ДОП Геринг Самоделкин 2024

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Программа

«Самоделкин»

разработана

на

основании

следующих

нормативных

документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
- Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ
«Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
- Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
- Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ»;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 143 от «05» 06 2024
г.
Актуальность программы состоит в том, что программа «Самоделкин» имеет техническую направленность. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы
человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде
десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек,
транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа
«Самоделкин» является модифицированной, имеет техническую направленность. Направленность программы обусловлена тем, что направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда.
Педагогическая целесообразность находит своѐ выражение в том, что хорошо
налаженная работа в кружке позволяет формировать у ребят интерес к труду, воспитывает
их в духе коллективизма, прививает целеустремленность, творческое и конструкторское
мышление, развивает самостоятельность и помогает овладеть различными навыками труда.
Существующие программы по техническому творчеству младших школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако следует
учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет возможности ни у учреждений

дополнительного образования, ни у большинства родителей. В такой ситуации настоящая
программа предлагает, как выход из положения, работу с бросовыми материалами.
Адресат

программы.

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Самоделкин» рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет, без ограничений к
физическому труду.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что предлагаемая программа в качестве мотивирующего фактора к занятиям предусматривает изготовление ребятами поделок. Ребята самостоятельно изготавливают детали поделок и собирают их. Настоящая программа
оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят изготовлению различных поделок
из древесины, фанеры и других материалов.
Особенности организации образовательного процесса:
Для успешной реализации программы используются различные методы обучения:


объяснительно-иллюстративный;



репродуктивный;



частично поисковый;



метод практической деятельности;



метод проектной деятельности;



метод проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности:


индивидуальные;



групповые;



парные;

Группы сверстников до 12 человек в соответствии с количеством рабочих мест. Состав
группы постоянный. Занятия групповые. Теория, безопасность, практика.
Форма обучения: очная. Занятия проходят в столярной мастерской. В случае неблагоприятной эпидемиологической обстановки занятия могут проходить с использованием
дистанционных образовательных технологий.
Уровень программы: стартовый, срок обучения 1год.
Объем программы: срок обучения один год, программа рассчитана на 72 часа.
Режим занятий: два занятия в неделю по одному часу. Длительность одного занятия
40 мин.

Цель программы: сформировать навык творить своими руками с помощью инструментов.
Задачи программы:
Предметные:
- выработка трудовых навыков и обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления несложных поделок.
Метапредметные:
- развитие у детей технического мышления;
- развитие образного мышления;
- создание условий к саморазвитию учащихся.
Личностные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание чувства самоконтроля;
- воспитание чувства гражданственности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
«Самоделкин»
№
п/п
1

Наименование моделей/тем

Аудиторные
Общее
занятия, ч
кол-во
Формы контроля
ч
теория
практика

Модуль 1 Ручной инструмент.

8

1.1

Тема 1.
Правила
безопасности
при
инструментом.

1.2

Тема 2. Работа
«Первый навык».

2

техники
работе 4

4

58

Опрос и тест на
бумажном
носителе
(отметить, что
нельзя
делать
при
работе
инструментом).

4

инструментом 4

Модуль 2. Мои поделки.

4

14

4

Пробы в рамках
урока.

44

Индивидуальное
занятие
по
изготовлению
поделки в рамках
запланированного
урока.

2.1

Нанесение разметки на заготовку и 6
изготовление шаблона для изделия.

2

4

Оценка
результата
по
изготовлению
шаблона
будущего изделия.

2.2

Поделка «Игровой кубик»

2

1

1

Факт
изготовления
поделки.

2.3

Поделка «Лопатка кухонная»

3

1

2

Факт
изготовления
поделки.

2.4

Поделка «Подставка под горячие
блюда»

3

1

2

Факт
изготовления
поделки.

2.5

Поделка «Разделочная доска»

4

1

3

Факт
изготовления
поделки.

2.6

Поделка «Салфетница»

5

1

4

Факт
изготовления
поделки.

2.7

Поделка «Елочная игрушка»

3

1

2

Факт
изготовления
поделки.

2.8

Поделка
«Подставка
карандашей»

для 4

1

3

Факт
изготовления
поделки.

2.9

Поделка «Подставка для телефона» 6

1

5

Факт
изготовления
поделки.

2.10

Поделка
фанеры»

из 4

1

3

Факт
изготовления
поделки.

2.11

Поделка «Вешалка»

8

1

7

Факт
изготовления
поделки.

2.12

Поделка «Швабра»

10

2

8

Факт
изготовления
поделки.

