ДОП Васильева Фриволите 2024

«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Программа «Кружевные украшения в технике «Фриволите» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:

 Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);

 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р.

 Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;

 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки России ФГАУ
«Федерального института развития образования» 2015 г.;

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»

 Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
 Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от 24.08.2015
№ 512-р;

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПиН 2.4.4.3648 – 20);



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января

2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». (VI. Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи);
 Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».

 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ № 198 от «27» 04.
2017 г.

Актуальность программы
Актуальность выбора данной темы обусловлено интересом к современному оформлению
одежды и интерьера с учетом большой истории развития кружевоплетения и широкими
возможностями применения в жизни.
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных
запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Оба эти
процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.
Направленность программы
Программа «Кружевные украшения в технике «Фриволите» имеет художественноэстетическую направленность. Ориентирована на развитие творческих способностей и
эстетической культуры детей 9 – 18 лет, художественных способностей и склонностей, носит
ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого
самовыражения обучающихся, творческой импровизации. Предмет изучения – основы
кружевоплетения в технике Фриволите, владение одним и двумя челноками, изготовление
различных кружевных изделий.
Педагогическая целесообразность
Образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего,
на развитие творческого начала каждого обучающегося, помогает решить следующие
проблемы:

1) Занятия в детском творческом коллективе способствуют более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей детей.

2) Обучение кружевоплетению развивает творческие и коммуникативные
способности (мышление, воображение, фантазию, память и кругозор.)

3) Развивает деятельно-сенсорную сферу (моторику рук);
4) Развивает эстетический вкус, интерес к творчеству мастеров, предметам
декоративно-прикладного искусства, прививает любовь к искусству.
Адресат программы
Программа рассчитана на школьников в во зраст е от 9 до 18 лет.
Комплектование

в кружок школьников разного возраста и разного

уровня

подготовки позволяет строить занятия на основе взаимопомощи и сотрудничества, что
значительно повышает интерес обучающихся к работе. Количество детей в группе не более 15
человек, что позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход.
Младший и средний школьный возраст — наиболее благоприятный период для
развития творческого потенциала личности. Развитие творческой личности не представляется
возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное

творчество. Программа реализует право каждого ребёнка на овладение знаниями и
умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности.
Формирование учебной группы осуществляется на добровольной основе, без
специального

отбора.

Главным

условием

является

желание

ребенка

заниматься

кружевоплетением. Зачисление в группы производится с обязательным условием – написания
заявления

родителями

(законными

представителями

несовершеннолетних

учащихся),

подписание согласия на обработку персональных данных.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового
обучения с индивидуальным подходом.

Численный состав группы 13-15 человек.

Необходимые документы для зачисления:



заявление родителей,

 согласие на обработку персональных данных.
Программа предназначена для учащихся 9-18 лет. Комплектование в кружок

детей

разного возраста и разного уровня подготовки позволяет строить занятия на основе
взаимопомощи и сотрудничества, что значительно повышает интерес обучающихся к
работе. Количество детей в группе не более 15 человек, что позволяет эффективно
осуществлять индивидуальный подход.
Продолжительность реализации программы – 1 год (144 часа). Занятия проходят 2 раза
в неделю по 2 часа. В процессе обучения дети знакомятся с историей фриволите, изучают
основные приемы и технологию выполнения различных узлов челноками, выполняют
небольшие изделия, подобранные с учётом возрастных особенностей учащихся. Далее идет
накопление знаний технологических приемов, совершенствуется опыт работы с различными
видами материалов и умение воплощать идею. Дети знакомятся с профессиональными
приемами кружевоплетения фриволите.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является
новизна изучаемого вида кружевоплетения - плетение кружев челноками.
Плетение кружева челноками несложно, увлекательно; к тому же этим рукоделием
легко заниматься практически в любых условиях. Воротники, манжеты, жабо, салфетки,
дорожки, декоративные сумочки, карманы и т. д. получаются красивыми и прочными.
Из кружев фриволите выполняют как самостоятельные изделия, так и используют
кружева в сочетании с тканью, тюлем, бисером, а также с другими видами рукоделий.
Изделия, выполненные в технике фриволите, как одноцветные, так и многоцветные, широко
применяются для отделки одежды и украшения интерьера.

