятий.

Режим занятий - 1 год обучения,2 год,3 год обучения: 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между
занятиями 10 минут.
1.10. Цель программы.

Творческое развитие обучающихся, их самореализация и социализация через формирование базовых
компетенций в области изобразительного искусства.
1.11. Задачи программы:

Предметные :
1. Знакомство с жанрами изобразительного искусства;
2. Знакомство с различными художественными материалами и техникам изобразительной деятельности;
3. Овладение основами построения фигур;

4. Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Личностные:
1. Развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
2. Развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
3. Формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность;
содержать в порядке свое рабочее место);
4. Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе,
сотрудничество, общение(адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Метапредметные:
1. Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
2.Формирование уважительного отношения к искусству;
3. Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
4.Воспитание аккуратности.
1.4.Отличительные особенности.
Отличительные
ориентирована

на

особенности
применение

данной

образовательной

широкого

комплекса

программы
различного

заключаются

в

дополнительного

том,

она

материала

по изобразительному искусству. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, примеров из окружающей действительности.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных
методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.
Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта,
обучению приѐмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются
такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в
содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с
изобразительным искусством планируются посещения выставок, поездки в музеи. Все это в
целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

Задачи программы 1-го года обучения
Обучающие:
1)

Познакомит учащихся с произведениями разных видов и жанров изобразительного

искусства;
2)

Научить практическим навыкам работы простым карандашом, фломастером,

шариковой или гелевой ручкой, углѐм, пастелью, восковыми мелками, красками;
3)

Выработать способность видеть цвет, умение получать на палитре составные цвета путем

смешивания главных красок, выражать цветом многообразие характеров и настроение увиденного;
4)

Закрепить представления учащихся о различных видах красок, их свойствах и особенностях, через

знакомство с художественно-выразительным средствами.
Развивающие:
1)

Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, образное мышление, пространственные

представления, сенсорные навыки, через обучение рисования с натуры, по памяти, по представлению,
выполнение творческих заданий в разнообразных приемах и техниках;
2)

Развивать художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус путѐм

знакомства с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства;
Воспитательные:
1)

Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, желание оказывать помощь и поддержку

друг другу;
2)

Прививать умение ценить свой труд и труд своих товарищей, педагога;

3)

Прививать трудолюбие и аккуратность.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№

Наименование разделов, тем

Количество
часов
Теория
1

Формы
контроля
аттестации
практика
1

всего
2

7
1

37
1

44

2
2.1

Вводное занятие
«Чем и на чем работает художник?»
Живопись
«Все дети любят рисовать»

2.2

Улица красок - волшебников»

1

3

2.3

«Пейзаж- красота природы»

1

7

2.4

«Зоопарк»

1

7

2.5

«Мои любимые сказки»

1

7

2.6

«Человек»

1

7

2.7

«По морским просторам»

1

5

8

12

1

3

1

3
3.1

Декоративная работа
«Узоры и орнаменты, создаваемые
людьми, и разнообразие их видов.
«Дымковская сказка»

1

3

3.3

«Снегирь на веточке рябины»

1

3

1

3

«Цветы»

4

Рисунок

4

24

4.1

«Природа родного края»

1

7

Государственные символы России
Рисование с натуры
«Я рисую…»
Введение в историю искусства

1
1
1
10

3
5
9

4.2
4.3
4.4
5
6
7
8

Творческое задание

16
Творческое задание

3.2

3.4

Опрос

Знакомство
с
творчеством 10
художников
Подготовка
к
конкурсам
и
праздникам
Итоговое занятие «Загадки мира 1
искусств»
Итого:
41

