Векторы РОСТа (программа воспитания)

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНЯ «ДОМ ТВРЧЕСТВА ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА УЛАН - УДЭ»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«Векторы РОСТа»

г. Улан - Удэ, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
№
1

Разделы

Стр.

Информационная карта программы

1

Пояснительная записка

3

2.

Особенности воспитательного процесса в ДТОР

3

3

Цели и задачи воспитания

5

4.

Виды, формы и содержание деятельности

8

4.1.

Модуль «Руководство воспитательной деятельностью объединения»

8

4.2.

Модуль «Учебное занятие»

9

4.3

Модуль «Работа с родителями»

10

4.4.

Модуль «Профориентация»

11

4.5.

Модуль «Самоуправление»

11

4.6.

Модуль «Ключевые дела ДТОР»

12

4.7.

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

14

4.8.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

15

5.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

15

6

Предлагаемые результаты

19

7.

Приложение

7.1.

Календарный план воспитательной работы

Информационная карта программы
Название программы

«Векторы РОСТа» (Р – развитие, О – образование, С – самореализация,
Т - творчество)
Наименование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
организации
«Дом творчества Октябрьского района города Улан - Удэ»
Адрес
и
телефон 670042, Республика Бурятия, г. Улан – Удэ, проспект Строителей, 60;
организации
8(3012) 336018
Ф.И.О. руководителя Антипова Наталья Юрьевна
организации
Составитель
Абдрафикова Татьяна Викторовна
программы
Нормативно правовое
 Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.N273-ФЗ
обеспечение
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся”.
 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №
996-р;
 Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120 ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
 Федеральный закон от 29 декабря 2010г. N436-ФЗ «О защите детей от
информации и причиняющей вред их здоровью и развитию»
Цель программы
личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально
значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Задачи программы • реализовывать воспитательные возможности ключевых дел,
• реализовывать потенциал педагога дополнительного образования в
воспитании обучающихся, поддерживать активное участие детей в жизни
ДТОР;
• использовать в воспитании детей возможности учебного занятия,
поддерживать
использование
интерактивных
форм
занятий
с
обучающимися;
• инициировать и поддерживать самоуправление – как на уровне
объединения, так и на уровне ДТОР;
• организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
• организовывать профориентационную работу с обучающимися;
• развивать предметно-эстетическую среду ДТОР и реализовывать ее
воспитательные возможности;
1

•

организовать работу с родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Модули программы
«Руководство воспитательной деятельностью объединения»
«Учебное занятие»
«Профориентация»
«Работа с родителями»
«Самоуправление»
«Ключевые дела ДТОР»
«Экскурсии, экспедиции, походы»
«Организация предметно-эстетической среды»
Категория участников Обучающиеся Дома творчества Октябрьского района в возрасте от 5 до 18
программы
лет

2

Пояснительная записка.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские

традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
Воспитание в учреждении дополнительного образования представляет собой
целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством
реализации дополнительных образовательных программ. Если обучение определяется
такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание - деятельность», то
воспитание оперирует качественно иными: «ценности – отношение - поведение».
Программа воспитания МБУ ДО «ДТОР» «Векторы РОСТа» (Р – развитие, О –
образование, С – самореализация, Т – творчество) составлена на основе примерной
Программы воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования РАО.
Она направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми. Настоящая программа разработана для детей от 5 до 18 лет, обучающихся в
детских объединениях МБУ ДО «ДТОР».
Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
1. ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДТОР
Свою воспитательно-образовательную деятельность Дом творчества осуществляет в 5-и
структурных подразделения:
• ДТОР, расположенный по адресу: 670042, Республика Бурятия, г. Улан –
Удэ, проспект Строителей, 60
•

Центр дополнительного образования «Олимп», расположенный по адресу:
670042, Республика Бурятия, г. Улан – Удэ, пр.Строителей, 12- 73; ул.
Мокрова 30.

•

Центр дополнительного образования «Тимуровец», расположенный по
адресу: 670013, Республика Бурятия, г. Улан – Удэ, ул. Жердева, 13; ул.
Жердева 17 – 63.
3

•

Центр дополнительного образования «Эллада», расположенный по адресу:
670033, Республика Бурятия, г. Улан – Удэ, ул. Краснофлотская, 50.