Используя работу в технике фриволите, можно организовать увлекательный процесс
развития

индивидуальных

возможностей,

так

как

методы

плетения

постоянно

совершенствуются.
Во всем мире у дизайнеров рождаются новые идеи, что способствует развитию
искусства

кружевоплетения,

а

обучающие

методики

и

инструкции способствуют

превращению плетения фриволите в популярное и доступное занятие. Этот вид творчества
дает широкий простор для возможности использования кружева в современной жизни.
Формы обучения
Программа реализуется в очной формате на базе МБУ ДО «ДТОР». В случае
неблагоприятной эпидемиологической ситуации программа может быть реализована в очнозаочной, очно-дистанционной, заочной форме.
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеразвивающей
программы
Программа знакомит обучающихся с историей кружевоплетения, с приемами и техникой
плетения «Фриволите». В обучении ребята выполняют
образцы и кружевные изделия. Ребенок к концу курса сможет изготовить разные кружевные
изделия, овладеет навыками плетения одним и двумя челноками.
Срок реализации программы 1 год и рассчитана на 144 часа.
Режим занятий
Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Занятия проводятся из расчета 1
академический час – 40 минут. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены,
продолжительностью не менее 10 минут.
Цель программы
Формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно –
прикладного искусства «фриволите», приобщение учащихся к творческой активности.
Задачи
Предметные (обучающие)



Познакомить с истоками народного творчества, ролью декоративно-

прикладного искусства в жизни общества.



Сформировать и развить познавательный интерес учащихся к истории
кружевоплетения.

 Обучить приемам и технике плетения Фриволите.
 Изучить свойства материалов, используемых при работе.
 Ознакомить со всеми принципами чтения и составления схем.

Метапредметные:

 Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное
илогическое мышление.

 Развивить деятельно-сенсорную сферу (моторику рук).
 Активизировать познавательные интересы, самостоятельность
мышления.
Личностные:


Развить художественный вкус.



Воспитание интереса к творчеству мастеров, предметам
декоративно-прикладного искусства, привитие любви к искусству.



Воспитание бережного и уважительного отношения к труду, к изделиям
народного творчествРазвить художественный вкус и уважение к
литературе и чтению.



Воспитание ответственного отношения к порученному делу, аккуратности,
добросовестности, самостоятельности, усидчивости в работе, доброго
отношения к товарищам и окружающим людям.

Учебно-тематический план
№
п.п.

Название раздела,
темы

Количество часов

Формы
аттестации
и контроля

1

Вводное занятие.
Техника
безопасности.
Материалы и
инструменты.

2

1

практик
а
1

2

История
кружевоплетения.
Плетение одним
челноком.
Плетение прямого и
обратного узла.

52

12

40

4

1

3

Тест/опрос

2.2

Виды фурнитуры.
Декорирование
кружев бисером.

4

2

2

Тест/опрос

2.3

Плетение изделий
одним челноком.
Перевод схем
различных видов
кружева для
самостоятельной
работы. Уход за
изделиями.
Принципы работы
двумя челноками.
Возможности
плетения.
Связывание–
наращивание нитей.
Выполнение дуг.
Соединение дуги с
другими элементами.
Плетение изделий
двумя челноками.

40

7

33

Тест/опрос

4

2

2

Тест/опрос

76

14

62

2

1

1

Тест/опрос

12

1

11

Тест/опрос

32

5

27

Тест/опрос

Плетение изделий в
стиле анкарс.
Технология обратного
плетения.

4

1

3

Тест/опрос

4

1

3

Тест/опрос

Выполнение двух, трѐх,
четырѐхрядного
кружева.

22

5

17

Тест/опрос

2.1

2.4

3

3.1
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

всего

теория

Тест/опрос

4.

