1. Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии нормативными документами: со следующими Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024 г. Россию можно по праву считать страной мастеров и выдающихся изобретателей. С давних времен и по сей день умельцы, хранители ремесла пользуются признанием и уважением в обществе. Пытливый ум, желание облегчить быт людей на Руси приводили к совершенствованию ремесел, появлению изобретений, техническому прогрессу. Мастера славились не только отточенными годами навыками работы, самостоятельным поиском и введением новых приѐмов, технологий, но и индивидуальностью, наличием неповторимых черт своего ремесла и изделий. Дополнительная общеобразовательная программа «Страна мастеров» разработана для развития познавательной активности, творческого мышления младших школьников посредством изготовления игрушек, сувениров на основе приобретенных знаний о мужских ремеслах народов России, приемов работы с различными материалами. В процессе реализации программы дети узнают об обработке дерева, чеканке, кузнечном и ювелирном деле, гончарном ремесле, мастерстве игрушечников. Знакомство с русской культурой будет способствовать развитию патриотизма, что является приоритетной воспитательной задачей современного российского образования. Работа с природными, а также бросовыми материалами внесет вклад в экологическое воспитание детей. 1.1. Актуальность Свободное от учебы в школе время современные дети чаще всего посвящают гаджетам, компьютерным играм. Созидательный труд зачастую занимает в жизни ребенка ничтожное время. Современные мальчики не владеют навыками работы со слесарными, столярными инструментами. Хотя такие навыки необходимы будущему мужчине – главе семьи. Мелкая моторика младшего школьника плохо развита, что сказывается на учебной деятельности и выполнении действий с мелкими предметами. Программа «Страна Мастеров» направлена на развитие интереса к ручному труду путем создания сувениров, игрушек своими руками. Работа в мастерской способствует развитию мелкой моторики, глазомера, пространственного восприятия и анализа. Учащиеся овладевают навыками работы с молотком, ножовкой, дрелью и другими инструментами, получая незаменимый практический опыт. Одной из важных задач в развитии гармоничной личности является воспитание патриотизма, гуманизма, формирование традиционных нравственных ценностей, исторически сложившихся у народов России. Программа «Страна Мастеров» нацелена на знакомство с отечественной культурой, ремеслами, на воспитание культуры труда и общения, развитие познавательных способностей, творческого мышления. Таким образом, актуальность программы обусловлена формированием качеств личности, отвечающих запросам семьи, современного общества и государственной политики. Кроме этого, программа отвечает запросам самого учащегося – удовлетворяет познавательную, творческую потребность, приносит радость открытий и личных достижений, общения со сверстниками, совмещая работу (ручной труд) и игру. 1.2. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная программа «Страна мастеров» художественной направленности, знакомит с декоративно-прикладным искусством народов России. В процессе реализации программы, учащиеся овладевают навыками работы с различными природными материалами и способами декорирования изделий, из них изготовленных. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. Поэтому важным является развитие художественного вкуса учащихся – будущих мастеров. Изготовление собственных изделий из дерева, глины, проволоки способствует самовыражению, творческому поиску, а знакомство с культурой народов России, ремеслами, образцами творений мастеров обогащает внутренний мир, развивает художественный вкус, эстетическое восприятие, формирует представление о многообразии и богатстве культуры народов России, создавая фундамент для творческого развития. 