•

Дом творчества «Сосновый бор», расположенный по адресу: 670040,
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Маршала Жукова, 74.

Заключены договоры о сотрудничестве с обшеобразовательными организациями:
шк. №57, шк. № 47, шк. № 55, прогимназия № 108, шк. №50, шк №15, шк №18, шк. №52.
Основной состав обучающихся - это дети младшего и среднего школьного возраста.
Процесс

воспитания

в

ДТОР

основывается

на

следующих

принципах

взаимодействия педагогов и обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие детей и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в ДТОР детсковзрослых

общностей,

которые

бы

объединяли

детей

и

педагогов

яркими

и

содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел, обучающихся и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в ДТОР являются:
- стержнем годового цикла воспитательной работы ДТОР являются общие
ключевые дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- в проведении общих дел поощряется конструктивное взаимодействие детей
разных возрастов и разных объединений, а также их социальная активность;
- педагоги Дома творчества ориентированы на установление в своих объединениях
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в ДТОР

является педагог, реализующий по

отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную функции.

4

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет) таким целевым
приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися
социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом

людям; уважительно

относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
5

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
2. В воспитании детей подросткового возраста (11 – 14 лет) таким приоритетом
является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений
и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным

социальным

партнерам,

с

которыми

необходимо

выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-

к

самим

себе

как

хозяевам

своей

судьбы,

самоопределяющимся

и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3. В воспитании детей юношеского возраста (15 – 17 лет) таким приоритетом
является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта
осуществления социально значимых дел.
Это:
6

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в группе, дома или на
улице;
-

опыт

самостоятельного

приобретения

новых

знаний,

опыт

проектной

деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения
и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными

особенностями

воспитанников,

не

означает

игнорирования

других

составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим с детьми конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но
не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение
следующих основных задач:
•

реализовывать воспитательные возможности ключевых дел,

•

реализовывать потенциал педагога дополнительного образования в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие детей в жизни ДТОР;

•

использовать в воспитании детей возможности учебного занятия, поддерживать
использование интерактивных форм занятий с обучающимися;

•

инициировать и поддерживать самоуправление – как на уровне объединения, так и
на уровне ДТОР;

•

организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать
их воспитательный потенциал;

•

организовывать профориентационную работу с обучающимися;

•

развивать

предметно-эстетическую

воспитательные возможности;
7

среду

ДТОР

и

реализовывать

ее

•

организовать работу с родителями или законными представителями, направленную
на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДТОР

интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется через различные
направления деятельности ДТОР, которые представлены в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Руководство воспитательной деятельностью объединения»
Осуществляя работу своего объединения, педагог организует коллективную,
групповую и индивидуальную работу с обучающимися; работу с родителями
обучающихся или их законными представителями
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности

Формы деятельности

Работа с обучающимися объединения (коллективная и групповая):
 организационные встречи;
 проведение
репетиции
(при
необходимости)
 совместная подготовка реквизита,
костюмов и т.д.
 проведение бесед, посвященных
юбилейным датам, Дням воинской
славы, событию в городе, стране;
 выходы в музеи, театры города
Сплочение коллектива объединения через
 игры и тренинги на сплочение и
организуемые педагогом и родителями
командообразование;
совместные мероприятия.
 экскурсии;
 празднования дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные
поздравления, сюрпризы, творческие
подарки и розыгрыши
Организация
здоровьесберегающих
 физкультминутки;
мероприятий
 прогулки на свежем воздухе;
 спортивные и подвижные игры
Освоение норм
и правил общения в
 выработка совместно с детьми
объединении
законов своего объединения;
 тренинги на общение;
 беседы об этике поведения
Индивидуальная работа с обучающимися:
Инициирование и поддержка участия
обучающихся в ключевых и традиционных
делах
Дома
творчества,
оказание
необходимой помощи обучающимся в их
подготовке и проведении
Расширению
кругозора
детей,
формированию эстетического вкуса

