Казачок 2024

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА УЛАН-УДЭ»

Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 03
от «28» августа 2024г.

Принята на Педагоги
совете Протокол №
от «30» августа 2024

163
ста-2024г.
БУ ДО «ДТОР»
Н. Ю. Антипова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Казачок »
Возраст обучающихся: 12-15лет
Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:
Молчанова Анна Леонидовна
педагог дополнительного образования

Улан-Удэ, 2024 г

Пояснительная записка
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р);
Приказ Министерства просвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России
ФГАУ «Федерального института развития образования» 2015 г.;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК641/09 от
26.03.2016 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
Закон РБ от 13.12.2013г. №240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия от
24.08.2015 № 512-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
(СанПиН 2.4.4.3648 – 20);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания». (VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
Устав МБУ ДО «Дом творчества Октябрьского района города Улан-Удэ».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеразвивающих образовательных программ МБУ ДО «ДТОР» приказ
№ 143 от «05»
06 2024 г.
Одним из направлений устного народного творчества является детский казачий
фольклор. Казачья народная песня является результатом коллективного творчества,
складывается на основе художественных традиций многих поколений, отражает историю, быт,
стремления, думы народа. Казачья народная песня отличается исключительным богатством
содержания и разнообразием жанров: песни обрядовые, хороводные, плясовые, игровые,
лирические и др. Передаваясь из уст в уста, казачьи народные песни постоянно обогащаются и
видоизменяются.

Актуальность
Сегодня в условиях обретения политической свободы, демократизации жизни России
идет сложный, противоречивый процесс возрождения казачества. Актуальной становится
проблема формирования национального этнического самосознания, научного исторического
мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем
возрождения России и россиян воспитании любви к Отечеству, к своей малой родине, лучших
гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Данная программа знакомит обучающихся с фольклором, традициями, культурой,
казаков
создаёт
обогащённую
духовную
среду;
способствует
самореализации
индивидуальности ребенка, развивает творческий потенциал обучающихся.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «КАЗАЧОК» относится к
художественной направленности, так как она направлена на развитие художественноэстетического вкуса, художественных способностей и склонностей обучающихся. Знакомство с
казачьими традициями воспитывает у обучающихся высокие духовные качества. При этом
народная песня служит незаменимым средством для образования хорошего вкуса, понимания
музыки развития творческого потенциала. Формирует устойчивый интерес к вокальному
искусству.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус,
улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Приобщение к
музыкальному искусству способствует формированию взглядов, убеждений и духовных
потребностей детей.
Адресат программы
Программа реализуется для обучающихся 12-15 лет. Выполнение программы рассчитано
на 4 года. Наполняемость в группах составляет: 1-й год обучении-28 человек; 2-й год-27
человек. 3 год -25человек, 4 год - 26 человек. В ансамбль входят обучающиеся кадетского
казачьего класса.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по данной программе проходят на базе общеобразовательной школы 52.
Занятия предназначены для кадетского класса. Дети изучают казачий фольклор в ансамбле.
Также в процессе работы дети делятся на группы где группа девочек и отдельно мальчиков
изучают разные произведения. Занятия проходят в виде теории и практики в виде игр, что в
дальнейшем сказывается на их выступлениях.
Формы обучения
Форма организации учебно-воспитательного процесса - очная, предусматривает
сочетание групповых, и индивидуальных занятий единого года обучения.
В случае эпидемиологической ситуации программа может быть реализована в заочно
очном формате
•
Индивидуальная (индивидуально-групповая).
•
Групповая (работа по группам)
Уровень программы, объем и сроки реализации
дополнительной
общеобразовательной программы; программа направлена на формирование у обучающихся
интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности.
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
Срок реализации – 1 год – 144 часа (1год обучения);
2 этап – применение накопленных знаний в рамках концертно - сценических
мероприятий.
Срок реализации – 1 год – 144 часа (2 год обучения).
3 этап – совершенствование исполнительского стиля.
Срок реализации – 1 год - 216 часов (3 год обучения).
4 этап - практические занятия концерты. 1 год 216 часов (4 год обучения)

Режим занятий
Для 1 года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа за
год. Для 2-го обучения групповые занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144
часов в год. Для 3-го и 4-го года обучения занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа,
всего 216 часов в год.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к казачьему
песенному искусству
1 задачи программы
Предметные:
изучить и освоить жанры народной музыки;
изучить казачьи фольклор (обряды, традиции)
Научить исполнять песни в народной манере
Научить выполнять элементы народной хореографии
Научить исполнять произведения, как в унисон, так и на два голоса
Личностные:
развить вокальный слух и певческий голос
развить эстетический вкус у детей;
Развить артистические способности
Развить умение общаться и взаимодействовать с людьми
Метапредметные:
Способствовать овладению обучающимися русской народной певческой манерой
исполнения.
Воспитывать гражданские и патриотические качества
Воспитывать чувства коллективизма, и ответственности.
Приобщить детей к певческой культуре казаков
Научить цепному дыханию и плавному голосоведению

Учебно-тематический план
1 год обучения
Часы
№
п/п

Название разделов и тем

1

Вводное занятия

Теорет
ические
заняти
я

Практические
занятия

В
т.чиндВсего
ые

2

2

Формы
аттестации,
контроля
беседа



2

Вокально ансамблевое пение

2

6

8

Беседа
Вокальные
упражнения

3

Концертное мероприятие

1

5

6

выступление

4

Овладение навыками унисонного
пения

2

4

6

Вокальные
упражнения

5

Работа над произведением

1

3

4

Разучивание

6

Народно певческая единая манера
пения

2

4

6

Вокальные
упражнение

7

Вокально-стилевые признаки
народной певческой традиции

2

2

4

Беседа
прослушивание

8

Тембр голоса

2

2

4

Беседа
прослушывани
е

9

Плясовые пенсии у казаков
Цепное дыхание тренировка
навыка цепного дыхания

2

2

4

Показ
тренировочное
упражнение

10

Лирические песни Атака звука

2

2

4

Рассказ
разучивание

11

Развитие головного регистра

2

2

4

12

Частушки

2

4

6

13

Фольклор и его жанры

2

6

8

14

Исторические песни

2

6

8

беседа
тренировочное
упражнение
разучивание
беседа
показ
тренировочное
упражнение
наблюдение
тренировочное