1.3. Педагогическая целесообразность Дополнительная общеобразовательная программа «Страна мастеров» разработана для развития познавательной и творческой активности младших школьников посредством изготовления сувениров, игрушек, предметов интерьера. Современный мир – мир IT – технологий, программирования, интернета, роботов. Однако мир человека начинается с его сенсорного восприятия. Дети младшего школьного возраста обладают высокой познавательной активностью. В ходе реализации программы «Страна Мастеров» учащимся предоставляется возможность знакомства с различными по свойствам материалами: дерево, металл, кожа, нитки. Дети овладевают приемами их обработки и навыками работы с инструментами. Происходит знакомство с художественными приемами в оформлении работ, декорировании изделий, развивая эстетический вкус, творческое мышление и самовыражение. Знакомство с русской культурой способствует развитию патриотизма, что является приоритетной воспитательной задачей современного российского образования. Работа с природными, а также бросовыми материалами вносит вклад и в экологическое воспитание детей. 1.4. Адресат программы Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 7-10 лет без дополнительной подготовки и условий к образованию. Набор учащихся в учебные группы является свободным, основанным на желании развивать свои творческие способности, знакомясь с народными ремеслами и овладевая навыками работы с различными материалами. Занятия проводятся в группах по 12-15 человек. 1.4. Особенности организации образовательного процесса В ходе обучения используются групповые и индивидуальные формы обучения. Групповое обучения предполагает деление учащихся на группы для выполнения заданий, связанных с практической и познавательной деятельностью. Данная форма открывает возможности развития коммуникативных и личностных качеств в процессе совместной деятельности. Индивидуальная работа с учащимися заключается в реализации индивидуальных творческих проектов, обучение отдельным практическим навыкам. 1.5. Формы обучения Обучение по данной программе очное, включающее аудиторные и выездные занятия (экскурсии). Основной организационной формой в ходе реализации является занятие, что обеспечивает организационную четкость и непрерывность процесса обучения. 1.6. Уровень программы, объем и сроки реализации программы Уровень дополнительной общеобразовательной программы «Страна Мастеров» ознакомительный. Программа рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев обучения). Количество учебных часов в году: 72 часа (1 занятие по 2 учебных часа в неделю). 1.7. Режим занятий Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 учебных часа (2 часа в неделю). Занятия – спаренные по 40 минут с перерывом 10 минут. 1.8. Цель программы Цель программы: развитие художественного творчества младших школьников посредством знакомства с ремеслами народов России и изготовления игрушек, сувениров, предметов интерьера из различных материалов. 1.9. Задачи программы Образовательные (предметные): обучить правилам безопасной работы с инструментами и материалами; обучить методам и приемам работы со столярным инструментом (ручным лобзиком, ножовкой, ручной дрелью, молотком); обучить навыкам работы со схемами; познакомить с правилами композиции; познакомить с ремеслом деревообработки, видами древесных материалов и способами работы с ними; обучить способам подвижного и неподвижного соединения деталей; познакомить с материалом проволока и фольга и обучить способам изготовления сувениров и украшений из них; обучить различным способам плетения из травы, лозы и веревки; сформировать представление о гончарном ремесле и обучить навыкам работы с пластичной массой; сформировать представление о культуре, традициях, мужских ремеслах на Руси; познакомить с русскими народными промыслами; Метапредметные: развивать познавательную активность, стремление к самостоятельности и самосовершенствованию; развивать коммуникативные качества: умению работы в парах, коллективе, умению общаться; развивать различные виды мышления – творческого, наглядно – образного, пространственного, технического; развивать эстетический вкус, воображение; развивать мелкую моторику, глазомер; формирование способности планирования деятельности, самоконтроля и самооценки; способствовать развитию начальных трудовых навыков и интереса к ручному труду при изготовлении изделий. Личностные: формирование уважительного отношение к труду, человеку труда; осознание и принятие традиционных ценностей, исторически сложившихся у народов России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера; формирование культуры общения и поведения в социуме, доброжелательного отношения к людям других национальностей, их культуре; формирование общественной активности личности, патриотизма, гражданской позиции: участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности. 1.9. Учебный план Количество часов № Тема 1 Введение. Знакомство. Правила ТБ и поведения. Диагностика. 