3

Модуль 3 Электроинструменты.

6

5

1

Тест

3.1

3.2

«Муляж

пистолет

Тема 1.
Инструмент
возможности.

и

его

3

Тема 2. Назначение инструмента и
3
его безопасное использование.

Итого

72

3

Опрос тест на
бумажном
носителе,
с
вариантами
ответов.

2

1

Опрос тест на
бумажном
носителе,
с
вариантами
ответов.

23

49

Содержание программы
Название темы

Теория

Тема 1. Правила безопасности.

Инструмент, его принадлежность и назначение. Правила безопасности.

Тема 2. Работа инструментом «Первый навык».

Тема 3. Мои поделки.

Нанесение разметки
на заготовку и изготовление шаблона
для изделия

Поделка «Игровой
кубик»

Практика

Результат
Знает инструменты, их
принадлежность и
назначение
Знает технику безопасности при работе с инструментом

Выполнение несложных практических занятий под контролем педагога.

Умеет правильно держать ручной инструмент и применять его
при выполнении задания.

Изучаем поделку, которую будем делать на
уроке, выбираем необходимый инструмент.

Работа в общей
команде или по
группам, в зависимости от задания и сложности поделки.

Умеет работать в команде, принимает активное участие,

Изучаем чертежный инструмент, его назначение и способы применения на практике.

Группа разбивается на команды, делаем шаблон будущего
изделия и наносим разметку на
заготовку.

Знаком с чертежным
инструментом, знает
как применять и наносить разметку.

Изучаем поделку «Игровой кубик» выбираем инструмент: пила, рашпиль, шлифовальный
брусок, карандаш, угольник, тиски.

Группа делится Поделка «Игровой куна три команды, бик» у каждого.
и делаем каждому поделку.

Подбирает инструмент
необходимый для поделки.

Поделка «Лопатка
кухонная»

Изучаем поделку «ЛоИндивидуальная Поделка «Лопатка куработа.
хонная». В количестве
патка кухонная» выбипо одной у каждого.
раем инструмент: лобзик ручной, брусок шлифовальный, ручная дрель.

Поделка «Подставка
под горячие блюда»

Изучаем поделку «Подставка под горячие блюда». Выбираем инструмент: лобзик ручной,

Индивидуальная Поделка «Подставка
работа.
под горячие блюда». В
количестве по одной у
каждого.

брусок шлифовальный,
ручная дрель.

Поделка «Разделочная доска»

Изучаем поделку «Раз- Индивидуальная Поделка «Разделочная
делочная доска» Выби- работа.
доска» В количестве по
одной у каждого.
раем инструмент: лобзик ручной, брусок шлифовальный, ручная дрель.

Поделка «Салфетница»

Изучаем поделку «Салфетница» Выбираем инструмент: лобзик ручной, брусок шлифовальный, дрель, клей ПВА по
дереву

Поделка «Елочная
игрушка»

Индивидуальная Поделка «Салфетница»
работа.
В количестве по одной у
каждого.

Изучаем поделку «Елоч- Индивидуальная Поделка «Елочная игрушка» В количестве по
ная игрушка» Выбираем работа.
одной у каждого.
инструмент: лобзик ручной, брусок шлифовальный, дрель.

Поделка «Подставка
для карандашей»

Изучаем поделку «ПодИндивидуальная Поделка «Подставка для
ставка для карандашей». работа.
карандашей»
Выбираем инструмент:
В количестве по одной у
каждого.
пила, угольник, брусок
шлифовальный, дрель,
струбцина.

Поделка «Подставка
для телефона»

Изучаем поделку «Подставка для телефона»
Выбираем инструмент:
лобзик ручной, брусок
шлифовальный, дрель.

Индивидуальная Поделка «Подставка для
работа.
телефона» В количестве
по одной у каждого.

Поделка «Муляж пистолет из фанеры»

Изучаем поделку «Муляж пистолет из фанеры» Выбираем инструмент: лобзик ручной,
брусок шлифовальный,
дрель.

Индивидуальная Поделка «Муляж писторабота.
лет из фанеры» В количестве по одной у
каждого.

Индивидуальная Поделка «Вешалка»
работа.
В количестве по одной у
каждого.

Поделка «Вешалка»

Изучаем поделку «Вешалка» Выбираем инструмент: пила, угольник, брусок шлифовальный, дрель, струбцина.
Рашпиль, набор отверток .

Поделка «Швабра»

Изучаем поделку
«Швабра». Выбираем
инструмент: пила, шуруповерт с набором сверил и бит, циркуль, рулетка, клей ПВА, отвертки, стамеска, киянка.

