Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Программа «Театралы» разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.; - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р); - Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от 26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ». - Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»; - Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015 № 512-р; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3648 – 20); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи); - Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ». - Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ№ 143 от «05» 06 2024 г. Актуальность Актуальность программы программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Театральное искусство в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актѐра, приобретает всѐ большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей. Театральные занятия позволяют учащимся тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Занятия в театральной студии дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнѐрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением. Все, выше перечисленные качества необходимы личности в современном динамично развивающемся обществе. Направленность программы Программа «Театралы» имеет художественную направленность. Обучающиеся 5 – 14 лет погружаются в мир театра. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают их творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей. Педагогическая целесообразность Образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала каждого обучающегося, на выражение его личного «Я». Занятиявдетскомтеатральномколлективеспособствуютболееразностороннемураскрытиюиндив идуальных способностей детей. Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, памяти, речи и всех видов детского творчества, развивает желание участвовать в совместной работе над спектаклем, постановкой, этюдом. Театр – это коллективный вид искусства и новый уровень взаимоотношений между школьниками, а также между педагогом и учеником. Программа учитывает интересы и склонности обучающегося, позволяя выбрать собственную траекторию обучения. Выбор на что больше сделать упор: на актерское мастерство, сценическую речь или ритмопластику. Сотворчество педагога и ученика способствует заинтересованности, стремлению достичь цели, а также воспитывает коллективизм, самостоятельность и активность. Адресат программы Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста (6-15 лет), проявляющими интерес к театральному творчеству. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются: «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых. Для обучения принимаются все желающие. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей). Количество обучающихся до 15 человек. Особенности организации образовательного процесса Основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально. Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник. Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого процесса. Формы обучения Программа реализуется в очном формате на базе дома творчества Октябрьского района. В случае неблагоприятной эпидемиологической ситуации программа может быть реализована в очно-заочной, очно-дистанционной, заочной форме. Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы Программа второго года обучения рассчитана на более глубокое погружение обучающихся в мир театра. Совершенствование навыков сценической речи и актерского мастерства. Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 144 часа. Режим занятий Занятия проходят два раза в неделю по два часа на каждую группу. Занятия проводятся из расчета 1 академический час – 40 минут. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены, продолжительностью не менее 10 минут. Цель программы Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального и нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи Познавательные: развитие познавательного интереса к театральному искусству. Включение в познавательную деятельность. Приобретение знаний в области сценической речи и актерского мастерства. Умение чѐтко и ясно говорить, запоминать информацию зрительно и на слух, а также устранение мелких дефектов речи. Обучение навыкам общения и коллективного творчества. Развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей. Личностные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков саморегуляции, самоконтроля и чуткости к сценическому искусству. Метапредметные; развитие мотивации к занятиям актѐрским мастерством и сценической речью, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, а также стремление к взаимопомощи и взаимовыручке, желанию работать в коллективе. Учебный план № п. п. Название раздела, темы 1 Количество часов Формы аттестации и контроля всего теория практика Вводное занятие Инструктаж по ТБ 2 1 1 Опрос, беседа 2 Театральная игра 12 5 7 Викторина 2.1 Вводные упражнени. Психофизический тренинг. 