Изучение
развития

особенностей

 наблюдение
за
поведением
обучающихся на занятиях, в играх, в

личностного
8

их повседневной жизни;
 беседы по актуальным нравственным
проблемам;
Создание ситуации успеха
 индивидуальная
работа
с
обучающимися, направленная на
выполнение конкурсных заданий
различного уровня, в ходе, которой
педагог вместе с ребенком ставят
определенные цели, а затем вместе
анализируют достигнутые успехи и
неудачи;
Коррекция поведения обучающегося (при
 частные беседы с ребёнком, его
необходимости)
родителями
или
законными
представителями,
с
другими
обучающимися класса;
 тренинги общения с социальным
педагогом;
 персональное
ответственное
поручение
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
 родительские собрания;
 индивидуальные встречи;
 информация на сайте ДТОР, в
контакте, инстаграмме, фэйсбуке
 Диалог в родительских группах
(мессенджеры viber;WhatsApp)
приглашение на открытые занятия;
помощь родителей при участии
обучающихся в конкурсах
организация праздников, конкурсов,
соревнований

Регулярное информирование родителей об
успехах и проблемах их детей, о жизни
объединения в целом

Привлечение членов семей к организации и
проведению дел внутри объединения
Сплочение семьи и Дома творчества

 создание и организация работы
родительского комитета своего
объединения, участвующих в
решении вопросов воспитания
и обучения их детей;
 делегирование представителей
родительской общественности
в Совет родителей Дома
творчества, участвующих в
вопросах
управления
образовательной организацией

Соуправление
образовательной
организацией
в
решении
вопросов
воспитания и обучения обучающихся

3.2. Модуль «Учебное занятие»
Воспитательный потенциал учебного занятия реализуется через превращение
знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей
информацией.
9

Воспитательная работа по реализации модуля.

Содержание и виды деятельности
Использование
возможностей
предмета

Формы деятельности

воспитательных
содержания
учебного

Применение на уроке интерактивных форм
работы с обучающимися

Использование пространства окружающего
социума как пространства для получения
опыта
сотрудничества,
партнерских
отношений друг с другом и со взрослыми
Поддержка мотивации обучающихся к
получению
знаний,
налаживания
позитивных межличностных отношений в
группе,
помощь
установлению
доброжелательной атмосферы во время
занятия
Инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов.

 подбор соответствующих текстов
для чтения, пьес для театральных
постановок, репродукций картин для
просмотра и обсуждения
 Интеллектуальные
игры,
стимулирующие
познавательную
мотивацию;
 Настольные игры, адаптированные
под особенности программы;
 проектная работа;
 Групповая работа или работа в парах
(командное взаимодействие)
 проведение занятий вне стен
учебного класса: в парке, на улицах
микрорайона,
этнографическом
музее, детской библиотеке.
 игровые процедуры

 Индивидуальные
и
групповые
исследовательские проекты;
 Конкурсы проектов

3.3. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся проводится с
целью привлечения их к совместной работе и обеспечивается установлением партнёрских
отношений с семьёй каждого воспитанника.
Работа

с

родителями

или

законными

представителями

обучающихся

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и Домом творчества в данном вопросе.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности

Формы деятельности

На групповом уровне
Участие в управлении ДТОР и решении
вопросов воспитания и социализации
обучающихся
Вовлечение родителей в событийное
10

 Совет родителей
 родительские собрания,

 мастер-классы, тренинги,
 семинары,
круглые
столы
с
приглашением специалистов
Обсуждение интересующих родителей
 Онлайн анкетирование на сайте
вопросов о деятельности объединений
ДТОР, в группах в мессенжерах,
 zoom - конференции
На индивидуальном уровне
пространство жизни ДТОР

 мероприятия
воспитательной
направленности,
 концертная деятельность и конкурсы
различной направленности
 индивидуальные
беседы,
консультирование

Помощь со стороны родителей

Координации
воспитательных
педагогов и родителей

усилий

3.4. Модуль «Профориентация»
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить его к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности

Формы деятельности
 беседы, циклы профориентационных
часов общения,
 экскурсии на предприятия города,
дающие начальные представления о
существующих
профессиях
и
условиях
работы
людей,
представляющих эти профессии;
 посещение дней открытых дверей в
средних
специальных
учебных
заведениях и вузах;
 освоение детьми основ профессии в
рамках освоения дополнительных
общеразвивающих программ;
 организация конкурсов по профилю
 просмотр обучающих фильмов и
роликов,
 стандарты JuniorSkills