2 Всего Форма аттестации Теория Практика 2 1 1 Тест Быт, основные ремесла на Руси. 2 Обзор мужских ремесел. Традиционные материалы. 1 1 Опрос Раздел 1. Плетение 3 Ремесло плетения. Материалы для плетения 2 1 1 Опрос Плетение из травы 2 1 1 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Плетение из лозы 4 1 3 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня вязание 2 1 1 Тест 2 1 1 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня 4 5 6 Плетение узлов из веревок, Вязание сеток. 7 Раздел 2. Работа с деревом Ремесло столярное. Древесные 2 материалы. Инструменты деревообработки. 1 1 Тест 8 9 Панно на спилах 1 1 Оценка техники 2 изготовления готового изделия, творческого уровня Игрушки из спилов 4 1 3 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Поделки из деревянных заготовок – брусков, цилиндров 6 1 5 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Поделки из бросового материала из дерева 2 1 1 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Механическая деревянная 2 народная игрушка. Богородская динамическая игрушка. 1 1 Опрос «Матрешка-неваляшка». Балансирующая игрушка 2 1 1 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Игрушки - каталки 4 1 3 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Шумовые народные музыкальные инструменты из дерева 2 1 1 Опрос Ремесло строительства. Дома и сооружения на Руси. 2 1 1 Опрос Макеты деревенских построек и сооружений 2 1 1 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Русская деревня. Групповая 4 работа по созданию макетов для выставки 1 3 Оценка включенности в групповую работу 10 11 12 13 14 15 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня 16 17 18 19 Раздел 3. Работа с металлом 20 Ремесло кузнечное и ювелирное. 2 1 1 Опрос Материал металл. Инструменты. Чеканка 4 1 3 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Плетение из проволоки 4 1 3 Оценка техники изготовления готового изделия 21 22 Раздел 4. Лепка 23 24 Гончарное ремесло. Народные 2 промыслы. Материалы для лепки. 1 1 Опрос Техника лепки. Лепка игрушек из глины 4 1 3 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Лепка из массы папье-маше 4 1 3 Оценка техники изготовления готового изделия, творческого уровня Заключительное занятие 2 1 1 Итоговый мониторинг. Тест – опрос. Выставка. Портфолио. Итого 72 26 46 25 26 1.10. Содержание программы Тема 1. Введение. Знакомство. Правила ТБ и поведения. Диагностика. Теория. Беседа «Кто такой мастер?» Личные качества мастера. Правила безопасного поведения на занятиях и переменах. Техника безопасности при работе с инструментами. Практика. Входная диагностика на знание ремесел и уровня творческого мышления. Тема 2. Быт, основные ремесла на Руси. Обзор мужских ремесел. Традиционные материалы. Теория. Уклад жизни, быт на Руси. Основные занятия и ремесла. Мужские и женские ремесла. Обзор мужских ремесел, древних профессий. Традиционные материалы для ремесел. Практическая работа. Рассматривание, сравнительный анализ и определение свойств материалов для ремесел. Раздел 1. Плетение Тема 3. Ремесло плетения. Материалы для плетения Теория. Ремесло плетения на Руси. История возникновения и развития ремесла. Разнообразие материалов и способов плетения. Практика. Сравнительный анализ материалов для плетения (трава, береста, лыко, веревки, нити, лоза). Плетение из бумажных лент. Тема 4. Плетение из травы Теория. Виды трав для плетения. Солома. Заготовка сырья, подготовка к работе. Основные инструменты. Образцы старинных и современных изделий из травы, соломы. Циновки. Техника плетения прямоугольной и круглой циновки. Практика. Экскурсия на природу. Заготовка материала. Плетение закладки. Плетение круглой циновки. Тема 5. Плетение из лозы Теория. Ремесло плетения из лозы на Руси. Материал для плетения: виды, заготовка, хранение, подготовка к работе. Образцы старинных и современных изделий из лозы. Отличия изделий из лозы у разных народов России. Техника плетения из лозы. Практика. Экскурсия на природу. Заготовка материала. Плетение макета плетня из лозы. Тема 6. Плетение из веревок, вязание узлов Теория. История возникновения макраме. Материалы и способы изготовления веревок в старину. Плетение из нитей и веревок на Руси. Мужское ремесло – плетение рыболовных сетей, сачков, силков для охоты. Вязание морских узлов, узлов при строительстве, в быту. Схемы вязания различных узлов. Практика. Панно из морских узлов. Тема 7. Вязание