28
Творческое задание

10

Опрос

10

Опрос

32

32

1

2

103

144

Выставка

и

Содержание программы
Вводное занятие
Тема 1.1. Чем и на чем работает художник?
Теория: изобразительное искусство в жизни человека. Роль и место изобразительного искусства.
Практика:изучение способности к рисованию при помощи теста «Тест Торенса»
Раздел 2.Живопись
Тема .2.1. Все дети любят рисовать
Теория: знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление о
материалах.
Практика: Работа с кистью, гуашью, акварель, правила ухода за своими художественными
принадлежностями.
Тема 2.2. Улица красок – волшебников
Теория: знакомство с понятиями «Основные цвета» и «Дополнительные цвета», «Палитра».
Практика: игровое упражнение «Получили новый цвет».
Тема 2.3 .Пейзаж- красота природы
Теория: знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства.
Практика: навыки композиционного решения рисунка на бумаге, живописное изображение пейзажа.
Тема 2.4 .Зоопарк
Теория: знакомство с художниками – анималистами, изучение рисования животных.
Практика: задание, нарисовать животных. ( В лесу, дома, в цирке и т д.)
Тема 2.5 Мои любимые сказки
Теория: знакомство с понятием «Иллюстрация»,с творчеством художников иллюстраторов.
Практика: иллюстрирование сказок по своему выбору, построение композиции.
Тема 2.6.Человек
Теория: знакомство с понятием «Портрет», строение человека.
Практика: выполнение схемы строения человека, портрета .
Тема2.7. По морским просторам
Теория: знакомство с понятием морской пейзаж.
Практика: выполнение работы на тему»Морской пейзаж».
3. Декоративная работа
Тема 3.1.Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Теория: просмотр различных примеры узоров (на основе фотографий).
Практика: построение орнаментов в квадрате, круге.
3.2. Дымковская сказка
Теория: знакомство с понятием «Промысел», с традициями изготовления и росписи дымковской
игрушки.
Практика: рисунок (возможно лепка) игрушки и ее роспись по традициям дымковского промыла.
3.3«Снегирь на веточке рябины».

Теория: знакомство с историей возникновения открытки, ее видами.
Практика: изготовление открытки с использованием различных техник.
.3.4«Цветы»
Теория: знакомство с различными приемами рисования цветов.
Практика:. Выполнение построения цветов , букетов, натюрморта с цветами.
4

.

Рисунок

4.1 «Природа родного края»

Теория: знакомство с техникой графики, понятиями «Линия», «Штрих», «Пятно», «Точка».
Практика: приемы работы гелевой ручкой, простым карандашом,углем.
4.2 Государственные символы России

Теория: знакомство с символами России, флаг, герб.
Практика: .выполнение рисунков с символикой России.
4.3Рисование с натуры
Теория: закрепление знаний о натюрморте и человеке.
Практика: закрепление навыков работы с карандашом, навыков работы с натурой
4.4 «Я рисую…»
Теория: самостоятельная работа .Выполнение рисунка на выбранную тематику
Практика: самостоятельная работа
5

Введение в историю искусства

Теория: знакомство с различными видами искусства, рассказы о быте, народных промыслах.
6

Знакомство с творчеством художников

Теория: Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан).
7

Подготовка к конкурсам и праздникам

8

Итоговое занятие «Загадки мира искусств»

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Концу первого года обучения дети будут знать:
1) Основные и дополнительные цвета;
2) Цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
3) Свойства красок и графических материалов;
4) Основные понятия в живописи и графике
уметь:
1) Смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
2) Правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
3) Грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

Задачи программы 2-го года обучения:
Обучающие:
1) Познакомить с творчеством выдающихся художников;
2) Формировать навыки, необходимые для осуществления творческих замыслов в изобразительной
деятельности, колористическое видение, умение использовать средства выражения (цвет, линии,
объем);
3) Формировать умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, обучить
основам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
Развивающие:
1) Развивать образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические
чувства, через основы анализа произведения искусства;
2) Прививать желание самореализации и умение давать оценку своей и чужой деятельности; проявлять
инициативу и самостоятельность в желании сделать свои работы общественно значимыми.
Воспитательные:
1) Воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и
народного изобразительного искусства;
2) Нравственные и эстетические чувства; любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

Учебно-тематический план
2 год обучения
№

Содержание

Количество
часов

Формы контроля и
аттестации

теория
1

практика
1

всего
2

8

20

28

2

Вводное занятие
«Добро пожаловать!
Рисунок

2.1
2.2
2.3
2.4
3

«Рисование с натуры»
«Натюрморт»
«Искусство в твоем доме»
«Государственные символы России
Живопись