Тема 4. электроинструмент и его возможности.

Изучаем электроинструмент и область
применения.

Тема 5. Назначение
электроинструмента
и его безопасное использование.

Изучаем правила безопасности при работе с
электроинструментом и
область применения
электроинструмента.

. Индивидуальная работа.

Поделка «Швабра»
В количестве по одной у
каждого.

Знает об электроинструменте и области
его применения.
Выполнение несложных практических занятий под контролем педагога.

Знает правила безопасности при работе электроинструментами, использует электроинструмент при выполнении задания.

Планируемый результат:
Предметные:
- различают инструмент и применяют его на практике.
- знают правила безопасности работы с электро и ручным инструментом.
Метапредметные:
- подбирают правильный инструмент для решения различных задач.
Личностные:
- Готовы проявлять самостоятельность, целеустремленность, усидчивость.
- Проявляют осознанную готовность быть помощником.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы
аттестации
Формы аттестации
Предметом диагностики и контроля являются образовательные продукты (поделки)
обучающихся, а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам программы.
Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты анализа
его продукции (поделки) и деятельности по ее созданию.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы.

Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью педагог выделяет и поясняет
критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных
целей и особенностей образовательного продукта —поделки.
Проверка достигаемых у обучающихся образовательных результатов производится
в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучаю-

1.

щимися выполняемых заданий;
взаимооценка обучающимися работ друг друга или работ, выполненных

2.
в группах;

публичная защита выполненных обучающимися творческих работ

3.

(индивидуальных и групповых);
входная, текущая, промежуточная диагностика и оценка педагогом

4.

деятельности обучающихся;
итоговая

5.

оценка

деятельности

и

образовательной

продукции

обучающегося.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты обучающихся. Качество продукции (поделка) оценивается следующими способами:
•

по количеству творческих элементов в поделке;

•

по степени еѐ оригинальности;

•

по художественной эстетике поделки;

•

по практической пользе поделки и удобству еѐ использования.

Текущий контроль усвоения материала планируется осуществлять путем устного
опроса, собеседования, анализа результатов деятельности, самоконтроля, индивидуального устного опроса и виде самостоятельных, практических и творческих работ.
Уровень развития у обучающихся личностных качеств определяется на основе
сравнения результатов их диагностики в начале и конце обучения по программе. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, педагог оценивает уровень
развития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в
определенные

блоки:

технические

качества,

коммуникативные,

креативные,

рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса обучения. Он может иметь
форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает
комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и
направлениям программы.

Оценочные материалы
Критерии оценки проектно-исследовательской работы:
Отметка «5»: работа выполнена полностью, правильно, сдана в установленные
календарно-тематическим планированием сроки; сделаны правильные выводы
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок,
исправленных самостоятельно по требованию педагога, сдана в установленные
календарно-тематическим планированием сроки.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину, или
допущена существенная ошибка, или работа сдана позднее установленных календарнотематическим планированием сроков более чем на одну неделю.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы,
которые обучающийся не может исправить даже по требованию педагога, работа не сдана
в течение двух недель после установленных календарно-тематическим планированием
сроков.
Методические материалы
Технологии и методики, используемые в ходе изучения программ
Основным дидактическим средством обучения по программе «Самоделкин»
является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются практические работы:
•

дифференцированное обучение;

•

практические методы обучения;

•

технология применения ручного и электро инструмента;

•

технология организации самостоятельной работы.

Формы учебной деятельности:


Лекция;



Практическая работа;



Творческая работа;



Тематические задания по подгруппам;



Защита творческой работы.

Основной тип занятий — практикум.
Единицей учебного процесса является модуль занятий (раздел). Каждый такой модуль охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. Внутри
модуля разбивка по времени изучения производится педагогом самостоятельно.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Обучающиеся изучают его с целью выполнения запланированного задания.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях обучающихся — и формируют их мировоззрение.
Виды учебной деятельности: образовательная, творческая, исследовательская.
Материал излагается в виде лекций, инструкций, по технике безопасности при
применению инструмента.
Основная

методическая

установка

программы

—

обучение

навыкам

самостоятельной индивидуальной и групповой работы по созданию не сложных поделок.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На определенных этапах
обучающиеся объединяются в группы, для выполнения групповых заданий. Выполнение
заданий завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Календарный учебный график
Год обучения
1 год