Забайкальских казаков

упражнение

15

Плясовые песни

2

6

8

Практика
показ

16

Работа над произведением

1

5

6

разучивание

17

Концертное мероприятие

2

2

практика

18

Работа над произведением

2

4

6

показ
тренировочное
упражнение

19

Обряды праздники казаков

2

4

6

20

Шуточные песни

2

2

4

21

Частушки
2

4

Беседа
показ
Прослушивани
е разучивание
Беседа
разучивание
показ

6

22

Казачье народное творчество,
игры, хороводы, устное народное
творчество

2

4

6

разучивание
показ

23

Сценический фольклор

1

5

6

показ
наблюдение
разучивание

24

Работа над произведением

2

6

8

Показ
разучивание

2

6

8

Беседа
Тренировочные
упражнения
Беседа
паказ

25

Элементы народной хореографии

26

Символы у Казаков Герб ЗКВ

2

2

4

27

Генеральная репетиция

2

2

4

ИТОГО:

44

100

144

Практика

Содержание программы первого года обучения
1.Вводное занятие
Теория Знакомство с детьми. Инструктаж по гигиене голоса
Практика Проверить вокальные данные у детей. Послушать казачьи песни
2.Вокально ансамблевое пение
Теория Начальные знания и простейшие исполнительские навыки: Навыки правильной
артикуляции, звукоизвлечения, атаки звука, дикции
Практика: Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Индивидуальная
работа с народной и казачьей песней. Сольное и ансамблевое исполнение казачьих песен.
Работа над строем звуком. Разучивание песни на горе та калина. Работа над унисоном в песне.
Прослушивание оригинала.
3 Овладение навыками унисонного пения
Теория Значение слова «унисон». Унисонное звучание. Единая манера пения
Практика: упражнений для единого унисонного пения, исполняя звук «а» поочередно
присоединиться к нему каждому учащемуся. Выучить песню «Хороши весной в саду цветочки»
.работа над звуком. Работа над строем в песне. Мягкая атака звука. Работа над дикцией и
посылом звука.
4 Народно-певческая единая манера пения.
Теория рассказать обучающимся о правильной артикуляции, дикции, идущей от естественной
манеры произнесения слов, о певческой установке. Познакомить с манерой пения севера и
средней южной полосой России
Практика Проработать Упражнения На дикцию и артикуляцию. Упражнения на правильное
певческое диафрагмальное дыхание ( свечка, шарик, легкий ветерок)
5. Цепное дыхание
Теория: Понятие «цепное» дыхание. Техника пользования дыханием. Опора дыхания. Для
казачьих песен характерно по фразное, «цепное» дыхание. Детям нужно объяснить, что в песне
не должно быть пауз в конце каждой строчки.
Практика: Разучивание казачьей песни. Обращение внимания учащихся на сложные
музыкальные фрагменты. Для отработки навыка пения «цепного» дыхания нужно предложить
учащимся брать дыхание в самых неудобных местах, например в середине слова. Работа над
казачьей песней с использованием «цепного» дыхания
6. Работа над произведениями
Теория выучить текст песен проговаривая слова, объясняя смысл и значение слов
Практика Работа над атакой звука, дыханием , ансамблем, гармонический строй пения на
различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения
окопельно. Работа над художественным исполнением произведения: фразировка, нахождение
нужного темпа, эмоциональная подача словесного текста. Использование музыкального
инструмента в работе с хором; отработать отдельно с каждой партией.
7.Фольклор и его жанры
Теория Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные
песни).
Практика Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей с жанрами казачьего фольклора.
Разучивание колыбельной песни. Работа над строем и звуком

8. Исторические песни казаков
Теория Поэтическое содержание исторических песен: отражение важнейших событий
воинской истории, народная оценка личностей и событий. Типы главных персонажей
исторических песен
Практика разучивание песен исторического содержания «Матушка Россия» работа над
строем, звуком, интонированием.
9 «Плясовые песни казаков»
Теория жанр плясовой песни, и где можно было исполнять песни этого жанра
Практика разучить плясовую песню ( Ой, на горе калина) отработать дыхание, строй , унисон.
10.Разучивание строевой походной песни
Теория строевая подготовка как уклад казачьей жизни. разобрать текст. «Ах служба ли
матушка»
Практика разучить строевую походную песню ( Ах служба ли матушка) маршировать с детьми
под песню. Отработать песню маршируя в строю
11.Лирические песни у казаков
Теория значением лирической песни в жизни казаков. Содержание лирической песни.
Практика прослушать и разучить лирическую песню «Вот скрылось солнце». «Сидел Ворон».
Отработать плавное звуковедение, цепное дыхание, атаку звука, динамику развития.
12. Частушки
Теория Беседа диалог о происхождении частушки. Их тематика. Краткость напева и текста
записать тексты примеры частушек
Практика. Прослушать и разучить частушки. Пение под аккомпанемент, и фонограмму,
отработка навыков исполнение
13.Обряды и праздники казаков
Теория Просмотр фильма проводы и встреча казака в армию. обсуждение
Практика прослушивание и разучивание песни (как родная меня мать провожала) работа над
мелодией, звуком, интонацией, манерой пения.
14. Казачье народное творчество, игры, устное народное творчество
Теория Казачье народное творчество- источник народной мудрости. Знакомство с
особенностями словесного фольклора: его поэтикой, динамикой, ритмикой слов.. Устное
народное творчество: пословицы, поговорки, попевки. Игра и песня – отражение народной
жизни. Понятие «народ», «творчество».
Практика: разучивание народных пословиц, поговорок, попевок. Разучивание народных игр,
(Подушечка). Хоровод « В хороводе были мы»
15.Сценический фольклор.
Теория. Введение в мир фольклора. Работа над сценическим образом, движением. Постановка
мизансцен. Работы над вокальными произведениями. Выработка правильной, красивой осанки,
умения легко, бесшумно двигаться
Практика: ритмические тренинги, упражнения на развитие чувства ритма и умения держать
себя на сцене исполняя песню.
16.Элементы народной хореографии