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

Выполнение
творческого проекта.
Работа над
творческим проектом.
Подготовительный
этап.
Конструкторский
этап.
Технологический
этап.
Подведение итогов
года.
ИТОГО:

14

3

11

2

1

1

Тест/опрос

2

2

Тест

8

8

Тест

2
144

2

Тест/опрос

Содержание программы
Вводное занятие

1.

Теория. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Требования к
нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности. Особенности занятий.
Практика. Знакомство с материалами и инструментами для плетения.

2. История кружевоплетения. Плетение одним челноком.
2.1. История кружевоплетения.
Теория. История Фриволите, виды техник, виды челноков. Ознакомление с работами
мастеров.
Практика. Плетение прямого и обратного узла.
2.2. Виды фурнитуры. Декорирование кружев бисером.
Теория. Рассмотрение различных видов фурнитуры, используемых в изготовлении
кружевных украшений. Посмотреть разницу между украшениями с бисером и без. Обсудить
чем отличаются разные виды бисера, а так же биконусы, кабошоны, бусины и где их можно
применить.
Практика. Плетение элемента кольцо, пико, соединительное пико.

2.3. Плетение изделий одним челноком.
Теория. Изучение различных видов схем и условных обозначений в них.
Практика.

Плетение изделий: кольцо, брошь, серьги 3 вида, браслет, чокер,

воротничок, салфетка.

2.4. Перевод схем различных видов кружева для самостоятельной работы. Уход за
изделиями.
Теория. Разобрать как записать самостоятельно схему, как просчитать количество узлов и
элементов. Виды крахмаления изделий, глажка, стирка и хранение.
Практика. Придумать схему и записать. Попробовать накрахмалить изделия различными
способами.

3. Принципы работы двумя челноками. Возможности плетения.
3.1. Связывание–наращивание нитей.
Теория. Виды соединительных узлов.
Практика. Прячем нитку в узлы. Вшиваем нити при окончании работы.

3.2. Выполнение дуг.
Теория. Соединение дуги с другими элементами. Условное обозначение дуги на схемах.
Практика. Выполнение дуг. Выполнение кольца на дугах. Использование поворота
работы для смены цвета элементов. Выполнение элемента «Кольцо в кольце».

3.3. Плетение изделий двумя челноками.

Теория. Посмотреть виды изделий двумя челноками и изучить схемы к ним для
дальнейшего выполнения работ.
Практика. Плетение изделия – кольцо. Плетение изделия – серьги 3 вида. Плетение
изделия – брошь. Плетение изделия- браслет 2 вида. Плетение изделия – чокер.

3.4. Анкарс.
Теория. Стиль анкарс как отдельный вид кружева в Фриволите, история возникновения.
Практика. Изготовление изделия – брошь в стиле анкарс.

3.5. Технология обратного плетения.
Теория. Возможности плетения обратным плетением.
Практика. Изготовление изделия – браслет обратным плетением.

3.6. Выполнение двух, трѐх, четырѐхрядного кружева.
Теория. Обозначение в схемах рядов плетения.
Практика. Плетение изделия – салфетка разными нитками. Декорирование элементов
одежды.

4. Выполнение творческого проекта. Работа над творческим проектом.
4.1. Подготовительный этап.
Теория. Выбор схемы для итоговой работы.
Практика. Изготовление части мотива итоговой работы.

4.2. Конструкторский этап.
Практика. Самостоятельное создание схемы и просчет узлов, элементов, фурнитуры,
подбор размера.

4.3. Технологический этап.
Практика. Изготовление выбранного и спроектированного изделия для итоговой
работы.

4.4. Подведение итогов года.
Выставка

работ

учеников,

лучших работ за год. Награждение.

обсуждение

проделанной

работы.

Выбор

Планируемые результаты
Предметные результаты:
К концу обучения дети должны знать:
1. возможности плетения челноками;
2. способы выполнения мотивов;
3. правила безопасного труда при работе с инструментами;
4. технологию плетения простых и сложных изделий;
5. условные обозначения, применяемые в схемах.
Будут сформированы умения:
1. владеть приемами плетения простых и сложных элементов;
2. составлять последовательность выполнения технологических операций;
3. изготовить несколько изделий;
4. рационально организовывать рабочее место;
5. соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными
инструментами.
Метапредметные результаты



Регулятивные универсальные учебные действия: оценивает

результаты деятельности.