2
2
2
2
10

6
6
6
2
24

3.1
3.2

«Основы цветоведения»
«Цвет и чувство»

2
2

2
2

3.3
3.4

«Мир фэнтази»
«Времена года»

2
2

6
10

3.5
4

2
3

4
9

4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
5.4

«Искусство натюрморта»
Декоративная работа
Народные промыслы
«Городецкая роспись»
«Золотая Хохлома»
«Голубая сказка Гжели»
Композиция
«Статика»
«Динамика»
«Композиционный центр»
«Симметрия и ассиметрия»

3
3
3
12
3
3
3
3

6

Введение в историю искусства

1
1
1
4
1
1
1
1
8

7

Знакомство
с
творчеством
художников
Итоговое
занятие
«Созвездие
талантов»
Подготовка
к
конкурсам
и
праздникам
Итого:

1

9
10

8

1

1

Творческое задание

34
Творческое задание

12
Творческое задание

16
Творческое задание

8

Опрос

8

Опрос

2
34

81

135

144

Выставка

Содержание программы
1. Вводное занятие

«Добро пожаловать!
Теория: правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими
принадлежностями.
2. Рисунок
2.1 «Рисование с натуры человека»

Теория: повторение и закрепление понятий,как рисовать человека .
Практика: навыки работы с натурой.
2.2 «Натюрморт»

Теория: закрепление знаний о натюрморте.
Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.
2.3 «Искусство в твоем доме»

Теория: плоскостное или объѐмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры
линией, а объѐмной фигуры – линиями и светотенью.
Практика: примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки»,
«Конструктор.
2.4 «Государственные символы России

Теория: знакомство с символами России, флаг, герб
Практика: .выполнение рисунков с символикой России
3.Живопись
3.1 «Основы цветоведения»

Теория: понятие «градиент». Ахроматические цвета. Хроматические цвета.
Практика: уметь используя один цвет, добиваться выразительности рисунка. Применять приемы
смешивания. Овладеть навыками работы с материалами и инструментами.
3.2 «Цвет и чувство»

Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»
Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.
3.3 «Мир фэнтази»

Теория: закрепление знаний о иллюстрации. Беседа о мире «Фэнтази».
Практика: иллюстрирование сказки и мультфильмов.
3.4 «Времена года»

Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова. и др. художников.
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы
3.5 «Искусство натюрморта»

Теория:

выявление

уровня

знаний

воспитанников

нетрадиционными техниками рисования.
Практика: самостоятельная работа
4. Декоративная работа. Народные промыслы

по

пройденным

темам,

знакомство

с

4.1 «Городецкая роспись»

Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями,
основными элементами
Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.
4.2 «Золотая Хохлома»

Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными
элементами, цветами.
Практика: выполнение хохломской росписи
4.3 «Голубая сказка Гжели»

Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями
Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.
5. Композиция
5.11.«Статика»
Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.
Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении .
5.2. «Динамика»
Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений
Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.
5.3. «Композиционный центр»
Теория: закрепление понятия композиционный центр
Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.
5.4. «Симметрия и асимметрия»
Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии
Практика: Выполнение графических упражнений
6. Введение в историю искусства
Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных
художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.
7. Знакомство с творчеством художников
Теория: Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь,
Поленов)
9.Итоговое занятие «Созвездие талантов»
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
10Подготовка к конкурсам и праздникам

Шишкин, Левитан, Саврасов,

К концу второго года обучения воспитанники второго года обучения воспитанники
должны знать:
1) Виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;
2) Выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель,
пастель, карандаши);
3) Азы композиции (статика, движение),

выбирает формат и расположение листа в зависимости от

задуманной композиции;
уметь:
1) Работать в следующих видах искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных и народных формах
искусства;
2) Доводит работу от эскиза до композиции;
3) Выполнять изображения предметного мира, природы, животных;
4) Рисовать пропорции плоскостных и объѐмных предметов, соблюдать последовательность в работе (от
общего к частному);