Теория. Дать определение Танец. Объяснить детям что такое народный танец и фольклорный
танец. Рассказать об особенностях казачьей пляски
Практика. Выучить с девочками дробушки, трелистник. С мальчиками медвежью походку. И
проходки по кругу .Сделать разводку песни (как по горкам по горам)
17 Знакомство с народными инструментами
Теория. Знакомство с историей появления Р.Н.И. бубен, трещетки, балалайка. гармонь.
Рассказать о значении в песне музыкальных инструментов.
Практика. Применение инструментов в плясовых песнях «Эх казачата». «Как под горкой под
горой». « Мы с тобой казаки».
18.Работа над произведениями
Теория выучить текст песен проговаривая слова, объясняя смысл и значение слов
Практика Работа над – дикцией, ансамблем отработать , мелодический и гармонический строй,
пение на различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без
сопровождения. Работа над художественным исполнением произведения: фразировка,
нахождение нужного темпа, эмоциональная подача словесного текста. Использование
музыкального инструмента в работе с хором; отработать отдельно с каждой партией.
19. Концертные мероприятия
подготовка к мероприятиям (8 марта, День пожилого человека, 23 февраля, Масленица, 9
мая)
Разработка сценария, Разучивание слов, репетиции
20.Шуточные песни
Теория познакомить детей с жанром шуточной песни
Практика просмотреть видео . Выучить куплет песни «Пчелочка златая» отработать игру на
сцене с детьми разбить по куплетам.
21 Частушки
Теория диалог о происхождении частушки. Их тематика. Записать тексты примеры частушек
Практика. Прослушать и разучить частушки. Пение под аккомпанемент, и фонограмму.
22. Казачье народное творчество Игры потешки
Теория Знакомство с особенностями словесного фольклора: пословицы, поговорки, попевки..
Понятие «народ», «творчество».
Практика: Разучивание народных игр, (Подушечка). Хоровод « В хороводе были мы»
23.Сценический фольклор
Теория. Введение в мир фольклора.
Практика: ритмические тренинги, упражнения на развитие чувства ритма и умения держать
себя на сцене исполняя песню.
24.Работа над произведением
Теория. Разучить текста песен к празднику 9 мая
Практика. Разучивание мелодии, работа над строем, посылом звука в ансамбле.

25. Элементы народной хореографии
Теория. Дать определение Танец. Народный танец и фольклорный танец. Рассказать об
особенностях казачьей пляски
Практика. Выучить с девочками дробушки, трилистник, с мальчиками медвежью походку
26. Символы у казаков Герб ЗКВ
Теория. История создания герба.
Практика. Применение в песнях.
27. Подготовка к концерту.
Теория. прогнать текст по сценарию
Практика отработать движения в песнях. выстроить строй. Отработать двухголосие.

Планируемые результаты.
Предметные результаты.
К концу 1 года обучения
•

учащиеся должны овладеть навыками исполнения народного пения

•

уметь петь ровным звуком

•

использовать мягкую атаку и плавное звуковедение,

•

знать свой диапазон, выполнять упражнения,

•

уметь пользоваться цепным дыханием в исполнении,

•

освоить навык чистого интонирования и позиции звука,

•

уметь петь по группам в микрофон под фонограмму,

•

держаться на сцене.

• Личностные результаты. В воспитании личных качеств дети должны
• проникнуть любовью к музыке, уважением к искусству.
На первом году обучения сформировываются общечеловеческие качества личности ребёнка:
доброта внимание сопереживание к ближнему взаимодействие с людьми

Задачи программы второго года обучения
предметные
изучить и освоить жанры казачьей песни
Способствовать овладению исполнения подголосков
Научить исполнять песни в народной манере с казачьим диалектом
Формировать музыкально-ритмические навыки.
Научить держать партии на два голоса
Личностные:
Развить слух и умение слушать друг друга при исполнении произведения
Развить координации и умение соединять движение с песней
Развить эмоциональные качества у обучающихся средствами вокальных занятий.
Развить умение правильно держать себя на сцене
Метапредметные:
Приобщить обучающегося к гигиене певческого голоса
Воспитывать уважение к старшему
Воспитать чувство личной ответственности.
Приобщить детей к сценической культуре
Научить исполнять произведения на певческой опоре
Учебно-тематический план
2 год обучения

№
п/п

Название разделов и тем

1

Вводное занятие

2

3

Вокально ансамблевое пение

Работа над произведением

Теоретические
занятия

Часы
ПрактиВ
ческие Всего т.чиндые
занятия

1

1

2

2

6

8

2

4

6

Формы
аттестации,
контроля
Беседа



Практика

Разучивание
4

Концертное мероприятие

2

2

Практика

5

Народно певческая манера пения

2

8

10

Практическое
задание

6

Виды Типы хоров

2

4

6

Беседа показ

7

Выработки ощущения Ритма Темпа

2

8

Рассказ
практическое
задание

6

8

Сценический фольклор

1

5

6

Показ
Практич.
задание
Показ
Практика

9

Обучение владению подголосками

2

6

8

10

Работа над произведением

2

6

8

Разучивание

11

Песенные традиции казаков

2

4

6

12

Ансамбль песни и пляски Донских
казаков. Государственный кубанский
казачий хор

2

6

8

Показ
Практическое
задание
Рассказ беседа

13

Дикция и диалект казачьей песни

2

4

6

14

Былинные и эпические казачьи песни

2

2

4

15

Обрядово календарные песни

3

5

8

Разучивание

16

Работа над произведениями

1

3

4

17

Концертное мероприятие

2

2

18

Разучивание строевой походной песни

2

2

4

19

Фольклор казаков Бурятии

2

6

8

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Показ
Беседа

20

Работа над произведением

2

6

8

разучивание

21

Элементы казачьей хореографии

2

8

10

Показ
Разучивание

22

Работа над произведением

1

3

4

Практика

23

Знамена ЗКВ Флаг

2

2

Показ беседа

24

Народно духовые инструменты

2

2

4

Рассказ
Показ

25

Применение инструментов в песнях

2

2

4

Практика

Итого

41

103

144

Показ, беседа
практическое
задание
Практическое
задание

Содержание программы второго года обучения
1.Вводное занятие
Теория. провести инструктаж по «Охрана голоса».
Практика. Распеться. Вспомнить произведения.
2 Вокально- ансамблевое пение
Теория Народно-певческая манера пения. Развитие музыкального слуха и певческого голоса.
Грудной регистр, « опора». Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Практика Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Индивидуальная
работа с народной и казачьей песней. Ансамблевое исполнение казачьих песен
3.Звуковедение и музыкальное интонирование
Теория. определение - плавное звуковедение. Рассказать обучающимся для чего нужно
плавное звуковедение. Дать определение что такое Интонирование.
Практика: Работа над казачьей песней с использованием звуковедения, характерного
музыкальному произведению и мелодической линии. Паработать с детьми с упражнениями
попеть гаммы вверх в низ по интервалам.