Просвещение обучающихся, направленное
на подготовку к осознанному выбору своего
профессионального будущего

Ознакомление обучающихся с движением
JuniorSkills

3.5. Модуль «Самоуправление»
Развитие детского самоуправления в Доме творчества помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство

собственного

достоинства,

а

обучающимся

возможности для самовыражения и самореализации.
Воспитательная работа по реализации модуля.
11

–

предоставляет

широкие

Содержание и виды деятельности

Формы деятельности

В течение учебного периода
Участие в управлении ДТОР принятия
 деятельность Совета обучающихся,
административных
решений,
создаваемого для учета мнения детей
затрагивающих их права и законные
интересы
В летний период
Деятельность
выборных
самоуправления в лагере

органов

 деятельность штаба командиров,
штаба спортивных дел, штаба
творческих дел и т.д.

3.6. Модуль «Ключевые дела ДТОР»
Ключевые дела – это дела, в которых принимает участие большая часть
обучающихся и которые объединяют детей с педагогами в единый коллектив. Эти дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в
Доме творчества.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности

Формы деятельности

Вне Дома творчества
Совместно разрабатываемые и реализуемые
 социально – значимые проекты,
обучающимися
и
педагогическими
 всероссийские акции, посвященные
работниками
комплексы
дел
значимым
отечественным
и
(благотворительной,
экологической,
международным событиям
патриотической
направленности),
ориентированные
на
преобразование
окружающего социума
Проводимые для жителей микрорайона и
 спортивные состязания, праздники,
организуемые
совместно
с
семьями
фестивали, представления
обучающихся
виды
спортивной
и
творческой деятельности.
На уровне Дома творчества
Дела, направленные на усвоение социально
значимых знаний, ценностных отношений к
миру, Родине, создание условий для
приобретения
опыта
деятельного
выражения
собственной
гражданской
позиции

12

 День солидарности в борьбе с
терроризмом – цикл мероприятий
(беседы, выставки детских рисунков,
уроки мужества), направленный на
формирование
толерантности,
профилактику
межнациональной
розни и нетерпимости; доверия,
чувства милосердия к жертвам
терактов, а также ознакомление
обучающихся
с
основными
правилами безопасного поведения.
 Цикл дел, посвящённых Дню

Дела, направленные на создание условий
для накопления опыта самореализации в
различных видах творческой, спортивной,
художественной деятельности, позитивной
коммуникации.

13

Победы (выставки рисунков «Я
помню, я горжусь…»; конкурс
чтецов
«Строки,
опаленные
войной…»; акция «Георгиевская
лента»),
направленных
на
воспитание чувства любви к Родине,
гордости
за
героизм
народа;
уважения к ветеранам
 Цикл мероприятий, посвященных
Сагаалгану (выставки рисунков,
турнир,
Шагай
наадан),
направленные
на
воспитание
уважительного
отношения
к
обычаям и традициям своего народа
 «День матери» – цикл мероприятий
(выставки рисунков и поделок,
конкурсы стихов и песен, конкурс
мама и дочь - «Две звезды»),
направленные на развитие в детях
чувства сопереживания, доброго
сочувственного отношения к матери,
воспитание
уважения
к
материнскому труду, любви к
матери.
 отчетные
мероприятия
–
ежегодно
проводимые
творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и
т.п.) выступления детей и
педагогов, которые создают
атмосферу
творчества
и
неформального
общения,
способствуют
сплочению
детского, педагогического и
родительского сообществ Дома
творчества,
 конкурсы
различной
направленности
(«Карнавал
костюмов», «Золотая осень»,
«Пушкин – больше, чем поэт»
и др.), которые способствуют
поощрению
социальной
активности детей,
 «новогодние
калейдоскоп»,
состоящее из серии отдельных
дел
(выставки
рисунков,
изготовление символа года,
театрализованные
представления)
 церемонии награждения (по
итогам года) обучающихся и

педагогов за активное участие
в жизни Дома творчества,
защиту чести Дома творчества
в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах. Это способствует
повышению имиджа ДТОР в
детском
и
родительском
сообществе.
На уровне творческого объединения
 участие обучающихся различных
объединений
в
реализации
ключевых дел.