2 1 1 2.2 Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики. Изучение театральных терминов 4 2 2 Загадки, творческое задание «Эскиз костюма сказочного героя». Этюд с беспредметным действием по заданной ситуации. 2 1 1 Театр-экспромт «Перед охотой на динозавра». 4 1 3 Кроссворд по пройденной теме Техника и культура речи. «Сценическая речь» и ее задачи. Формирование четкой грамотной речи Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма, свобода мышц шеи. Ритмопластика. 34 6 28 18 4 14 16 2 14 22 2 20 Тренировка мышц дыхательного аппарата. Пластический образ персонажа. 18 2 16 Контрольные упражнения. 4 Творческие заданияпластические импровизации. Промежуточный контроль. Актерское мастерство. Работа над мимикой, жестами, пантомима, 42 4 38 18 2 16 2.3 2.4 3 3.1 3.2. 4. 4.1 4.2 5 5.1 4 Речевые упражнения, чтение стихотворений, скороговорок Практические занятия на громкость голоса. Упражнения для артикуляционного аппарата. Наблюдение, контрольные 5.2 5.3. 5.4. «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей. Прозаический текст. Диалог. Монолог. Этюд. Беспредметное действие. Упражнения тренинга. 10 1 9 Этюд, миниатюра. 6 1 5 Практическая работа 8 Сценическое выступление, театрализованное представление, концерт. 8 Работа над пьесой, спектаклем. Выбор пьесы. Анализ пьесы по событиям. Читка. Выбор и распределение ролей, кастинг и пробы. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Прогонные и генеральные репетиции. 30 3 27 4 1 3 Опрос. 8 1 7 Педагогическое наблюдение, анализ. 4 1 3 Сводная репетиция. 10 10 6.5 Показ спектакля. 4 4 Прогон спектакля, педагогическое наблюдение, анализ. Показ спектакля 7. Итоговое занятие. 2 2 ИТОГО: 144 6 6.1 6.2 6.3 6.4 Творческие задания. Итоговый контроль. Содержание программы Вводное занятие 1. Теория. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности. Особенности занятий в театральной студии. Практика. Игра «Снежный ком», Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…». Игра «Клубок». Игры на взаимодействие. Основы театральной культуры 2. 2.1. Зарождение искусства. Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства. Просмотр видеофильмов, презентаций. Практика. Игра «Путешествие на машине времени». 2.2. Театр как вид искусства. Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства». Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр. Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета). Постановка сценки «Опять двойка» в разных жанрах театрального искусства. 2.3. Театр и зритель. Теория.Этикетвтеатре.Культуравосприятиятеатральнойпостановки.Анализ постановки. Практика. Театральная гостиная. Просмотр спектакля в записи, посещение театра. Театральные термины: Спектакль, Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт, Капельдинер. 2.4. Театральное закулисье. Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»). Театральные термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример. Практика. Экскурсия в театр. 3. Техника и культура речи. 3.1. Речевой тренинг. Теория.Рождениезвука.Строениеречевогоаппарата.Дыханиеиголос.Постановкадыхания. Артикуляцияидикция.Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полѐтность голоса. Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи. 3.2. Работа над литературно-художественным произведением. Теория.Орфоэпия.Нормыпроизношения.Говоримправильно.Логико-интонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения. Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов. 4. Ритмопластика. 4.1. Пластический тренинг. Теория. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела. Практика. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация. 4.2. Пластический образ персонажа. Практика. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных. 5. Актерское мастерство. 5.1. Организация внимания, воображения, памяти. Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие фантазии и воображения. Практика. Актерский тренинг: общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества. 5.2. Действие в предлагаемых обстоятельствах. Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка». Практика: Упражнения и этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Показ и обсуждение. 5.3. Средства создания внешнего образа. Теория: Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим. Правила безопасности и гигиены. Практика: упражнения на создание внешних образов животных, литературных героев с помощью грима; выполнение тестовых заданий по правилам гигиены при работе с гримом. 5.4. Творческая мастерская. Практика: Театрализованное представление. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Работа над пьесой и спектаклем. 6. 6.1. Знакомство с пьесой. Теория. Выбор пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства. Практика. Работа за столом. Выделение в событии линий и действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. Анализ пьесы по событиям. 6.2. Выразительность речи, мимики, жестов. Теория. Персонаж и его особенности. Практика. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального Практика. Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены. Изготовление оформления. Подбор грима. 6.3. Изготовление реквизита, декораций. Теория. Знакомство с видами декораций. костюмов, реквизита, декораций. 6.4. Прогонные и генеральные репетиции. Практика.Репетициикактворческийпроцессиколлективнаяработанарезультатсиспользо ваниемвсех знаний, навыков, технических средств и таланта. 6.5. Показ спектакля. Практика. Премьера. Показ спектакля зрителю (родителям (законным представителям несовершеннолетнего обучающегося)). Творческие встречи со зрителем. Анализ показа спектакля. Оформление альбома «Наш Театр». Итоговое занятие. 7. Практика. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о театре, тест на знание специальной терминологии, творческие задания по речи, ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение. Планируемые результаты Предметные результаты: Будут знать: Историю возникновения театрального искусства. Театральные термины и применять их и в репетиционном процессе; комплекс упражнений для тренировки артикуляционного аппарата, дыхания Правила зрительского этикета. будут сформированы умения: умение на основе своих наблюдений за поведением животных и людей придумать этюд, в котором есть одно событие; умение выполнять одни и те же действия в разных предлагаемых обстоятельствах и наоборот; умение сочинить и сыграть историю, в которой необходимы «вежливые действия» (знакомство, прием гостей, разговор по телефону и т.д.); владение навыками работы над голосом (речевой тренинг); умение выполнять упражнения, тренирующие слуховое, зрительное внимание; умение проанализировать свои зрительские впечатления после просмотра спектаклей. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: оценивает результаты деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: проявляет интерес к театральному творчеству. Коммуникативные универсальные учебные действия: умеет одновременно включаться в коллективную работу; составлять небольшие устные монологические высказывания. Личностные результаты уважительно и доброжелательно относится к окружающим, общаться со сверстниками и взрослыми; соблюдать правила поведения в театре; вести себя на репетиции и во время спектакля в соответствии с нормами театральной этики. применять в практической деятельности правила личной гигиены Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации Формы аттестации Время проведения В начале учебного года В течение учебного года Цель проведения Формы аттестации/ контроля Входная диагностика Определение уровня Беседа, наблюдение, развития прослушивание. обучающихся, тестирование выявление интересов, творческих способностей Текущий контроль Опенка качества Опрос, практическое освоения учебного задание, тестирование, материала пройденной открытое занятие темы: отслеживание активности обучающихся, их готовности к восприятию нового, корректировка методов обучения Методическое обеспечение программы: Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий). • Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр. • Видеотека: записи спектаклей. • Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.) Календарный учебный график Год обучения Дата начала Дата Всего учебных Количество Режим обучения окончания недель часов занятий обучения 1 год 02.09.2024 28.05.2025 в год 36 144 Сроки промежу точной аттеста ции 2 раза в 11 – 15 неделю января по 2 часа Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Помещение для занятий–просторный, хорошо проветриваемый класссо свободной серединой и минимальным количеством мебели. Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы. Компьютер, проектор, экран. Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны Информационное обеспечение: интернет- ресурсы, видеоматериал. Сроки итогов ой аттеста ции 12-22 мая Список литературы Для обучающихся: 1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986; 2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990; 3. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990 4. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002; 5. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская литература, 1982; 6. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – М.: 1991; 7. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984; 8. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997; 9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986. 10. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002; Для педагога: 1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – \М.: Искусство, 1996; 2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008; 3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007; 4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939; 5. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966; 6. Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.: «Глагол», 1994; 7. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992; 8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019; 9. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. – М.: Репертуарно методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001; 10. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» – М.: «Просвещение», 1995; 11. Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьников». – М.: «Просвещение», 1983; 12. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995; 13. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019; 14. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989; 15. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001; 16. Шихматов Л.М. «От студии к театру». – М.: ВТО, 1970. Интернет – ресурсы: 1. Устройство сцены teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtm в театре http://istoriya- Приложение № 1 Оценка достижения результатов Способами определения результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Театралы» служит мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга образовательного процесса осуществляется в начале, середине и в конце учебного года на основе контрольных опросов, тестирования, педагогического наблюдения и диагностических методик определения уровня развития предметных результатов. А также методик определения уровня личностных и метапредметных результатов. Диагностика проводится по мере изучения разделов программы. Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Театралы» служат: участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно -игровых программ; участие в районных, городских конкурсах и фестивалях; проектная и социально- творческая деятельность. Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль по освоению конкретной темы, упражнения, задания. Применяются следующие формы проверки усвоения знаний: Участие в дискуссии. Выполнение контрольных упражнений, этюдов. Показ самостоятельных работ. Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях. Работа над созданием спектакля. Критерии усвоения образовательной программы: Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией. Владение основами актерского мастерства (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи). Активность участия в творческих проектах и разработках. Креативность в выполнении творческих заданий. Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом. Диагностический материал Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса по программе театральной студии выделяются в качестве основных, следующие показатели: 1. Качество знаний, умений, навыков (предметные результаты) 2. Творческая активность. 3. Эмоционально-художественная настроенность. 4. Достижения. Оценочные материалы Оценочная форма достижения предметных результатов Методы отслеживания результатов деятельности обучающихся: наблюдение, тестирование, защита творческих, исследовательских проектов, результаты конкурсов, фестивалей, концертов, конференций и т.д. Речеголосовые данные Пластическая выразительность Эмоциональная выразительность Музыкальные и ритмические данные Чувство партнера Творческая фантазия и воображение Критерии оценки: от 1 до 10 0 - 3 баллов - Низкий уровень Не обладает заявленными качествами, не может продемонстрировать представленные к оценке задачи. 4 – 7 баллов – средний уровень Обладает заявленными качествами, однако с трудом может продемонстрировать представленные к оценке задачи 8 - 10 баллов - Высокий уровень Обладает заявленными качествами, без труда представленные к оценке задачи может продемонстрировать Определение уровня сформированности речеголосовых данных. 1. Стихотворение. Прочитать текст стихотворения с различными заданиями: а) между прочим, как что-то маловажное, второстепенное; б) шѐпотом, мягко, близкому другу; в) иронично, подсмеиваясь над собой; г) признавая свою собственную вину, раскаиваясь; д) как в горах, прислушиваясь к собственному эху; е) прокричать вслед уходящему поезду, в котором уезжает любимый человек, и т.д. Задание оценивается за подвижность нервных процессов, соответствие перемене заданий, эмоциональную насыщенность, оригинальные приспособления и выразительные средства. Кроме речеголосовых данных, задание выявляет эмоциональную возбудимость, способности к вариативности в решении одной художественной задачи, творческому воображению, «киноленте» видения, импровизации, ассоциативно-образному восприятию, подвижность и гибкость мышления и др. 2. Подтекст. Одну и ту же фразу, предложенную педагогом (можно скороговорку) произнести с различным подтекстом. Например, «Этого не может быть», «быть или не быть», «кто там?», «от топота копыт - пыль по полю летит» и т.д. с разными целями: тихо и вкрадчиво, доверяя тайну; снисходительно; жалуясь на судьбу; с восхищением; резко уходя от разговора; язвительно; медленно; плохо соображая о чѐм идѐт речь; с вызовом, затевая ссору; обречѐнно, не веря, что можно что-то изменить, и т.