4. Народно-певческая манера пения.
Теория Овладение народной лексикой. Познакомить с элементами многоголосного пения и
видами хора мужской, женский, смешанный
Практика. Разучить песню разложив на два голоса (Я на печке молотила) выстроить
двухголосие. Отработать чистоту звучания и строй в песне, дыхание.
5. Выработка ощущения ритма и темпа.
Теория: Понятие «ритм», «темп». Разновидности ритмов и темпов. Ритмическая пульсация.
Практика: Предложить учащимся, исполнить казачью песню в разных темпах, прохлопывая
ритм песни в ладоши. Обсудить с учащимися, в каком темпе, ритме должна звучать эта
песня. Продолжить работу над песней (Пчелочка златая)
6.Сценический фольклор.
Теория рассказать детям о Фольклоризме как художественном явлении, о его особенности и
стилизованности.
Практика: разучить песни применив прием игры, хореографии, разводки
7.Владение подголосками
Теория. Рассказать о красоте и украшении подголосков в исполнении произведения
Практика. Исполнение казачьей песни с использованием женских и мужских подголосков.
Самостоятельная работа учащихся – придумать свои подголоски к разучиваемой казачьей
песни
8 Работа над произведениями.
Теория выучить текст песен проговаривая слова, обьясняя смысл и значение слов
Практика Работа над вокально-хоровыми навыками – культура звука, дикция, ансамбль,
мелодический и гармонический строй пение на различные слоги, пение в разных
тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения. Работа над художественным

исполнением произведения: фразировка, нахождение нужного темпа, эмоциональная подача
словесного текста.
9. Песенные традиции казаков Забайкалья
Теория. Рассказать о Северорусских и Южнорусских истоках песенных традиций казаков
Практика Познакомить с песенным репертуаром забайкальских казаков « прослушивание
песен «Артиллеристом я родился», « Из- за лесу копия мечей», «Поля вы поля», выучить
песню « За рекой казаки гуляли»
10. Ансамбль песни и пляски Донских казаков. Государственный казачий хор
Теория. Рассказать о истории создания ансамблей. О народных традициях песен .
познакомить с репертуаром.
Практика. Прослушать записи двух ансамблей разбор произведений по манере звучания.
Просмотреть видео разучить песни проработать произведение, и характерный для края
диалект. Проработать чистоту звучания и строй. « Вспомним Братцы». «Ой, как под Яром».
11.Дикция и диалект казачьей песни
Теория. Рассказать о особенностях дикции и разговорного диалекта у казаков разной области
Практика. Прослушать песни разобрать текст казачьей песни с использованием диалекта
свойственного региону. Особо уделить внимание сложным музыкальным фразам и
предложениям.
12. Былинные и эпические казачьи песни
Теория: Понятие «Былина», «Эпос». Герои былин.
Практика: Прослушивание песен «Алеша и змей Тугарин », «Добрыня и змей Угарович».
Анализ текста и мелодии
13. Обрядово календарные песни
Теория понятие –Обряд. Календарно обрядовый фольклор. Посмотреть презентацию цикла
обрядовых праздников. Сделать опрос у детей о знании народных праздников. Разобрать
подробно каждый праздник .
Практика. Выучить календарно обрядовые песни на масленицу на святки, троицу. Пасху.
Отработать текст в песнях, мелодию, сделать хореографическую разводку в произведениях.
Соединить с фонограммой, добавить музыкально шумовые инструменты. Развести песни на
два голоса отработать строй двухголосие , дыхание.
14.Разучивание строевой походной песни
Теория жанр строевая походная песня. Рассказать о содержаниях в песнях.
Практика:. Разучивание песни «Во саду деревце цветет». Маршировать под песню.
Отработать строй звук и двухголосие
15. Фольклор казаков Забайкалья
Теория. Специфика забайкальской казачьей песенной лирики. Особенности формирования и
исторического изменения лирического репертуара. О региональных особенностях и
специфической «казачьей» окраске в песнях забайкальцев.
Практика. Прослушать песни разных жанров. «лирические, свадебные, плясовые». Разобрать
на музыкальном примере текст песен. Выучить «Гимн Забайкальских казаков». Отработать
строй в песне, разложить на два голоса. Отработать двухголосие. Работать с фонограммой.

16. Работа над произведениями
Теория. выучить текст песен проговаривая слова, объясняя смысл и значение слов
Практика Работа над атакой звука, дыханием , ансамблем, гармонический строй пения на
различные слоги, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без сопровождения
окопельно. Работа над художественным исполнением. Работа над – дикцией , мелодический и
гармонический строй, пение в разных тональностях, пение с сопровождением и без
сопровождения. Использование музыкального инструмента в работе с хором; отработать
отдельно с каждой партией.
17.Элементы народной хореографии
Теория Славянские танцы запорожских и донских казаков.
Практика выучить движения по кругу проходку. Отработать движение с мальчиками и
девочками.
18. Концертные мероприятия
Теория подготовка к мероприятиям (День пожилого человека, День учителя, 8марта,
Масленица, 9 мая) Разработка сценария, Разучивание слов, репетиции
Практика Разучивание тематических песен, работа над строем, двухголосием, разводкой в
песни.
19. Фольклор казаков Бурятии
Теория. Специфика казачьей песенной лирики..О региональных особенностях и
специфической «казачьей» песнях забайкальцев.
Практика. Прослушать песни разных жанров. «лирические, свадебные, плясовые».
20. Работа над произведением
Теория. выучить текст песен проговаривая слова, объясняя смысл и значение слов
Практика Работа над атакой звука, дыханием, ансамблем, гармонический строй пения
отработать отдельно с каждой партией
21. Элементы казачьей хореографии