сеток. Теория. Вязание сетей, сачков – мужское ремесло. Использование сеток в быту. Техника плетения сеток. Практика. Изготовление сувенира «Богатый улов» из сети и рыбок из фольги. Плетение сетки из х/б ниток по схеме. Изготовление шаблонов рыбок из картона. Покрытие рыбок фольгой. Сборка сетей на пенопластовой основе. Создание композиции по собственному замыслу. Раздел 2. Работа с деревом Тема 8. Ремесло столярное. Древесные материалы. Инструменты деревообработки. Теория. Столярное ремесло на Руси. Виды пиломатериалов и материалов из древесины. Тема 9. Панно из спилов. Теория. Составление композиции из спилов разных размеров и форм (овальной и круглой). Примеры гармоничного сочетания форм в изделиях мастеров. Практика. Изготовление панно из спилов разных размеров. Создание эскиза изделия по собственному замыслу или выбор из предложенных с изменением элементов или композиции. Подбор заготовок. Раскладывание спилов и дополнительных деталей (веточки, листья, шишки, веревочки и т.д.) на основе, оценка гармоничности композиции. Подготовка основы из фанеры (зашкуривание краѐв, окрашивание фона). Приклеивание заготовок к основе столярным клеем. Окончательное оформление – добавление деталей из природных материалов. Тема 10. Игрушки из спилов. Теория. Ремесло игрушечников. Основные промыслы игрушечников: Богородская игрушка, матрешка и др. Практика. Изготовление игрушек из спилов дерева с просверливанием при помощи ручной дрели отверстиями и соединением деталей при помощи веревки, проволоки. Игрушка «Паук», «Гусеница», «Волчек», «Крестики-Нолики». Тема 11. Поделки из деревянных заготовок – брусков, цилиндров. Теория. Обзор разнообразия игрушек из деревянных заготовок. Названия заготовок (цилиндр, конус, плашки). Виды соединения деревянных деталей – подвижные и неподвижные. Соединения клеевые, шкантами, резьбовые. Шарнирные соединения. Последовательность изготовления игрушек. Практика. Изготовление поделок из деревянных заготовок различных форм: «Мельница», «Человечек», «Поезд». Зарисовка эскиза поделки. Выбор заготовок по размеру и форме. Шлифовка заготовок при необходимости. Сверление отверстий ручной дрелью для соединения деталей. Соединение деталей подходящим способом: шкантом, веревкой, проволокой. Оформление поделки: нанесение рисунка на детали, покрытие лаком. Тема 12. Поделки из бросового материала из дерева. Теория. Понятие бросового материала. Бережное отношение к природе – повторное использование материалов. Примеры изделий из бросового материала. Практика. Изготовление панно «Любимый дом» из палочек для мороженого и круглых плоских заготовок. Изготовление основы из гофрокартона. Составление композиции, подбор материала. Приклеивание палочек и заготовок в форме избы. Раскрашивание избы элементами росписи. Оформление работы – дополнение декором, покрытие лаком. Тема 13. Механическая деревянная игрушка. Богородская динамическая игрушка. Теория. Русский народный промысел Богородская игрушка, еѐ виды. Механическая игрушка. Виды механизмов динамической Богородской игрушки (маятниковый, рычажный, кнопочный, планковый и др.). Практика. Рассматривание образцов игрушек, исследование механизмов. Изготовление кольцеброса из заготовки – деревянной лопатки и бусины. Вырезание отверстия в лопатке ручным лобзиком. Оформление лопатки росписью. Соединение лопатки и бусины толстой х/б нитью (бечевой). Тема 14. Матрешка-неваляшка. Балансирующая игрушка. Теория. Балансирующие игрушки. Ванька-встанька и неваляшка. Принцип действия игрушки. Изображения людей в декоративно-прикладном творчестве, в изделиях мастеров русских народных промыслов. Образцы росписи матрешек. Практика. Изготовление матрешки – неваляшки из картона и крышечек от пластиковых бутылок. Нанесение узора и роспись заготовки. Прикрепление к нижней части матрешки крышечкой с грузом – кусочком пластилина. Приклеивание обратной стороны матрешки. Тема 15. Игрушки – каталки. Теория. Традиционные народные игрушки Использование колеса в быту и игрушках. каталки «Конь», «Тележка». Практика. Изготовление каталки «Тележка» - подставки для кашпо из деревянных заготовок – прямоугольной плашки, деревянных палочек, круглых заготовок и металлических петель с саморезами. Сверление отверстий в круглых заготовках и по периметру плашки. Прикручивание петель к деревянной плашке саморезами при помощи отвертки. Соединение круглых коротких палочек с плашкой (стенки тележки). Соединение колес через петли