Задачи программы 3-го года обучения:
Обучающие:
1)

Оттачивать графические и живописные навыки и приемы в различных видах художественной

деятельности (рисунке, живописи);
2)

Совершенствовать умение передавать свое эмоциональное отношение к окружающему миру

различными изобразительными средствами;
3)

Формировать необходимые понятия для овладения языком изобразительного

искусства
Развивающие:
1)

Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного

искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2)

Формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности формировать

художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;
3)

Развивать образное мышление, смекалку, наблюдательность, фантазию, эстетические чувства,

посредством освоение способов решения проблем творческого характера;
4)

Развивать аналитические способности: умением сравнивать, выделять главное, обобщать, путем

овладение умением творческого видения с позиций художника;
5)

Развить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера

Воспитательные:
1)

Воспитывать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа, уважительное

отношение к культуре и искусству других народов;
2)

Воспитывать у ребят, в процессе совместной творческой деятельности, толерантное отношение

друг к другу и окружающим.
3)

Формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность;

определять еѐ проблемы и их причины; содержать в порядке своѐ рабочее место.

Учебно – тематический план
3 год обучения
Количество
часов
теория
1

практика
1

итого
2

4
1

10
3

14

1

3

2

4

Живопись
«Натюрморт из геометрических тел»
«Цвет в произведениях живописи»
« Портрет друга»
«Времена года»
«Зарисовки животных в движении»
«Путешествуя по улицам города или
рассказ старого дома»
Декоративная работа
«Символика цвета и формы»
Государственные символы России
«Декоративный натюрморт»
«Современное
повседневное декоративное
искусство.
Что такое дизайн.»

6
2
2
2
4
2
2

30
6
4
4
16
4
6

40

5
1

11
1

16

2
2

6
4

Композиция
«Пейзаж - большой мир. Организация
изображаемого пространства»
Работа над поисками и эскизами
композиции.Стилизация.

4
2

18
6

1

6

5.3

«Место мира, где бы я хотел побывать.»

1

6

6

Введение в историю искусства

7
9

Знакомство с творчеством художников
Итоговое занятие
«Мы умеем и мы знаем!»
Подготовка к конкурсам и праздникам
Итого:

№

Разделы программы

1

Вводное занятие
«Добро пожаловать!
Рисунок
Рисунок – основа изобразительного
искусства»
«Художники – анималисты»

2
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3

5
5.1
5.2

10

«Изображение фигуры человека»

Формы контроля и
аттестации

Творческое задание

Творческое задание

Творческое задание

22
Творческое задание

8

8

Опрос

8

8

Опрос

1

1

2
32
144

Содержание программы
1.

Вводное занятие

«Добро пожаловать!
Теория: правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими
принадлежностями. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
2

Рисунок

2.1 Рисунок – основа изобразительного искусства»
Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно».
Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом, углем.
2.2 «Художники – анималисты»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах.
Практика: выполнении е рисунка животных гелиевой ручкой, схема построения животных.
2.3 «Изображение фигуры человека»
Теория: изображение натуры . Рисование с натуры. Рисование по памяти.
.Практика: выполнение схемы строения человека .
3.

Живопись

3.1 «Натюрморт из геометрических тел»

Теория: понятия «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».
Практика: выполнение натюрморта, расположение изображения на бумаге.
3.2

«Цвет в произведениях живописи»

Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме
Практика: выполнение упражнений.
3.3

« Портрет друга»

Теория: закрепление понятия портрет.
Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору.
3.4

«Времена года»

Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.
Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.
3.5

«Зарисовки животных в движении»

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах.
Практика: выполнении е рисунка животных гелиевой ручкой, схема построения животных в движении.
3.6 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома»

Теория: понятие «перспектива» ,линейная и воздушная.
Практика: самостоятельная работа.
4

Декоративная работа

4.1 «Символика цвета и формы»
Государственные символы России
Теория: знакомство с символами России, флаг, герб
Практика: .выполнение рисунков с символикой России

4.2 «Декоративный натюрморт»
Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»
Практика: выполнение декоративного натюрморта
4.3 «Современное
повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.
Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна
Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция
5

Композиция

5.1 «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»
Теория:

закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре

знакомство с творчеством Айвазовского.
Практика: организация изображаемого пространства
5.2 «Работа над поисками и эскизами композиции. Стилизация.»
Теория: особенности «стилизации».
Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Сказочные кони».
5.3 «Место мира, где бы я хотел побывать»
Практика: организация изображаемого пространства
6

.Введение в историю искусства

Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах.
7

.Знакомство с творчеством художников.