Теория Славянские танцы запорожских и донских казаков..Гопак. Разновидности танцев у
разных стран
Практика выучить движения по кругу проходку. Отработать движение с мальчиками и
девочками
22. Работа над произведением

Теория Выучить текст песни
Практика. Проучить мелодию, отработать под фонограмму
23 Знамена ЗКВ Флаг

Теория История создания флага. Изображение.
Практика. Применение в песнях
24. Народно духовые инструменты
25. Применение инструментов песнях
Теория. Рассказать о значении инструментов песнях
Практика Применить инструменты в песне «Из-за гор горы едут Мазуры»

Планируемые результаты.
К концу 2 года обучения
Предметные результаты
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

Учащиеся должны уметь петь в естественной народной манере,
четко произносить текст,
выразительно исполнять музыкальное произведение,
иметь навыки исполнения в ансамбле, петь двухголосные музыкального
произведения,
хорошо ориентироваться в музыкальных жанрах.
В конце года участники должны исполнить 3-4 песни разного характера соблюдая
все певческие нюансы ( атаку звука, дыхание, плавное звуковедение.) в ансамбле под
аккомпанемент и фонограмму, пользуясь микрофоном на сцене.
Личностные
У детей продолжают формироваться любовь к искусству,
а также целеустремлённость,
чувство коллективизма,
исполнительская воля,
требовательность к себе, как к артисту и исполнителю.
Пробуждается историческая память, чувство гражданственности и патриотизма.
Дети приобщаются к народной культуре

Задачи программы третьего года обучения
предметные
изучить и освоить элементы двухголосия
Способствовать овладению подголосков
Научить держать партии на два голоса
Личностные:
Развить слух и умение слушать друг друга в двухголосии
умение соединять движение с песней
Развить игровые качества у обучающихся
Метапредметные:
Приобщить к сценической культуре
Воспитывать уважение к одноклассникам
Научить исполнять произведения на правильном дыхании
Планируемые результаты.
К концу 3 года обучения
Предметные результаты
•
•
•
•
•

Учащиеся должны владеть народной манерой пения,
выразительно исполнять музыкальное произведение,
иметь навыки п двухголосного исполнения
хорошо ориентироваться в музыкальных жанрах.
В конце года участники должны исполнить 3-4 песни разного характера в ансамбле
под аккомпанемент и фонограмму, пользуясь микрофоном на сцене.
Личностные результаты:
•
•
•
•
•

У детей продолжают формироваться любовь вокальному искусству
чувство коллективизма,
исполнительская воля,
требовательность к себе, как к артисту и исполнителю.
Открыть в себе, чувство гражданственности и патриотизма.

Учебно-тематический план
3 год обучения

№
п/п

1
2

Название разделов и тем

Вводное занятие
Работа над постановкой голоса

Теоретические
занятия

Часы
Практ
В
ит.чиндческие Всего ые
заняти
я

1

1

2

2

6

8

Формы
аттестации,
контроля
Беседа практич
упражнения



Практика

3

Распевание как важная часть в вокале

1

5

6

Рассказ беседа

4

Концертное мероприятие

3

5

8

Практическое
занятия

5

Народная манера пения

1

1

8

6

Работа над произведением

2

4

6

Практика

7

Двухголосное пение

2

4

6

Практика

8

Работа над музыкальным образом в
исполнении

2

6

8

Показ
упражнения

9

Владение подголосками

1

5

6

Показ
разучивание

10

Работа над произведением

1

5

6

Разучивание

11

Песенные традиции казаков

Показ,
упражнения

1

5

6

Рассказ
слушание

12

Знакомство с хором имени
Пятницкого

2

4

6

Рассказ просмотр

13

Диалект казачьей песни

2

6

8

Рассказ показ

1

5

6

Практическое
задание

2

6

8

Рассказ

14
15

Ансамбль «Забайкальские узоры»
Обрядовые песни у казаков

16

Работа над произведениями

2

6

8

Практические
задания
Практические
задания беседа

17

Знакомство с ансамблем «Бабкины
внуки»

2

6

8

18

Военные песни у казаков

2

2

4

19

Фольклор казаков Забайкалья

2

4

6

20

Работа над произведением

2

4

6

разучивание

21

Казачья пляска

1

7

8

Выступления

22

Работа над произведением

1

7

8

Показ
разучивание

23

Работа над А капельным
произведением

1

3

4

Рассказ

24

Канон

2

4

6

Показ

25

Казачьи поселения.

1

3

4

Рассказ показ

26

Знамена ЗКВ флаг

2

2

4

Показ,беседа

27

Знакомство с народными
инструментами

1

3

4

Беседа показ

28

Народные Духовые инструменты

2

4

6

Беседа показ

29

Поэзия пестования

2

4

6

Рассказ показ

30

Игровой фольклор

3

7

10

Рассказ показ

31

Подготовка к празднику 9 мая

2

4

6

Разучивание

32

Работа над Ритмом Темпом

2

4

6

Показ

33

Работа над сценарием

2

6

8

Разучивание

34

Подготовка к отчетному концерту

2

4

6

Разучивание

35

Генеральная репетиция

2

2

4

Практика

Практические
задания
Показ
разучивание

64

152

216

Содержание программы 3 года обучения
1. вводное занятие
Теория. провести инструктаж по «Охране голоса». Беседа
2.Работа над постановкой голоса
Теория. что такое голос? Мутыция голоса.
Практика . разучивание распевки. Работа над дыханием.
3.Распевание как важная часть в вокале
Теория функции распевки в вокале, прослушивание вокального упражнения
Практика. Работать над посылом звук. Над силой звука. Над

звукоизвлечением.