длинной круглой палочкой. Плетение стенок тележки джутовым шпагатом или деревянными шпателями. Роспись тележки. Тема 16. Шумовые музыкальные инструменты из дерева. Теория. Шумовые народные музыкальные инструменты. Обзор. Практика. Изготовление шумового инструмента «Трещотка» из тонких деревянных досточек. Сверление отверстий на заготовках, соединение при помощи веревки. Роспись. Тема 17. Ремесло строительства. Дома и сооружения на Руси. Теория. Строительство на Руси. Деревянное зодчество. Конструктивные особенности срубов. Мастерство резчиков по дереву. Наличники, ставни домов – образцы мастерства и фантазии. Практика. Конструирование из деревянного конструктора. Тема 18. Макеты деревенских построек и сооружений. Теория. Бытовые, хозяйственные постройки, сооружения в русской деревне. Практика. Экскурсия в Этнографический музей. Изготовление макета колодца из гофрокартона и деревянных заготовок. Тема 19. Русская деревня. Групповая работа по созданию макетов для выставки. Теория. Масштаб, пропорции при создании миниатюры. Обзор миниатюр в музеях России. Практика. Групповая работа. Создание миниатюры «Русская деревня». Разработка плана. Распределение работ. Изготовление макетов, оформление. Раздел 3. Работа с металлом Тема 20. Ремесло кузнечное и ювелирное. Материал металл. Инструменты. Теория. Кузнечное и ювелирное ремесло на Руси, история возникновения, развития. Старинные и современные изделия мастеров России. Бурятские дарханы. Виды металлов и сплавов, способы их обработки. Ковка, инструменты для ковки. Практика. Рассматривание образцов различных металлов, сравнительный анализ свойств. Тема 21. Чеканка. Виды, техники. Теория. Чеканка – старинное ремесло. Образцы изделий мастеров. Материалы и инструменты для чеканки. Виды, техники чеканки. Различия узоров и мотивов для чеканки у разных народов России (русских, бурят, татар, народов Севера и Кавказа) Практика. Плоскорельефная чеканка по фольге по собственному эскизу или по предоставленному на выбор с собственными дополнениями. Оформление работы в рамку из картона с паспарту. Тема 22. Плетение из проволоки. Теория. Обзор изделий из проволоки (предметы интерьера, ювелирные украшения, бижутерия). Виды проволоки. Инструменты для работы с проволокой (круглогубцы, плоскогубцы, кусачки) и приспособления (виг джиг). Техника работы с проволокой. Практика. Изготовление сувениров из проволоки «Бабочка», «Человечек», «Узел счастья», «Дерево», браслета с бусинами. Раздел 4. Лепка Тема 23. Гончарное ремесло. Искусство художественной керамики. Народные промыслы. Теория. Гончарное ремесло: история развития ремесла. Виды художественной керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор. Русские народные промыслы: дымковская, абашевская, филимоновская, каргопольская игрушка. Особенности оформление гончарных изделий у татар, народов Кавказа. Практика. Знакомство с различными видами росписи игрушек. Изготовление «Дымковской барышни» на основе из пластиковой бутылки. Тема 24. Техника лепки. Лепка игрушек из глины. Теория. Материал глина. Виды. Свойства материала. Подготовка, правила работы с глиной, хранение. Инструменты для работы. Приемы работы с глиной: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание, прищипывание, вытягивание, вдавливание, отгибание. Способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, рельефная лепка. Практика. Рельефная лепка «Ежик», «Масленица». лепка панно комбинированным способом Тема 25. Лепка из массы папье-маше. Теория. Папье-маше – пластичная масса из бумаги. История возникновения, развития папье-маше в России. Способы изготовление изделий из папье-маше. Декорирование изделий из папье-маше жгутиками из бумаги. Игрушки из массы папье-маше. Практика. Изготовление вазочки папье маше с рельефной поверхностью из жгутиков. Изготовление пластичной массы и лепка игрушки –сувенира из неѐ по собственному замыслу. Оформление – раскрашивание изделий, покрытие лаком. Тема 26. Заключительное занятие Теория. Подведение итогов работы объединения. Выставка работ. Практика. Презентация ремесел и работ на выставке. Награждение 1.11. Планируемые результаты освоения программы К концу обучения по дополнительной образовательной программе «Страна Мастеров» учащиеся покажут следующие результаты освоения программы. Предметные Будут знать: правила безопасной работы с инструментами и материалами; виды древесных материалов, металлов, пластичных масс; основные мужские