д. Задание оценивается за количество интересных и неожиданных подтекстов, целенаправленность, многообразие выразительных средств, пристроек. Кроме речеголосовых данных, задание выявляет эмоциональную возбудимость, импульсивное восприятие, игровое начало, характер творческого воображения, пластического видения и др. Также рекомендуются и другие задания: Имитация, Интерпретация, Речевой портрет, Ведущий, Пластическая иллюстрация, Ритмический рисунок. Определение уровня сформированности пластической выразительности. 1. Внутреннее оправдание Пройтись как ходит: а) младенец двух лет; б) глубокий старик; в) кошка; г) артистка балета; д) горилла, и т.д. Обучающемуся должна быть предложена целая серия таких упражнений. Упражнение оценивается положительно за выразительность мимики и пластики, интересные находки, соответствие стимулу, подвижность переключения нервных процессов. Кроме пластической выразительности выявляется характер творческого воображения и фантазии, способность к импульсивному восприятию, импровизации, наблюдательности, чувству юмора и др. Также рекомендуем и другие упражнения, и задания: 1. Японский приѐм со стулом 2. Профессиональные навыки 3. Поиск формы. Определение уровня сформированности эмоциональной выразительности и способности к импровизации. Физическое самочувствие. Предлагается выполнить несколько действий. Например, идти: - по горячему песку босиком; - по грязи и слякоти в сильный дождь; - по высоким сугробам; - по горячему асфальту босиком; - по каменистому морскому берегу босиком; - по центральной улице города в новых ботинках, которые сильно натѐрли ноги. Такого рода задания выполняются без предварительной подготовки, импровизационно. Можно менять предлагаемые обстоятельства по ходу выполнения задания. Этюдная зарисовка оценивается положительно за эмоциональную насыщенность, нестереотипное восприятие события, правдивость. Кроме эмоциональной индивидуальных оттенков возбудимости восприятия, на задание предлагаемые выявляет обстоятельства, правду физического самочувствия в разнообразных предлагаемых обстоятельствах, характер творческого воображения, логику и подробность физического поведения, способность к импровизации и др. Определение уровня сформированности музыкальных и ритмических данных. 1. Прохлопать ритмический рисунок. 2. Музыкальная пародия (спародировать известного певца) 3. Исполнить песню. 4. Повторить танцевальные связки. 5. Танцевальная импровизация. Определение уровня сформированности чувства партнера. Определяется методом педагогического наблюдения в процессе работы над этюдами и ролями. Определение уровня сформированности творческой фантазии и воображения. 1. Позвонить по телефону в несколько инстанций. Адресата определяет педагог. Например, позвонить: а) родному человеку, с которым долгое время находишься в ссоре; б) позвонить в бюро «Забытые вещи»; в) другу, которого незаслуженно обидел; г) в справочное аэропорта или вокзала. Оцениваются положительно импульсивность восприятия, подвижность нервных процессов, эмоциональная насыщенность, интересные пристройки, приспособления, разнообразие эмоциональных оттенков, красок, самобытных выразительных средств. Кроме характера творческого воображения, задание выявляет способность к реактивным эмоциональным восприятиям события, перестройкам, наблюдательности, импровизации, логике и последовательности психофизического поведения и др. 2. Называется несколько букв алфавита, одна за другой. Например, А, О, Ж, В, Л, М, Ш и т.д. Какие зрительные ассоциации, образы вызываются каждой буквой или звуком? Чем богаче и сложнее рождаются зрительные образы, тем ярче творческое воображение. Вариант: «Цифры - образы». Называются произвольные цифры, одна за другой. Например, 8, 66, 111, 7, 0, 3 и т.д. Какие зрительные образы, ассоциации возникают в воображении? На кого или на что похожи цифры? Ответ оценивается за количество образов. Также рекомендуем и другие задания: 1. Животные 2. Фотопортрет 3. Музей фантастики 4. Реклама 5. Диалог с воображаемым обидчиком 6. Экспромт 7. Монолог 8. Эмоциональная память 9. Несуществующее животное Творческая активность. Низкий уровень (0 – 3) Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операции по заранее данному плану. Нет навыка самостоятельного решения проблем. Средний уровень (4 – 7) Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но припомощи педагога. Высокий уровень (8 -10) Инициативу проявляет постоянно и способен оценить и выполнить их. Эмоционально-художественная настроенность. Низкий уровень (0 – 3) Подавленный, напруженный, бедные и маловыразительная мимики, жесты, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. Средний уровень (4 – 7) Замечает разные эмоциональные состояния, пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность выполнять или воспринимать произведения искусства, но не всегда. Высокий уровень (8 -10) Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, голоса, речи, включаясь в художественный образ. Есть устойчивое желание в восприятии или исполнении произведения искусства. Достижения Низкий уровень (0 – 3) Пассивное участие в делах объединения. Средний уровень (4 – 7) Активное участие в делах объединения, отдела. Высокий уровень (8 -10) Значительные результаты на уровне района, города и т.д.