4.Концертное мероприятие
Теория. Выучить текст песни, отработать дикцию.
Практика: Выучить мелодию. Отработать строй в песни, дикционный ансамбль.
5.Народная манера пения
Теория. Рассказать о народной подаче звука в пении. Посмотреть видео
Практика. Выучить куплет народной песни. Поработать над народной манерой пения.
6. Работа над произведением
Теория. выучить текст.
Практика. Отработать мелодию под фонограмму. Отработать вступление, и запев.
7.Двухголосное пение
Теория Познакомить с элементами двухголосного пения
Практика. Разучить песню разложив на два голоса (ой на горке) выстроить двухголосие..
8.Работа над музыкальным образом в исполнении
Теория. Рассказать детям что такое сценический образ.
Практика. Разделить детей на полгруппы Обыграть скороговорку.
9.Владению подголосками
Теория :Рассказать что такое подголосок
Практика: Применить подголоски на практике, отработать ритмические рисунки.

10.Работа над произведением
Теория. Отработать текст произведения
Практика. Выстроить ансамбль. Отработать цепное дыхание, дикционный ансамбль
11.Песенные традиции казаков
Теория Рассказать о южнорусских истоках песенных традиций
Практика Познакомить с песенным репертуаром казаков прослушивание. Обсуждение
12.Знакомство с хором имени Пятницкого
Теория. Рассказать о истории создания Ансамбля. Посмотреть видео.
Практика разучить песню « Спят туманы». Анализ произведения. Закрепление песни
13.Диалект казачьей песни
Теория. Рассказать что такое диалект его особенности
Практика. Прослушать произведения. Проанализировать разговорную речь казаков разных
областей
14. Ансамбль «Забайкальские узоры»
Теория: год создания ансамбля. Репертуар.
Практика: разучить куплет песни из репертуара ансамбля, прослушать оригинал,
15.Обрядовые песни у казаков
Теория обрядовый фольклор. Посмотреть презентацию обряды у казаков
Практика. Выучить обрядовую песню. «А мы просо сеяли» Соединить с
фонограммой,
16.Работа над произведениями
Теория. отучить текст произведений. Отработать дикцию в тексте
Практика. Отработать строй звука в песне. Поработать под фонограмму.
17.Концертное мероприятие
Подготовка к мероприятию
18.Военные песни у казаков
Теория жанр Военные песни. Рассказать о содержаниях в песнях.
Практика:. Разучивание куплета песни «Когда мы были на войне».
двухголосие

Выстроить

19.Фольклор казаков Забайкалья
Теория. Специфика забайкальской исполнения. О особенностях и специфической «казачьей»
песни
Практика. Прослушать песни разных жанров. «лирические, свадебные, плясовые».
Прослушать песни аутентичного фольклора

20.Работа над произведением
Теория отработать текст слов песни.
Практика поработать с мелодией под фонограмму, поработать над плавным звуковедением
21.Казачья пляска
Теории Особенности казачьей пляски. Движения.
Практика. Выучить элементы движений. До за до, змейка
22.Работа над произведением
Теория. выучить текст песни
Практика. Отработать мелодию, проучить партии. Отработать плавное звуковедение.
23.Работа над А капельным произведением
Теория. Рассказать детям что такое а,капельное произведение.
Практика. Прослушать произведение. Разучить с ребятами а,капельную песню. Закрепить
24. Канон
Теория. Рассказать что такое канон, прослушать музыкальный пример
Практика. Разучить два куплета песни методом канона. Закрепить
25.Казачьи поселения
Теория Первые казачьи поселения в Сибири. Казачья станица, особенности планировки.
Практика. Предложить детям изготовить макет казачьей избы
26.Символы ЗКВ флаг
Теория. Познакомиться с казачьим флагом
Практика. Посмотреть видео. Провести с детьми обсуждение
27.Знакомство с народным инструментом (балалайка)
Теория. Рассказать о классификации инструментов
Практика. Посмотреть видео применить инструмент в песне
28.Духовые народные инструменты
Теория. История РНД инструментов
Практика. Посмотреть видео. Показать и разучить с детьми «свирель»
29.Поэзия пестования
Теория Понятие жанра. Значение пестушек. Казачьи сказки.
Практика. Разучивание пестушек
30.Игровой фольклор
Теория. Особенности жанра. Классификация игр.
Практика. Применение разучивание РН игр на практике.

31. Подготовка к празднике 9 мая
Теория. отработать текст песен.
Практика. Проучить мелодию в песне. Отработать под фонограмму песню
32.Работа над ритмом и темпом
Теория. Ритм темп как основа вокальных навыков
Практика. Отработать на практике ритмические навыки у детей с помощью упражнений.
33. Работа по сценарию
Теория. Отработать текст в песнях, дикцию
Практика. Связать текст с музыкой
34 Подготовка к концерту
Теория отработать моменты с детьми на концерт.
Практика выстроить двухголосие. Отработать движение. Соединить с фонограммой
35. Генеральная репетиция
Прогон концерта со сценарием.
Задачи программы четвертого года обучения
предметные
изучить и освоить элементы трехголосия
Способствовать овладению подголосков
Научить держать партии на три голоса
Личностные:
Научиться слушать строить партии на три голоса
умение свободно выходить в пляску
Развить игровые качества у обучающихся
Метапредметные:
Приобщить детей к культуре традиционным народным праздникам
Научиться везти себя дисциплинированно на концертных мероприятиях
Умение пользоваться плавным дыханием в пении

Календарно тематический план
4 года обучения

№
п/п

Название разделов и тем

1

Введение,

2

Теоретические
занятия

Часы
Практ
В
ит.чиндческие Всего ые
заняти
я

Формы
аттестации,
контроля
Беседа практич
упражнения

1

1

4

Певческая установка. Дыхание.