ремесла; правила композиции русские народные промыслы Будут уметь: работать с различными материалами (картон, дерево, фольга, проволока, глина, пластичная масса) и владеть приемами работы с ними: o плетение различных узлов для художественных изделий и быта, изготовление изделий из проволоки путем скручивания и плетения, чеканка по фольге, лепка из глины и массы папье-маше различными способами, изготовление изделий из деревянных заготовок, используя сверление, шлифование, соединения винтами, проволокой, шкантами, веревкой, роспись; использовать схемы при изготовлении изделий; работать с ручным столярным инструментом – ножовкой, ручным лобзиком, ручной дрелью, а также молотком, кругло- и плоскогубцами, кусачками; o o o o Метапредметные Будут развиты: познавательный интерес; творческое мышление; мелкая моторика, координации «глаз-рука»; потребность в самоорганизации, аккуратность, основы самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; коммуникативные навыки (умение работать в группе, парах, умение договариваться); зрительно-пространственное восприятие, функции планирования; умение находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; умение презентовать свою работу. Личностные Будут сформированы: уважительное отношение к труду; осознание и принятие традиционных ценностей (любовь к Родине, ценность семьи, товарищества, бережливость, уважение к старшему поколению и культуре), исторически сложившихся у народов России; эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера; культура общения и поведения в обществе, доброжелательное отношение к людям других национальностей, их культуре; общественно активная личность, патриотизм. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации 2.1 Формы аттестации Время проведения Цель проведения Формы аттестации/ контроля Входная диагностика В начале учебного года Определение уровня начальных знаний Беседа, тестирование у учащихся, выявление творческих способностей и интересов Текущий контроль В течение учебного Оценка качества освоения учебного Опрос, практическое года материала пройденной темы: задание, тестирование отслеживание активности обучающихся, их готовности к восприятию нового, корректировка методов обучения Промежуточная аттестация В конце «этапа» Определение успешности развития Зачет, конкурс, обучения обучающегося усвоения им программы соревнование, на определенном «этапе» обучения конференция Итоговая аттестация В конце курса Определение успешности освоения Тестирование, портфолио обучения программы и установления работ, участие в соответствия достижений обучающихся конкурсах планируемым результатам 2.2. Оценочные материалы Входная диагностика Входная диагностика проводится в начале обучения в форме тестирования и предназначена для определения: 1. Начальных знаний о мужских ремеслах и народных промыслах, названий инструментов и др. 2. Определение уровня творческих способностей: тест креативности Ф.Е. Вильямса; методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейна; творческой мотивации (по Г.В.Ожигановой) (мотивационно-ценностный критерий). Текущий контроль Текущий контроль осуществляется в течение учебного года с использованием следующих форм: опроса (оценка усвоения знаний) наблюдения (определение личностных качеств и творческих способностей по результатам практической деятельности - деятельностно-процессуальный критерий) оценки техники выполнения изделия (усвоение, развитие навыков) Промежуточная аттестация Осуществляется по завершении первого полугодия с использованием: теста по изученным темам оценки приобретенных навыков практической работы и творческого уровня (анализ работ) Итоговая аттестация Итоговая аттестация представляет оценку: 1. Полученных знаний (тестирование). 2. Приобретенных практических навыков (анализ работ, участие в конкурсах). 3. Творческих способностей (по Кондратьевой Н.В.) (наблюдение в течение года). 4. Развития личных качеств (познавательная активность, целеустремленность, самоконтроль и самооценка (по методу Дембо-Рубинштейна), коммуникативность, вовлеченность в общественную жизнь) – анализ деятельности, поведения путем наблюдений. Методики диагностики и оценочные материалы представлены в Приложении 1. 