Дата
начала
обучения

Дата
Всего
окончания учебных
обучения
недель

06.09.2024 23.05.2025

36

Количество часов в год

Режим
занятий

Сроки
промежуточной
аттестации

Сроки итоговой аттестации

72

1 раз в
неделю по
2 часа

11 – 15 января

12-23 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Мастерская или класс для проведения уроков технологии, оборудованный для проведения уроков технологии для мальчиков.
Перечень оборудования и инструментов.
Верстак, стулья для обучающихся, на группу 6-12 верстаков. Тиски на каждый верстак, шуруповерт, эл. дрель, эл. лобзик, эл. рубанок.
Инструмент, по количеству обучающихся.
Молоток, ножовка по дереву, набор отверток, набор рашпилей, стамеска, лобзик
ручной.
Инструмент на рабочем месте (верстак).
Гвоздодѐр, столярный топорик, мебельный пистолет, киянка, стусло, пассатижи,
рулетка, ручной рубанок, выжикатели по дереву, набор резцов по дереву, угольник строи-

тельный, струбцины, шуруповерт, набор бит, набор сверил по дереву, набор сверил по металлу, клеевой пистолет. На каждое рабочее место.
Расходные материалы.
Шурупы, саморезы, гвозди, скобы мебельные, наждачная бумага, фанера, бруски, черенки, полотна для лобзика, клей ПВА, кассеты к клеевому пистолету, нагревательный элемент для выжигателя по дереву.
Список использованной литературы и источников
Для педагога:
Выпиливание лобзиком. Сост. Рыженко В.И. - М.: Траст пресс, 1999.
Технология обработки древесины 5 - 9. Карабанов И.А. - М.: Просвещение, 1995. Глозман
Е.С. 2023.
Вторая жизнь дерева. Сафроненко В.М. - Минск: Полымя, 1990.
Художественная обработка дерева. Бородулин В.А - М.: Просвещение, 1998.
Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и
руководителей кружков. Рихвк. Э. - М.: Просвещение, 1984.
Занимательные уроки по технологии в 5,6,7 классах. Арефьев И.П., «Школьная пресса» ,
2004.
ООО «Мультиурок» 17.07.2015 г. Тарасов Дмитрий Александрович. Российская Федерация, г. Смоленск, [Электронный ресурс]: https://videouroki.net/ (дата обращения:
21.06.2023).
FIT, сайт с 1996г, (отвертки, виды и назначение), [Электронный ресурс]:
(https://instrument-fit.ru/advices/otvertki-vidy-i-naznachenie/ (дата обращения: 21.06.2023).
DNS Клуб, сайт с 2002г, блог / ручной инструмент/ электроинструмент, [Электронный ресурс]: https://club.dns-shop.ru/blog/t-247-ruchnoi-instrument-naboryi/16731-kak-vyibratotvertku/ (дата обращения: 21.06.2023).
Для обучающегося: Видео, YouTube. мультфильм Фиксики-Инструменты, [Электронный ресурс]: https://youtu.be/Kru8AHg6NY0 (дата обращения: 21.06.2023).

Видео.

YouTube. « ДокторВСЁзнайкин» мультфильм про инструменты, [Электронный].

Приложение №1
Промежуточная аттестация.
Тест: Столярный инструмент.
Задание 1
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) ручная дрель
2) коловорот
3) сверлилка
4) сверло
Задание 2
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) рубанок
2) фуганок
3) рейсмус
4) гладилка
Задание 3
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пила
2) ножовка
3) лобзик
4) пила выкружная
Задание 4
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пила
2) ножовка
3) лобзик
4) пила выкружная
Задание 5
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пила
2) ножовка
3) пила лучковая
4) пила выкружная
Задание 6
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется приспособление, изображенное на рисунке, в котором выполняется
распиловка заготовки?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) упор для пиления
2) стусло
3) зажим
4) ерунок
Задание 7
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) молоток
2) киянка
3) колотушка
Задание 8
Вопрос:

Укажите один наиболее правильный ответ:
Как называется инструмент, изображенный на рисунке?
Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) чертилка
2) рейсмус

Приложение № 2
Итоговая аттестация.

Название поделки

Поделка «Игровой кубик»
Поделка «Лопатка кухонная»
Поделка «Подставка под горячие блюда»
Поделка «Разделочная доска»
Поделка «Салфетница»
Поделка «Елочная игрушка»
Поделка «Подставка для карандашей»
Поделка «Подставка для телефона»
Поделка «Муляж пистолет из фанеры»
Поделка «Вешалка»
Поделка «Швабра»
Правила техники безопасности при работе в столярной мастерской.
Итого:

оценка

№ группы, ФИО учени-

Роспись

ка.

ПДО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».