2

6

8

3

Работа над произведением

1

9

10

Практика

4

Работа над дикцией

2

6

8

Практическое
упражнения

5

Сценическая культура

2

4

6

Показ

6

Работа с солистами

6

6

Практика

7

Цепное дыхание

2

4

6

Практика
показ

8

Подготовка к концертному
мероприятию Работа над
произведением

2

4

6

практика

9

Оружие казаков

2

8

10

Показ
беседа

10

Разучивание календарно обрядовых
песен

2

6

8

Разучивание

11

Работа над двухголосием

2

8

10

Практика

12

Разучивание казачьих проходок для
девочек и мальчиков

2

6

8

Показ
разучивание

13

Народные шумовые инструменты

2

4

6

Рассказ
разучивание

14 Исторические песни

2

6

8

Рассказ беседа

15

Знакомство с творчеством ансамбля
«Забайкальские узоры»

2

6

8

Рассказ

16

Подготовка к мероприятию

2

6

8

репетиция

17

Казачьи символы их значения

2

6

8

Практические
задания беседа



Показ беседа

18

Работа над произведением

2

6

8

Практические
задания
Показ
разучивание

19

Подготовка к концерту

2

6

8

20

Пение а капелла

2

6

8

21

Знакомство с жанром духовный стих

2

6

8

22

Работа над произведением

2

6

8

Показ
разучивание

23

Работа с запевалой

2

6

8

Рассказ.
Разучивание

24

Одежда казаков

2

8

10

Показ

25

Подготовка к празднику 9 мая

2

6

8

репетиция

26

Работа по подгруппам

2

6

8

Показ

27

Подготовка к отчетному концерту

6

10

16

репетиция

54

162

216

разучивание
Показ беседа

Содержание программы

1.Введение,
Теория Инструктаж по тех. Безопасности. Гигиена голоса.
Практика. Прослушивание песен. Обсуждение. Подбор репертуара
2.Певческая установка.
Теория. Правильное положение корпуса при пении
Практика. Показать как стоять правильно держать голову и спину. Смена дыхания в пении
3.Работа над произведением подготовка к концерту
Теория. Разучить текст песни черемушка.
Практика. Отработать смену дыхания в пении. Выстроить дикционный ансамбль работа над
двухголосием. Сделать разводку движение в песни.
4. Работа над дикцией
Теория Разучить новые скороговорки для развития дикции.
Практика. Выучить. Применить на занятии. Скороговорки.
5. Сценическая культура
Теория Рассказать об основах культуры на сцене для вокалиста.

Практика показать как должен вести себя артист на сцене, внешний вид артиста.
6 Работа с солистами
Теория. Рассказать о роли запевалы в хоре.
Практика. Работа над сольным пением. Отработать партии запева.
7. Цепное дыхание
Теория. Просмотр видео.
Практика. Разучить упражнение шарик. Отработать в песни цепное дыхание.
8. Подготовка к концертному мероприятию
Теория. отучить текст песни.
Практика. Отработать ансамбль. Выстроить двухголосие
9.Оружие казаков
Теория. Рассказать о оружиях казаков их значении.
Практика. Просмотреть видео. Обсудить с детьми. Выучить элементы с шашками.
10.Разучивание календарно обрядовых песен
Теория. беседа с детьми о праздниках и обрядовых песнях.
Практика. Просмотр видео. Прослушивание произведений. Обсуждение. Разучивание песен
11.Работа над произведением
Теория. Выучить святочную песню.
Практика . Проучить мелодию соединить с фонограммой.
12. Разучивание казачьих проходок для девочек и мальчиков
Теория. Посмотреть видео с казачьими движениями
Практика Выучить пляску. Соединить в песне.
13.Народные инструменты
Теория. Народные инструменты их роль в народных песнях
Практика. Применение шумовых инструментов в плясовых песнях.
14.Народно шумовые инструменты
Теория. Народные инструменты их роль в народных песнях
Практика. Применение шумовых инструментов в плясовых песнях……..
15.Знакомство с творчеством ансамбля Забайкальские узоры
Теория. История создания коллектива
Практика. Прослушивание песен. Просмотр видео. Разучивание куплета песни из репертуара
ансамбля.
16.Подготовка к меропиятию
Теория. Отработать с тестом в песнях.
Практика. Проучить мелодию, отработать строй

17.Казачьи символы и их значения
Теория. Рассказать детям что такое Бунчук. Знамя.
Практика. Посмотреть видео. Обсудить с детьми тему.
18. Работа над произведением
Теория. отработать дикции, проучить текст пени
Практика. Сделать разводку в песнях, соединить с фонограммой. Выстроить двухголосие.
19.Подготовка к концерту
Теория. Проучить текст песни.
Практика. Отработать ансамбль. Выстроить двухголосие. Отработать движение в песне
20. Знакомство с жанром Духовный стих
Теория . просмотреть видео.
Практика. Прослушать произведение. Выучить куплет песни.
21.Работа над произведением
Теория. Просмотр видео беседа.
Практика. Доучить песни. Соединить с движениями
22. Работа над произведением
Теория просмотр видео. Народного пения.
Практика. Поработать с детьми над пением с мягкой атакой.
23. Работа с запевалом.
Теория Рассказать о значении запевалы в хоре.
Практика Просмотр видео обсуждение. Работа с вокалом.
24.Головные уборы казаков
Теория. Рассказать о одеянии казаков их особенности и значении. ( папаха, фуражка)
Практика. Посмотреть видео нарисовать эскизы.
25.Подготовка к празднику 9 мая
Теория. Проучить тексты песен.
Практика . Выучить мелодию соединить с фонограммой отработать строй в ансамбле.
26.Работа по подгруппам девочки мальчики
отработать отдельно с девочками и с мальчиками движения, ансамбль, партии. Соединить с
фонограммой
27.Подготовка к отчетному концерту
Теория работа с текстом по сценарию .
Практика . работа с репертуаром. Репетиция. Отработать двухголосие. Строй в ансамбле.
Работа над движениями в песня

Планируемые результаты.
Планируемые результаты
к концу 4 года обучения
Предметные результаты:
профессионально ориентироваться в жанрах народной песни
Владеть типами видами вокального дыхания
Уметь петь чистым вокальным звуком не принужденно
Личностные результаты:
Владеть способностью, самостоятельно ставить цель в учебном процессе
Уверенно владеть способом решения проблем в творческом коллективе.
Активно принимать участие в конкурсах, концертах
Приобщится к песенной и танцевальной культуре казаков.
Формы аттестации
Время проведения
В начале учебного года