Познавательные универсальные учебные действия: проявляет интерес к

кружевоплетению.



Коммуникативные универсальные учебные действия: умеет предложить

варианты плетения или изготовление изделия; принимает участие в обсуждении и
составлении проектов.
Личностные результаты



уважительно и доброжелательно относится к окружающим, общаться

со сверстниками и взрослыми;



соблюдать правила поведения на занятии; соблюдать технику
безопасности при работе с инструментами;

применять в практической деятельности правила личной гигиены.

«Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
Формы аттестации
Способами
определения
результативности
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы «Кружевные украшения Фриволите» служит мониторинг
образовательного процесса. Процедура мониторинга образовательного процесса
осуществляется в начале, середине и в конце учебного года на основе контрольных опросов,
тестирования, педагогического наблюдения и диагностических методик определения уровня
развития предметных результатов. А также методик определения уровня личностных и
метапредметных результатов. Диагностика проводится по мере изучения разделов
программы. Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Кружевные украшения Фриволите» служит выставка работ учеников.
+Критерии и формы оценки качества знаний
Программой предусмотрены формы контроля:
-анкетирование;
-тестирование.
Эффективным

способом проверки реализации программы является итоговая

творческая работа каждого обучающегося (изготовление изделия).
Результат обучения прослеживается в творческих достижениях - количество
изученных методов плетения и применение их в изговлении различных изделий.
В процессе реализации программы на каждом этапе обучения проводится мониторинг
знаний, умений и навыков.
Вводный – проводится в начале учебного года в виде собеседования (увлечения, навыки
плетения, вязания).
Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение
основных элементов).
Итоговый – в конце учебного года (количество изготовленных изделий,
итоговая работа, уровень освоения программы).
Так же в течение учебного процесса проводится

текущий контроль по

освоению конкретной темы, упражнения, задания.
Применяются следующие формы проверки усвоения знаний:

Навыки владения челноками.

Скорость плетения и аккуратность.

Самостоятельное чтение схем.




Умение работать с фурнитурой и уход за изделиями.
Работа над созданием собственных схем изделий.

Критерии усвоения образовательной программы:
терминологией.

- Владение теоретическими знаниями и специальной
- Владение основами кружевоплетения Фриволите.

- Активность участия в творческих проектах и разработках схем. Креативность в
выполнении творческих заданий.
- Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом.
Диагностический материал
Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса

по

программе выделяются в качестве основных, следующие показатели:
Качество знаний, умений, навыков (предметные результаты)
Творческая активность.
Художественно-эстетическое восприятие.
Достижения.

1.
2.
3.
4.

Методическое обеспечение программы:

•
Наглядные
работы, фотографии).

пособия

(иллюстрации,

книги,

схемы,

готовые

Календарный учебный график
Год
обуче
ния

Дата
начала
обучения

Дата окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Количес
тво
часов

Режим
занятий

1 год

02.09.2024

28.05.2025

36

144

2 раза в
неделю
по 2 часа

Сроки
промежу
точной
аттестац
ии
09-16
января

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
 Помещение для занятий – класс с наличием столов и стульев.
Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, фото материал.

Сроки
итоговой
аттестац
ии
15-22
мая

Список литературы используемой при составлении программы

1. Курбатская Н.С. Фриволите. М., 1992.
2. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. М., Просвещение, 1986.
3. Курбатская Н.С. Вяжем кружево фриволите. Выпуск 3. М., Автор, 1993.
4. Вечерская А.Г.
5. Газарян С.М.

Кружевное плетение фриволите. С-Пб., Лениздат, 1992.
Прекрасное своими руками. М., Детская литература, 1986.

7. Работнова И.Г. Русское кружево. М., КОИЗ , 1959 .
8. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., Изобразительное искусство,
1970.

9. Шапкин П., Рожков С. Рукоделие. АО Асцендент, 1993.
10. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983.
11. Баландина Г.А.Традиционные женские ремесла. АО Асцендент 1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».