2.3. Методические материалы При реализации программы применяются следующие методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: Объяснительно-иллюстративный (метод обучения, при использовании которого учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию). Этот метод используется при знакомстве с историей ремесла на Руси, образцами изделий мастеров и др. Репродуктивный метод обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Данный метод используется при отработке навыков работы с инструментом, выполнении работы по образцу, составлении кратких конспектов, записей, иллюстраций. Частично-поисковый метод обучения участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. Этот метод эффективен при решении на занятиях изобретательских задач, совместном обсуждении технического решения при изготовлении изделия. Практическая работа построена в форме мастерской. Программой также предусмотрены экскурсии в музеи и мастерские. 2.4. Календарный учебный график Год Дата Дата Всего Количество Режим обучения начала окончания учебных часов занятий обучения обучения недель в год 02.09.2024 28.05.2025 36 144 1 год Сроки промежу точной аттеста ции сроки итоговой аттестации 2 раза в 11 – 15 20-28 мая неделю января по 2 часа 2.5. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для реализации программы необходимы оборудованный в соответствии с санитарными нормами и технически оснащенный учебный кабинет. Необходимы мебель: столы ученические и стулья, верстак, полки настенные, шкаф, учебная и интерактивная доска. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы Образцы готовых изделий: механические, динамические игрушки, бытовые механизмы; шаблоны деталей Журналы, книги, альбомы по темам «Русская культура». «Русские ремесла», «Деревянное зодчество», «Богородская игрушка», «Столярная мастерская», Набор чертежей, схем, технических карт на изготовление изделий. Материалы для изготовления игрушек и макетов: бумага, картон, фанера, деревянные дощечки, бруски, плашки, заготовки круглой, цилиндрической формы; клей столярный, ПВА, проволока, фольга, наждачная бумага, нитки, лыко, веревка, шнур, глина, пластилин, краски гуашевые и акриловые. Крепежные изделия: гвозди, шканты, братсы, винты, гайки. Оборудование и инструменты: ножницы, линейки, циркули, карандаши, кисти, клеевые пистолеты, молотки, лобзики, дрели, отвертки, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, струбцины, стеки, доски для лепки. Средства защиты: перчатки, фартуки, защитные очки. Клеѐнки на столы, салфетки, ванночки. 2.4. Методическое обеспечение программы Основным условием реализации Программы является взаимодействие педагога и ребенка, сотрудничество, совместный поиск творческих идей. Программа предполагает теоретические и практические части, поэтому используются различные педагогические методы. Информационно-рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознание и запоминание учащимися данной информации). Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль выполнения; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание). Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательного пути его решения; восприятие и осознание учащимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание). Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач, планирование и руководство деятельности воспитанников; самостоятельное решение учащимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение). В ходе реализации Программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и дидактические материалы (раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий ). Занятия состоят из: - ознакомительного этапа, включающего теоретическую часть (знакомство с историей ремесел, инструментами, свойствами материала, техниками и приемами) и практическую часть (изучение, исследование образцов изделий, схемы, технической карты и т.д.); - этапа отработки практических навыков, самостоятельной работы (включает постановку проблемы, нахождение решений практических задач и работу по изготовлению изделий). Список литературы 1. Джексон А. Мастер золотые руки. М.: АСТ, 2007 2. Кондратьева Н.В. КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 99-102; 3. Кординович О.П. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. М.: Энергоатомиздат,1992. 4. Мур Д. Резьба по дереву. М.: Аст-ПРЕСС, 2005 5. Першина К. В. Условия развития творческого мышления. Текст научной статьи. Иваново: Олимп, «Вестник науки и образования», 2019 6. Подгорнев В.М. Теоретические аспекты творческого развития ребенка журнал «Наука и школа», М.: МПГУ, 2010. 7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996.