В течение учебного года

В конце «этапа» обучения

В конце курса обучения

Цель проведения
Формы аттестации/ контроля
Входная диагностика
Определение уровня
Беседа, наблюдение,
развития обучающихся,
прослушивание. тестирование
выявление интересов,
творческих
способностей
Текущий контроль
Опенка качества освоения
Опрос, практическое задание,
учебного материала
тестирование, открытое занятие
пройденной темы:
отслеживание активности
обучающихся, их
готовности к восприятию
нового, корректировка
методов обучения
Промежуточная аттестация
Определение успешности
Зачет, конкурс, соревнование,
развития обучающегося
конференция
усвоения им программы на
определенном «этапе»
обучения
Итоговая аттестация
Определение успешности
Защита проекта.
освоения программы и
демонстрационный экзамен,
установления соответствия
публичное выступление
достижений обучающихся
планируемым результатам

Первый год обучения.
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года. Цель
вводного контроля: прослушивание, определение вокальный данных.
В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде диагностики результаты
вносятся в ведомость итогового контроля и отчетного концерта.
На втором году обучения учащиеся проходят предварительное прослушивание (вводный
контроль). Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона,
оценивание умений, знаний, проверка уровня вокальных способностей учащегося.
Итоговый контроль: проводится в конце мая согласно графику (расписанию) проведения
отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный
концерт. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.

Оценочные материалы
Показатели

Методика
Предметные

Оценка достижения обучающимися
планируемых результатов по программе
Регулятивные УУД
познавательные УУД
коммуникативные УУД

Мотивационная сфера
Нравственно-этическая позиция
Взаимоотношения в коллективе

Тесты, самостоятельно подготовленные педагогом
(Приложение 1)
Метапредметные
Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки
педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)
(приложение 2)
Анкета «Познавательная потребность подростков»
(Приложение 3)
Тест на определение уровня коммуникативных
способностей.
Методика самоконтроля. (Приложение 4)
Личностные
Методика изучения мотивов участия школьников в
деятельности
(Л.В.Байбородова) (приложение 5)
Диагностика нравственной воспитанности (приложение
6)
Методика «Наши отношения» (составлена Фридман Л.М.)
(приложение 7)

Методические материалы
При организации учебно-воспитательного процесса в объединении
вокала используются следующие принципы:
-принцип систематичности проведения занятий;
-последовательное ознакомление учащихся с азами вокальной грамоты;

-воспитание в учащихся осознанного стремления к самореализации в
подготовке концертных номеров;
-воспитание у детей чувства коллективизма: творческая
деятельность для успешного выступления ансамбля.
В работе чаще всего используются объяснительно - иллюстративный, практический, игровой
методы проведения занятий.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих
компонентов программы–тематики вокального материала, видов концертной деятельности.
Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в
данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры
вокальной программы).
Особое внимание при обучении вокалу уделяется сценическому движению.
Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями, требование времени. Важно научить
воспитанников правильно вести себя на сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого
репертуара.
В учебно-образовательном процессе по данной программе используются следующие виды
занятий:
- практические занятия в классе с педагогом по вокалу;
-самостоятельное занятие по заданию педагога;
-вокально-исполнительская практика;
Для усвоения теоретических знаний и практических навыков и умений
используются следующие дидактические материалы:
фонотека (репертуарные музыкальные произведения);
видеотека (видео-уроки по вокалу, концерты народных ансамблей, материалы с
Международных и Всероссийских конкурсов исполнителей казачьей песни)

Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

Всего

Количест

Режим

обучения

начала

окончания

учебных

во часов

занятий

обучения

обучения

недель

в год

03.09.2024

30.05.2024

36

144

1 год

2 раза в

Сроки
промежу
точной
аттеста
ции

сроки
итоговой
аттестации

11 – 15

12-22 мая

неделю

января

по 2 часа
2 год

03.09 2024

30.05.2024

36

144

обучения
3 год

02.09.2024

30.05.2023

36

216

обучения
4 год

02.09.2024

30.05.2024

216

2 раза по

11-15

2 часа

января

3 раза по

11-15

2 часа

января

3 раза по

11-15

2 часа

января

12-22 мая
12-22 мая
12-22 мая

Условия реализации программы
Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
образовательной программе. Минимально необходимый для реализации программы перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально – технического
обеспечения включает в себя:
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
6. Проектор, компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
8. музыкальные инструменты (трещотки, бубен, свирель, балалайка).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов
Список литературы

1.Безант, А. Вокалист. Школа пения: Учебное пособие/ А. Безант.- СПБ.:
Планета Музыки, 2019.- 192с
2.Макарец, Л. Школа пения. Теория и практика для всех голосов: учебное пособие/ Л.
Макарец, М. – СПБ.: планета музыки, 2015.-80
3.Матвеев, А.Н. Школа пения: Учебное пособие/ А.Н. Матвеев.- СПБ планета музыки, 2015.440с.
4. Школа пения: Учебно -методическое пособие/ Г. Ниссен Саломан.- СПБ.: Лань, 2015.-440с
5.Романовский, Н.В. Хоровой словарь / Н.В. Романовский. - М.: Музыка, 2016. 820 c.
6.Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению / И.П. Прянишников. - М.: Лань, 2017. 714 c.

7.Библиотека русского фольклора. Сказки. Книга 3. - М.: Советская Россия, 2013. - 624 c.
8.Н.П. Колпакова Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.:
Высшая школа, 2016.- 400 c.

Список дополнительной литературы
Для детей и родителей

1. О.Сафронова. распевки. Хрестоматия для вокалистов Лань, 2016-68с
2. АРуденко, Л. Райкова Распевание. Методическое Пособие.-М:2006.-22с
3. В Экнадиосов. Постановка голоса.- Минск БГУКИ, 2016.-114С
4. Техника постановки голоса: Учебное пособие.2-е изд, испр,.Вербов. А М
5. Болдышева.И. Рождество Христово в песенной традиции православных народов. Россия.
Новые песни Рождества. Книга 1 / Ирина Болдышева. - М.: Детско-юношеский хор и
церковно-певческая школа преподобного Иоанна Дамаскина собора владимирской
иконы Божьей Матери Санкт-Петербурга, 2016г. -752 c.
6. М. Гарсиа Упражнения для голоса. Учебное пособие / Гарсиа Мануэль. - М.: Лань, 2015.
-495 c.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».