Реализация общих ключевых дел

3.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают расширить кругозор обучающихся, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных ситуациях.
На экскурсиях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего

труда,

преодоления

их

инфантильных

и

эгоистических

наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Воспитательная работа по реализации модуля.
Содержание и виды деятельности

Формы деятельности

Ознакомление с историческими событиями,
историко-культурными ценностями родного
города, республики

Экскурсии:
 «Православная Бурятия»,
 «К староверам Забайкалья –
В гостях у Семейских»
 «Степной кочевник»,
 «Улан-Удэ – три века с
полтиной»,
 «Буддийские храмы города»,
«Иволгинский дацан»
Летний выездной палаточный лагерь

Организация активного отдыха детей
Эпизодические
выходного дня

экскурсии

или

походы

14

Экскурсии:
 в музей,
 в театр, кинотеатр,
 бассейн,
 на ледовый каток,
 выезды на природу (на Верхнюю
Березовку в Оранж Хауз).

3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда Дома творчества, при
условии ее грамотной организации, способствует формированию у обучающихся чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой Дома творчества как:
Воспитательная работа по реализации модуля
Содержание и виды деятельности
Формы деятельности
Формирование наглядными средствами Оформление
интерьер
помещений
положительных установок обучающихся (вестибюля, коридоров,
залов) и их
на учебные занятия
периодическая
переориентация:
мотивационные
плакаты,
уголки
безопасности, информационные стенды
Размещение на стенах регулярно
Выставки творческих работ обучающихся,
сменяемых экспозиций
позволяющих им реализовать свой
творческий
потенциал,
а
также
познакомиться с работами друг друга.
Озеленение прилегающей территории
Разбивка клумб, посадка деревьев и
кустарников
Проявление фантазии и творческих
способностей, создающих повод для
длительного общения педагога со своими
обучающимися
Оформление пространства для проведения
конкретных событий

Совместное благоустройство учебных
кабинетов силами педагогов,
обучающихся и их родителей
Событийный дизайн праздников,
церемоний, творческих вечеров,
конференций и т.п.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным самим Домом
творчества направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
воспитательной деятельности и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами ДТОР с привлечением (при
необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной
организации) внешних экспертов.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ

воспитательной работы являются:
•

принцип гуманистической направленности (уважительное отношение, как к
воспитанникам, так и к педагогическим работникам);

•

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания (изучение не
количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и
15

разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогическими работниками);

•

принцип развивающего характера самоанализа (использование результатов для
совершенствования

воспитательной

деятельности

педагогических

работников:

грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с обучающимися деятельности);

•

принцип

разделенной

ответственности

за

результаты

личностного

развития

(понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как
социального воспитания (в котором Дом творчества участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития
обучающихся).
Основные направления самоанализа воспитательного процесса в ДТОР:
№

Направление

Способ получения

Оценочный

информации

инструментарий
Методика Н.П.
Капустина;
Тест на оценку и
самооценку
учащимися
нравственных качеств
личности (по З.И.
Васильевой)
Определение индекса
групповой
сплоченности
К. Сишора;

1

Оценка уровня
воспитанности
обучающихся.

Педагогическое
наблюдение;
анкетирование

2

Оценка уровня
развития коллектива

Педагогическое
наблюдение;
анкетирование

3

4

Социально –
педагогическая среда,
общая
психологическая
атмосфера и
нравственный уклад
жизни в ДТОР.
Степень включённости
родителей (законных
представителей) в
образовательный и
воспитательный
процесс

Тестирование,
Беседы с
обучающимися и их
родителями,
педагогическими
работниками

Методика изучения
уровня развития
детского коллектива
А.Н. Лутошкина
Методика оценки
психологической
атмосферы (А.Ф.
Фидлер)

Ответственные
Педагоги
дополнительного
образования,
методисты,
заместитель
директора по
УВР
Педагоги
дополнительного
образования,
методисты,
социальные
педагоги

Методисты,
социальные
педагоги,
зам по УВР

Анкеты (опросы) для
Педагоги
родителей по итогам
дополнительного
проведения
образования,
воспитательных
социальные
мероприятий, опросы
педагоги,
на сайте учреждения и
методисты
в мессенджерах
Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:
16

№
модуля
п/п
3.1.