9

Итоговое занятие

«Мы умеем и мы знаем!»
10 Подготовка к конкурсам и праздникам
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:
1)

Основные виды и жанры изобразительного искусства;

2)

Пропорции фигуры и головы человека и умеет передавать движение фигуры человека и животных

в рисунках;
3)

Знать и применяет основные законы композиции (передача ритма, выделение сюжетно –

композиционного

центра,

симметрия,

асимметрия,

расположение

главного

и

выделение

выразительными средствами);
4)

Знать и применяет в живописи законы цветоведения, различные виды графики.

уметь:
1)

Последовательности

ведения

рисунка

в

работе, умеет ставить постановки для рисунка и

живописи в соответствии с законами композиции;
2)

Владеть первичными навыками плоского и объемного изображения:

3)

Применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека,

природных форм;
4)

Пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;

5)

Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер

освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению;
6)

Создавать творческие композиционные работы в разных материалах;

7)

Работать по представлению, воображению, памяти и фантазии.

1.12. Предметные результаты.

К концу обучения учащиеся обладают следующими знаниями и умениями:
1)

знает основные и дополнительные цвета, цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета),

уметь смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
2)

знает основные понятия: линия, пятно, ритм, цвет, симметрии, контраст форм;

3)

имеет представления о свойствах красок и графических материалов, правильно использует

художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
4)

понимает азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

5)

знает азы композиции (статика, движение), выбирает формат и расположение листа в зависимости

от задуманной композиции;
6)

знает пропорции плоскостных и объѐмных предметов, соблюдает последовательность в работе (от

общего к частному);
7)

использует разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

8)

работает с натуры;

9)

знает пропорции фигуры и головы человека и умеет передавать движение фигуры человека и

животных в рисунках;
10) владеет

техническими

приемами

работы

различными

художественными

материалами

и

инструментами, сознательно выбирать их для выражения своего замысла;
11) знает основные законы построения рисунка и основные термины (композиция, тон, пропорции,
линия горизонта, основы линейной перспективы).
12) знает и применяет основные законы композиции (передача ритма, выделение сюжетно –
композиционного

центра,

симметрия,

асимметрия,

расположение

главного

и

выделение

выразительными средствами);
13) имеет представление о многообразии произведений ДПИ, выделяет их среди других
художественных произведений;
14) умеет работать по представлению, воображению, памяти и фантазии, самостоятельно оттачивать
навык изготовления сложных поделок.
Личностные результаты:
1)

формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и

творческой деятельности;
2)

умение творчески, аккуратно завершать начатую работу;

3)

умение общаться, договариваться о сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе

образовательной, творческой деятельности в разных социальных ситуациях;

4)

испытывать потребность создавать красивые работы своими руками, аккуратно выполнять работу,

доводит начатое дело до завершения, осознать свои творческие возможности;
Метапредметные результаты:
1)

соблюдение этапов работы над художественным произведением;

2)

работа различными художественными материалов ;

3)

умение вести работу аккуратно;

4)

правильно располагать предметы на листе бумаги (композиция листа);

5)

научиться реализовывать собственные творческие замыслы,

6)

научится самостоятельно решать творческие задачи.

Раздел 2. Комплекс организационно -педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1. Оценка достижений результатов.

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются, фиксируются и
демонстрируются в формах: аналитический материал по итогам проведения диагностики, анкетирования
и тестирования, анализа готового изделия, результат участие в конкурсах (диплом, грамота, сертификат),
открытого занятия.
Сроки контрольных процедур:
1)

Входящая диагностика(проводится ежегодно в начале учебного года) – сентябрь;

2)

Промежуточная диагностика (проводится ежегодно в конце первого полугодия) – январь;

3)

Итоговая диагностика (проводится ежегодно в конце учебного года) – май.

2.2. Оценочные материалы.

Для промежуточного и итогового контроля используются формы диагностики: разработаны
тематические тестовые материалы, критерии оценки творческих работ. Отслеживаются: уровень знаний
теоретического материала, степень овладения приѐмами работы различными художественными
материалами, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка навыков ведется по баллам, выводится средняя арифметическая из 5 критериев оценивания:
 Композиция
 Цветоведение
 Оригинальность
 Самостоятельность
 Владение кисточкой, карандашом.
Максимальный балл по каждому критерию – 5
Уровнь владения навыками: низкий, средний, высокий.
Методики: Тест Э. Торренса (тест креативности),методика Н.П. Капустина, Методика диагностики уровня
творческой активности учащихся (подготовлена М.И, Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым, Л.А.
Воловичем.
2.3. Методические материалы.

Основные методы и формы работы с учащимися:
1)

Наглядные методы (использование динамической и статической, предметной наглядности)

2)

объяснительно - иллюстративные методы (схемы поэтапного рисования),

3)

метод педагогического рисунка,

4)

репродуктивные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

5)

методы практической работы (тренировочные занятия, самостоятельное выполнение творческих

заданий);
6)

методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;

объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка
проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися:
поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
7)

наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи,

графики, демонстрационные материалы;

2.4. Календарный учебный график.

Год

Дата

Дата

Всего

Количество

Режим

Сроки
промежу
точной
аттеста
ции

сроки
итоговой
аттестации

обучения

начала

окончания

учебных

часов

занятий

обучения

обучения

недель

в год

02.09.2024

28.05.2025

36

144

2 раза в

11 – 15

12-22 мая

2 год

неделю по

января

3 год

2 часа

1 год

2.5. Условия реализации программы.

Техническое оснащение программы.
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной
организации рабочего пространства в студии.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и
оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами
для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива
грязной воды.
Для

работы необходимо

иметь достаточное количество

наглядного

и

учебного

материала

(натюрмортный фонд, драпировки, изделия народных промыслов). Хорошо, если стены помещения, в
котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные
стеллажи. Необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, электронную
версию музеев мира.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
1)

Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2). Предметы декоративно-прикладного искусства (расписные доски, образцы народной грушки,

жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3). Природные элементы (искусственные цветы).

4.)Муляжи (фрукты, овощи).
5.)Драпировки (ткань разной фактуры).
Дидактические материалы применятся в зависимости от вида учебного занятия.
Формы организации учебных занятий:
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках
с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи,
используя натуру.
Тренировочные занятия – практические занятия, на которых проводится отработка навыков и умений по
изученной теме.
Занятие рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры;
оно дает ребѐнку возможность тренировать свою зрительную память.
Занятие-зарисовка – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным
произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребѐнка.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Занятие - Онлайн путешествие – проводится с помощью ИКТ в музеи, на выставки с последующим
обсуждением в изостудии.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в
виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Беседа - устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Список литературы для педагога:
1. Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова
[электронный
ресурс]
//
Русская
земля.
Журнал
о
русской
истории
икультуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный
2. Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с
углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] М.: «Просвещение», 1992.
3. Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
4. Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. –
162с.
5. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ,
Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
6. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Список литературы для детей:
Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер»,
2010. – 120 с.
Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст]
М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2012. – 96с.
Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007
.Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999
Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2015
Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2019.
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. /
Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010.
Список литературы для родителей:
1. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.
2. Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997
3. Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс]
http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzal
ilova - Язык русский: доступ свободный.
4. Знакомим ребенка с прекрасным. Подборка детских книг по искусству
https://zen.yandex.ru/media/id/5d8bca3d0ce57b00ade9c9e4/znakomim-rebenka-s-prekrasnym-podborkadetskih-knig-po-iskusstvu-5eac0a9171ff6e456a192496


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».