3.2.
3.3.

3.4.

3.5.

Показатели

Метод мониторинга

Ответственный

Качество проводимых
ключевых дел

Анализ динамики
результатов анкетирования
участников

Качество совместной
деятельности педагогов
и обучающихся
Качество реализации
личностно
развивающего
потенциала учебных
занятий
Качество
профориентационной
работы

Анализ динамики отзывов
родителей (письменных)

Заместитель
директора,
педагог организатор
Педагоги
дополнительного
образования
Заместитель
директора,
методисты

Качество
взаимодействия с
родителями
(законными
представителями)

Анализ динамики
результатов поведения и
активности обучающихся на
занятиях, внутренний
контроль
Анализ динамики:
 количества
обучающихся,
завершивших
обучение по
выбранной
дополнительной
программе;
 результативности
участия в конкурсах
по выбранной
дополнительной
программе;
 результатов
поступления в
высшие и средне
специальные учебные
заведения по
профилю
Анализ динамики
результатов по следующим
критериям:
 отсутствие
конфликтов;
 рост посещаемости
родителями
мероприятий
различной
направленности;
 количество родителей
удовлетворенных
качеством учебновоспитательного
процесса;
 положительное
общественное мнение
17

Педагоги
дополнительного
образования,
методисты,
социальные
педагоги

Педагоги
дополнительного
образования,
методисты,
социальные
педагоги,
зам по УВР

родителей (отзывы)
3.6.

Качество
существующего в
ДТОР детского
самоуправления

3.7.

Качество проводимых
экскурсий, походов

3.8.

Качество организации
предметноэстетической
среды

Анализ динамики
продуктивной активности
обучающихся в
жизнедеятельности
объединения (ДТОР)
Анализ динамики охвата
детей и результативности
проведенных экскурсий,
походов
Анализ соответствия
компонентов предметноэстетической
среды реализуемым
образовательным
программам;
количество обучающихся,
принявших участие в
благоустройство учебных
кабинетов, озеленении
территории

Социальные
педагоги,
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования,
педагог
организатор,
методисты
Директор
заместитель
директора,
методисты,
педагоги
дополнительного
образования

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Воспитание – это многоаспектный и длительный процесс, результаты которого
проявляются не сразу. Между воспитательным воздействием и выработанными
качествами личности лежат различные по времени периоды. Каждый ребенок при
одинаковых условиях воспитания будет давать не одинаковый результат, что зависит от
многих факторов (среды, наследственности, внешних и внутренних факторов). Поэтому
воспитание должно учитывать все составляющие факторы.

18

№
п/п

1

Направленность
воспитательной
работы

Ожидаемые результаты

Гражданскопатриотическое

- знать государственные символы России;
- понимать значения слов Родина, Россия,
столица России, Народ России, Семья и
др.;
- развить чувство любви и гордости к
нашей стране, своей семье, друзьям;
- развивать чувство коллективизма,
сплоченности детского коллектива

2

Экологическое

3

Духовнонравственное

4

5

сформировать
представления
об
окружающей природе, ее разновидностях;
- развивать чувство любви к природе;
- сформировать понимание необходимости
заботы о природе, бережного отношения к
ней
сформировать
представления
о
морально-этических качествах личности,
об основных нормах и понятиях этики;
- развить потребность к активной,
познавательной деятельности, развитию,
саморазвитию;
сформировать
устойчивые,
положительные представления о личных
обязанностях, ответственное отношение к
ним

Здоровый образ
жизни

- сформировать потребность в активной,
подвижной деятельности, здоровом образе
жизни;
- знать правила личной и общественной
гигиены;
развивать
физические
способности
обучающихся детей

Эстетическое

- знать основные виды искусств
(живопись, музыка, театральное искусство,
художественная литература, архитектура и
др.);
- иметь представления о национальной
культуре своего народа, и народов других
стран, правилах поведения в обществе;
- сформировать положительное отношение
к
культуре
и
искусству;
- развить способности чувственного
восприятия
предметов
культуры
и
искусства

19

Методы диагностики

 Наблюдение;
 Беседа;
Тестирование;
Опрос;
 Анкетирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».